transportoskola.ru

Экспериментальная деятельность как один из факторов развития творческой личности. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Царство воды Нас под крышей белый гвоздь

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: систематизация представлений у детей о времени года.

Задачи:

  1. Формировать умение определять времена года ориентируясь на характерные признаки.
  2. Развивать умения отгадывать загадки.
  3. Способствовать радостному весеннему настроению.
  4. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее проявления в природе, стремление передать его в рисунке.

Словарная работа: проталина; капель; ветки вербы; почки; подснежники.

Материал: репродукции “Времена года”, предметные картинки на тему “Весна”, альбомные листы, краски, кисти, магнитофон, музыкальные произведения.

Ход занятия

– Ребята, какие вы знаете времена года? (Осень, зима, весна, лето.)

– Я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.

1. Дел у меня немало я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня...
(Зима)

2. Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
(Лето)

3. Несу я урожаи, поля я засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю
Но не касалась елочек и сосен.
(Осень)

4. Я раскрываю почки зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы посеваю.
Движения полна, зовут меня...
(Весна)

– Весна, какая?

– Сколько, много красивых слов о весне вы знаете.

– Вам нравиться это время года? Чем?

– Художники выразили свое отношение к весне в картинах. Посмотрите.

Рассматривание репродукций.

– Какие признаки весны вы можете отметить?

– Какие краски использовал художник?

– Что происходит со снегом весной?

– Быстро или медленно бегут весенние ручьи?

– Быстро или медленно, прерывисто или не прерывисто капают капли с крыши, с сосулек?

– Какое у вас настроение после рассматривания картин? Мажорное (радостное, веселое) или минорное (грустное, печальное)?

– Представьте, что вы – сосульки, попробуйте под музыку изобразить, как таят сосульки.

Психогимнастика.

У нас под крышей
Белый гвоздь весит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Погрузить детей в состояние минора -ритмичные движения рук. Затем дети изображают другую капель, звонкую, радостную непрерывность движения рук (мажорность звучания, быстрота задорная музыка).

– А теперь поиграем в игру “Найди лишнее”.

Каждый набор из 4–5 картинок, одна картина отображает принадлежность к другому времени года, надо определить, почему она лишняя, доказать.

  1. Ветка вербы, ручеек, подснежник, валенки.
  2. Тающая сосулька, лужи на дороге, лист дерева, гриб.
  3. Проталины, яркое солнце, купальщик, скворцы, молодая зелень.

– Весна – радостное время года, поэтому о ней пишут не только художники, но и поэты. Вот послушайте:

“Весенние воды”

Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный берег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф Тютчев

Заметим, что поэт в стихотворении говорит о ручьях “бегут”, о весне - “идет”, т. е. весенние воды бегут, а весна наступает медленно, постепенно.

– Какой картине соответствует стихотворение?

– Какому настроению соответствует это стихотворение? Почему? (Мажорное, минорное).

– Кто гласит о том, что идет весна?

– Как в жизни воды (ручьи) гласят (шумят). А в стихотворении?

– Быстро или медленно передано здесь движение воды?

– Послушайте два произведения (Чайковский “Времена года”), подумайте, какая музыка подходит для этого стихотворения.

Слушание музыки, обсуждение.

– Я предлагаю вам тоже стать художниками.

– Какую весну вы бы хотели изобразить в своей картине.

– Какие краски вы будете использовать?

По итогам работы детей проводится выставка “Весенняя капель”.

Подвижные игры и упражнения на релаксацию и дыхание

1. «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Описание: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулак, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

2. «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губами, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу».
Упражнение можно повторять 2-3 раза.

3. «Корабль и ветер».
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Описание: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки…
А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторять 3 раза.

4. «Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Описание: «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делайте глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

5. «Шалтай - Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Описание: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай – Болтай».
Шалтай – Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак).
Сначала будем поворачиваться туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тело вниз».

6. «Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Описание: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будем свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! … Стоп!».
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского – Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

7. «Штанга»
Цель: расслабить мышцы лица.
Описание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».

8. «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Описание: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

9. «Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
Описание: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь весит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В.Селиверстов).
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будите изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделайте вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем …. А теперь выступаем. Здорово получилось!»

10. «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Описание: «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает это мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они начинают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса…. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в свое исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

11. «Шарик»
Цель: снять мышечное напряжение, расслабиться.
Описание: «Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох – и тело легким стало,
Выдох – шарик ожил словно.
Дышим мы легко и ровно».

12. «Кулачки»

Описание: «Руки на коленях, сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.
Руки на коленях,
Пальцы в кулачки.
Крепко с напряжением
Сжатые они.
Пальчики сжимаем,
Снова разжимаем.
Девочки и мальчики,
Отдыхают пальчики!»

13. «Кораблик»
Цель: снять мышечное напряжение и расслабиться.
Описание: «Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставите пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!»

14. «Холодно-жарко»
Цель: снять напряжение и расслабить мышцы туловища.
Описание: «Дети сидят на полу, они – медвежата. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Повторите игру два-три раза».

15. «Танцующие руки»
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, беспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Описание: «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились под бумагой. Закройте глаза и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 мин.).
Игра проводится под музыку.

16. «Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
Описание: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает в низ мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…
Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А теперь течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 сек.).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

  • < Назад
  • Вперёд >

Оранжевые загадки
1. Он с оранжевою кожей
Что на солнышко похожа,
А под кожурою – дольки.
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим.

2. Для начинки пирога
Подойдет нам курага.
А какой душистый плод
Людям курагу даёт?
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая;
4. Хвост пушистый
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
5. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
6. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые …

Синие (голубые) загадки
1. Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой
2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
3. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
4. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
5. Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло глубокое,
Рама зелёная.
6. Привлекает синим цветом,
Созревает поздним летом,
Тяжелеет от налива
И чуть – чуть с кислинкой.

Красные загадки
1. Этот круглый плод большой
С ярко – красной кожурой.
В южных странах он растёт,
Сок рубиновый даёт.
2. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
3