transportoskola.ru

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога. Почему кусается ребенок Кусается ребенок и как отучить 2 года

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Ну вот, и ваш малыш достиг двухлетнего возраста, он уже с лёгкостью бегает, активно познаёт мир, общается и начинает проявлять свой характер.

Многие родители бывают, не готовы к проявлениям агрессии, но очень часто случается так, что ребёнок 2 года кусается и щипается, дерётся и протестует. Настроение при этом может сменяться очень резко, а плач перерастать в истерику. Плохо ли это? Как реагировать на подобное поведение? И что за этим стоит, мы попробуем разобраться в нашей статье.

Что случилось с милым крохой?

Причины такого поведения

Проявление негативных эмоций и поступков, которые так пугают и нервируют взрослых, являются совершенно нормальной и понятной реакцией ребёнка.

Невозможно всегда быть в хорошем настроении, а детям и подавно свойственна его смена, как и всем людям. В 2 года мальчики и девочки ещё не способны в полной мере объясняться словами и со многими ситуациями, например, с отобранной игрушкой в песочнице, сталкиваются впервые.

Что с этим делать? Почему кто-то подошёл и забрал его вещь?

Представьте ситуацию, что вы купили машину, а товарищ её забирает, ссылаясь на желание покататься. Конечно, такое даже представить сложно, тоже самое происходит и с ребёнком. Но, не зная, как уладить ситуацию, малыш кусает соперника, т.к. это самое простое и доступное для него в тот момент решение.

Плохим поведением кроха может очень быстро привлечь внимание. Мама или папа, занятые своими делами, нередко становятся «мишенями» для вымещения недовольства.

Маленький человек рождается беззащитным. Но стоит ему чуточку подрасти, как он начинает пробовать границы дозволенного. Например, начать испытывать крепость своих зубок путем укусов окружающих. Конечно, любящие родственники простят маленького кусаку, гораздо больше проблем, если ребенок начинает кусать окружающих, и особенно детей на детской площадке или в саду.

Проблема это достаточно распространенная, поэтому во многих семьях вопрос, как отучить ребенка кусаться является весьма актуальным.

Причины, которые побуждают маленького ребенка кусаться, разнятся в зависимости от возраста. Значит, и способы отучения должны быть разными.

Малыш может начать кусать окружающих в возрасте 5-7 месяцев. В это время у него начинают резаться зубки, десна распухают, возникает ощущение зуда. Чтобы облегчить свое состояние, ребенок инстинктивно начинает что-то грызть и кусать. И чаще всего, это оказывается мамина грудь, которую младенец может довольно чувствительно прикусить во время кормления.

Искусственное вскармливание не избавляет родственников малыша от укусов, оно может кусать за руки и любые другие части тела, которые ему подвернутся.

Примерно в год, ребенок может через укусы выражать свои эмоции. Некоторые дети рождаются чрезмерно чувствительными, и любое событие вызывает у них взрыв эмоций. Поскольку словами выразить свои чувства ребенок не может, он использует доступные для него средства – укусы. В этот время от кусаки могут пострадать не только родственники, но и другие дети. К примеру, малыш может прийти в восторг от нового товарища по играм и на радостях искусать его.

Когда ребенку исполняется 3 года, его нередко отдают в детский сад, где он начинает кусать товарищей по группе. Причиной такого поведения может стать стресс от смены обстановки, а также, желание малыша контролировать окружающих. В этом возрасте для многих становится открытием, что они вовсе не «пуп земли», и окружающие люди даже не думают подчиняться их желаниям. Это вызывает чувство протеста, поэтому ребенок может начать кусать детей.

Читайте также: Советы и рекомендации родителям, как отучить ребенка грызть ногти

Если ребенок продолжает кусаться и в более старшем возрасте, то такое поведение часто говорит о том, что он не чувствует себя защищенным. Укусы могут быть реакций на то, что ребенка подавляет более активный сверстник. Дать достойный отпор малыш не может, поэтому прибегает к укусам.

Норма или отклонение?

Как утверждает известный педиатр доктор Комаровский, пробуют кусаться практически все дети. Однако одним достаточно один раз сказать, что маме больно, чтобы они навсегда прекратили свои эксперименты, других же приходится целенаправленно отучать от вредной привычки.

Наибольшей проблемой стоит признать ситуацию, когда ребенок продолжает активно кусаться в возрасте 2 года и старше. Это может быть свидетельством того, что у ребенка есть проблемы с контролем своих эмоций или он излишне агрессивный. В этом случае, иногда требуется помощь психолога, чтобы скорректировать поведение.

Как работать с малышами?

Обычно, отучить маленького ребенка кусаться не так сложно. Многим деткам достаточно увидеть, что их действия вызывают явное недовольство мамы, чтобы они больше не пытались использовать свои зубки не по назначению.

Как правило, малыши преимущественно кусают маму и других родственников. Если укусы спровоцированы зудом в деснах, то нужно просто помочь своему крохе: приобрести специальные силиконовые кольца и игрушки, которые он мог бы грызть в свое удовольствие. Можно использовать и специальный гель, оказывающий анестезирующее действие и снимающий дискомфорт. Такое средство может выписать педиатр.

Если же малыш кусается намерено, то нужно сразу же резко и твердо пресекать попытки. Например, если младенец прикусил грудь во время кормления, нужно тут же вынуть у него изо рта сосок и завершить трапезу. У ребенка должна сложиться устойчивая ассоциация: укус – отъем груди. То есть, он должен понять, что последствия нанесенного им укуса будут неприятными для него самого.

Нередко бабушки дают совет: укусить малыша в ответ. Мол, он почувствует, что это неприятно и больно, и бросит свою вредную привычку. Однако психологи категорически не рекомендуют этого делать. Во-первых, вряд ли мама или папа решатся действительно чувствительно прикусить малыша, поэтому он может воспринять данное действие, как приглашение к занимательной игре. Во-вторых, родители должны служить ребенку примером, а если они позволяют себе кусаться, то вряд ли малыш поймет, что он делает плохо.

Если ребенок с помощью укусов хочет что-то выпросить, нужно категорически пресекать шантаж. Это единственная методика, которая действенно помогает справиться не только со стремлением покусать, но и с детскими истериками.

Читайте также: Как заставить вашего ребенка делать уроки без лишних проблем

Если укусы ребенка – это следствие его излишней эмоциональности, то нужно на некоторое время оградить его от ярких впечатлений, отдавая предпочтение спокойным занятиям. А вот двигательную активность, напротив, нужно всячески поощрять.

Вот основные методики, которые помогают избавить от привычки кусаться малыша в возрасте около года:

  • Ограничение общения. При попытках ребенка причинить боль, нужно немедленно сворачивать с ним общение, предварительно строго сказав ему, что такое поведение вас огорчает. Чтобы ребенок лучше воспринимал, что ему говорит взрослый, стоит присесть передним на корточки, чтобы глаза взрослого и ребенка были примерно на одном уровне.
  • «Мне же больно!» Если малыш решит укусить кого-то из взрослых, нужно громко вскрикнуть от боли. Как правило, малыши кусаются чувствительно, поэтому особенно притворяться не придется. Данная методика хорошо срабатывает с чувствительными натурами, склонными жалеет окружающих.

Если малыш укусил в порыве эмоций, но тут же пожалел об этом, стоит воспользоваться ситуацией для развития чувства сопереживания. Пусть кроха пожалеет пострадавшего, погладит укушенное место.

А вот педиатры утверждают, что иногда причиной склонности к нанесению укусов у детей старше двух лет является свидетельством слабости жевательных мышц и высокой тактильной чувствительностью. В этом случае, малышу следует ежедневно давать твердую пищу (яблоко кусочком, морковку). Также полезно учиться надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, играть на дудочке. Эти простые действия укрепят мышцы и поубавят желания кусаться

Как работать с детьми садиковского возраста?

Намного сложнее бывает отучить ребенка кусаться в детском саду. Нужно попытаться доброжелательно и спокойно объяснить ребенку, что его действия неправильны. Но если такие разговоры не принесли результата, помогут советы психолога:

Жалобы на то, что ребенок кусается, одни из самых распространенных. При этом они поступают как от самих родителей, так и от посторонних - пострадавших соседей по песочнице, детей, посещающих ту же группу детского сада, что и кусающийся ребенок, и даже от взрослых, которые лично познакомились с такой реакцией малыша на запрет или что-то другое, что не понравилось маленькому агрессору. Но всегда ли ситуация, когда ребенок кусается - ненормальна, и его следует отучить от этого? Или существуют определенные условия, при которых такую реакцию можно отнести к допустимым?

Ребенок, который кусается: норма или отклонение?

Ответ на вопрос о том, почему ребенок кусается, могут дать его возрастные особенности.

Ребенок кусается в 1 год. По достижении годовалого возраста или раньше (начиная с 7-8 месяцев), малыш находится на пике активного прорезывания зубов. Годовалый ребенок кусается без намерения причинить вред - в ход идут все доступные ему предметы, которые можно грызть или жевать, облегчая этим зуд и напряжение в деснах. При этом у малыша может появиться повышенная капризность и раздражительность, у него может нарушиться аппетит и сон - причиной этого становятся неприятные ощущения, которые он испытывает при прорезывании зубов.

Ребенок кусается в 2 года. Это возраст активной социальной адаптации. Ребенок начинает посещать детский сад, развивающие группы, более тесно контактировать с детьми на игровой площадке. Его желание кусаться может быть спровоцировано элементарным неумением выразить свои желания или намерения иным способом. Так же у него может проявляться потребность в доминировании - кусая другого ребенка, малыш устанавливает своего рода превосходство над ним. Кроме потребности кусаться, ребенок может демонстрировать нежелание подчиняться правилам - отказываться ложиться спать в положенное время, игнорировать просьбы родителей и пр.

Ребенок кусается в 3 года. Это возраст, в котором большую роль играют отношения со сверстниками. И если в трехлетнем возрасте ребенок кусается, причиной этого могут быть нездоровые отношения в коллективе - в группе детского сада, среди постоянных участников игр на детской площадке и пр. Укусы могут носить как защитный, так и атакующий характер. В первом случае ребенка могут обижать другие дети (или он считает, что его обижают), а во втором - он сам нападает на детей, без каких-либо причин для этого. Но причина есть у любой проблемы. И применительно к потребности кусаться, это может быть негативный пример, который ребенок регулярно наблюдает, нездоровая атмосфера в семье, желание подражать любимому ТВ-персонажу и пр.

Как исправить ситуацию?

Если ребенок кусается, что делать в этой ситуации может снова подсказать его возраст.

Если ребенок кусается в год. Предложите годовалому малышу специальные игрушки, облегчающие прорезывание зубов и успокаивающие напряжение и зуд в деснах. Это могут быть пластиковые кольца или силиконовые диски с ручкой для держания. Второй вариант предпочтительней, так как вода, которой наполнена силиконовая оболочка, быстро охлаждается в морозильной камере, что существенно повышает «успокоительные» свойства игрушки. Но будьте внимательны: такое приспособление следует лишь слегка охлаждать (на 2-3 °C) по сравнению с температурой десен -этого будет достаточно, чтобы облегчить состояние ребенка. Он с удовольствием переключит свое внимание и потребность кусаться на эту игрушку. Кроме того, полезно занимать ребенка различными играми, которые он уже способен освоить в этом возрасте. Перебирание кубиков, листание книги с красочными картинками и другие несложные и интересные занятия помогут малышу отвлечься от желания кусаться.

Если ребенок кусается в 2 года. В этом возрасте малыши уже способны воспринимать не только свои, но и чужие эмоции. Расскажите ребенку о том, что малышу, которого он укусил, больно, и его следует пожалеть. Предложите своему маленькому агрессору подойти к пострадавшему и пожалеть его. Предварительно обсудите в доступных ребенку выражениях, как именно это лучше сделать. А после того, как он пожалел малыша, которого покусал и извинился перед ним, таким же образом побеседуйте с ребенком о недопустимости таких агрессивных действий.

Если ребенок кусается в 3 года. Так как в этом возрасте решающую роль играют собственные эмоции ребенка, и желанием кусаться он часто демонстрирует негативные переживания, отдельное внимание следует уделить анализу ситуации в целом. Возможно, причина такого поведения кроется в отсутствии контакта со сверстниками, а может, в его окружении есть кто-то, кто проявляет агрессивные черты поведения, и малыш просто имитирует это? Помощь в таких вопросах может оказать детский психолог или невролог - специалист проведет тестирование, которое поможет понять источник агрессии и провести работу над коррекцией поведения, чтобы манера кусаться и или другими негативными способами демонстрировать свое превосходство или переживания не закрепилась в качестве устойчивой модели.

В любом случае, ответ на вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, зависит от особенностей ситуации. Но важно вовремя обратить внимание на проблему и не допустить того, чтобы у нее появились шансы испортить отношения ребенка с окружающими.

Это может быть интересно

Иногда родители замечают у своих малышей вредные привычки и совершенно не знают, что с ними делать. Например, младенец стал часто кусаться. «Мы его такому не учили!» – говорят они, принимая происходящее за склонность к девиантному поведению.

Психологи считают, что причин для паники нет, если это происходит в своё время. В возрасте до 2–3 лет укусы – лишь один из способов общения. Внимательные родители вскоре найдут способ научить маленького кусаку добиваться своих целей по-другому.

Почему кусается ребёнок 1–2 лет

Чтобы узнать, как отучить ребёнка кусаться, нужно понять, почему он это делает.

Основные причины могут быть следующими:

Физиологическая . У малыша ещё не завершился процесс прорезывания зубов, и он испытывает дискомфорт. Поэтому всё, что попадается под руку, первым делом пытается погрызть. И это не только различные предметы, но и руки, ноги и другие части тела родителей.

Психологическая . Здесь возможны варианты:

  • Дефект воспитания . Сначала ребёнок таким способом проверял границы дозволенного: как далеко он может зайти в своих шалостях? Если он вовремя не получал адекватной обратной связи (ему не говорили, что кусаться нельзя, что это больно, плохо, не пытались его отучить), он может посчитать такое поведение нормой.
  • Переизбыток чувств . В возрасте 1–2 лет маленький человечек уже многое понимает, на все события реагирует эмоционально, но ещё не умеет выражать свои мысли и чувства. У крохи, как правило, уже имеется определённый словарный запас, но он пока весьма ограничен. А впечатления иногда настолько сильны, что он просто не может с ними совладать, они требуют выхода. Тогда малыш стучит ногами, кусается, щипается, визжит или кричит. Причём подобная реакция проявляется как при отрицательных, так и при положительных эмоциях.
  • Нехватка внимания со стороны родителей . Мама не слушает, когда ребёнок что-то пытается ей сказать, отвлекается во время игры или постоянно занята чем-то другим. Папа рано уходит на работу, приходит поздно. А когда возвращается, хочет поужинать и спокойно отдохнуть, поэтому мало играет с малышом. Он всё это видит и чувствует себя одиноко. Чтобы привлечь внимание, кроха подходит и кусает маму или папу: «Ну, посмотри на меня!», «Поиграй со мной, я же скучаю!» – примерно это он хочет сказать, когда общения с самыми близкими людьми не хватает.
  • Не получается повлиять на другого ребёнка . Например, он пытается вовлечь сверстника в какую-то игру, но тот энтузиазма не разделяет или вовсе уходит от общения. Раздосадованный малыш не знает, что с этим делать, и кусает второго ребёнка.
  • Выражение агрессии . Иногда детишки ссорятся и кусают «обидчика», показывая этим своё негодование. Редко, но бывает, что по той же причине кусают взрослых.
  • Дурной пример . Возможно, карапуз никогда бы себя так не вёл, если бы не видел, что так делает кто-то из окружения. К примеру, брат или сестра так дурачатся, а он просто копирует их поведение.
  • Самозащита . Возможно, так он ответил на попытку другого ребёнка его толкнуть, ударить или ещё как-нибудь навредить.
  • Нехватка личного пространства . Ребёнок пытается отстоять свои границы. Ситуация типична для семей, где двое и более детей.

Что делать НЕ нужно:

  • Применять физические наказания . Это бесполезно. Малыш, конечно, может испугаться и перестать кусаться. Но не потому что понял, почему нельзя, а потому что его бьют. Истинная причина, побуждающая его это делать, может только сильнее укорениться. Вспыльчивый станет ещё более вспыльчивым, упрямый – более упрямым. При этом проблем психологического плана станет больше. От этого метода кроха не осознает, что кусаться – нехорошо. Зато неокрепшую детскую психику поранить очень легко.
  • Кусать ребёнка в ответ , думая, что клин клином вышибают. Эта логика ошибочна в отношении маленьких детей. Взрослый считает, если малышу ответить тем же, он почувствует боль и поймёт, что тоже сделал больно. И в следующий раз так не поступит. Но маленький ребёнок так рассуждать не сможет в силу уровня развития. Он поймёт только, что ему кусать запрещают, а сами это делают.

Как отучить: приёмы

Реакция родителей на то, что ребенок кусается, должна быть правильной и незамедлительной. Отталкиваясь от причины, можно предпринять такие действия:

  • Если дело в прорезывании зубов, всё пройдёт само собой, как только ребёнок перестанет испытывать неприятные ощущения. Ему можно и нужно помогать: давать твёрдые фрукты или овощи, прорезыватели, применять специальные гели, капли и заботиться о нём чуть больше обычного. Ведь это очень сложный период для малыша.
  • При упущении этого момента в воспитании дело обстоит сложнее. Ведь карапуз уже уяснил для себя, что это вполне нормально. Как же теперь донести до него обратное? Выход один: перевоспитывать. Необходимо постоянно объяснять, что он делает больно. Словами, спокойно. Вместе с тем любые попытки укусить необходимо сразу же пресекать. К примеру, если ребёнок нарочно прикусил маме грудь, нужно забрать её и завершить кормление. И так каждый раз, пока не появится устойчивая логическая связь: укусил – кормление прекратилось. Только так он поймёт, что последствия этого действия малоприятны для него самого.
  • Если ребёнок не может найти выхода для переполняющих чувств, стоит помочь ему сформулировать их и проговорить вслух. А также показать, как ещё можно выразить эмоции: вместо того чтобы кусать папу от восторга, можно крепко его обнять.

    Слишком возбудимым детям можно скорректировать режим активности в пользу более спокойных занятий и творчества (чтение книг, рисование, настольные игры, лепка). Особенно незадолго до сна. Если малышу, напротив, не хватает активности, чтобы выплеснуть энергию и эмоции, следует занимать его подвижными играми (догонялки, прыжки через скакалку, велосипед или ролики).

  • Проблема нехватки внимания легко решается, если дать малышу то, что он требует. И это не мультики, планшет и новая игрушка, а родительская забота и совместное времяпрепровождение.
  • Когда малыш, кусаясь, проявляет агрессию, взрослым следует примирить пострадавшего и обидчика. В идеале – нужно сделать так, чтобы последний проявил сострадание и пожалел того, кого укусил. Тогда агрессия сойдёт на нет.
  • То же самое следует сделать, если укусы являются следствием того, что дети не могут договориться и повлиять друг на друга. Ещё хорошо было бы помочь малышам подобрать нужные слова и выразить свои чувства ими, а не с помощью укусов.
  • Если кроха копирует поведение старшего ребёнка, который легонько кусает его во время игры, следует поговорить с ним и попросить перестать это делать. Когда перед глазами долго не будет примера, вредная привычка забудется.
  • Чтобы отучить кусаться ребёнка, который таким образом пытается дать сдачи обидчикам, нужно объяснить ему, как правильно реагировать на подобные вещи. Каждый раз, когда малыш собирается укусить кого-либо, следует приложить прикрыть его рот своей рукой и сказать: «Нельзя».
  • При такой своеобразной борьбе за личное пространство необходимо дома обеспечить ребёнку свой уголок. Там он будет спокойно играть и заниматься. И никто из членов семьи не должен претендовать на это место или использовать его в своих целях. Это очень важно для развития личности ребёнка.

Влияние семьи

Обычно примерно к 3 годам ребятишки перестают кусаться. Со временем приходит осознанность и понимание того, что такое хорошо, что такое плохо. Задача родителей – своевременно оказать помощь в этом, направить и поддержать. А главное – своим примером показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Дети не воспринимают слова, они смотрят, что делают родители, и поступают так же. Чего ждать от ребёнка, в семье которого родители часто ругаются или и того хуже – поднимают руку друг на друга или на него самого?

Домашняя обстановка и образ жизни родителей – это то, что определяет уровень тревожности и стиль поведения малыша. Если дома спокойно и уютно, мама с папой живут в согласии, проявляют к нему внимание и заботу, а старший брат или сестра не обижают, кроха будет более уверенным и менее тревожным. Что неминуемо скажется и на поведении: в большинстве случаев у благополучных детей разного рода крайности носят непродолжительный характер или их удаётся избежать совсем.

Родителям необходимо выработать единую позицию по вопросу отучения и строго её придерживаться. Если каждый раз их реакция на поведение малыша будут неизменна, он всё осознает и расстанется с вредной привычкой навсегда.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы – случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия – депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход – детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение – признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, – предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте – не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность – это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Загрузка...

Реклама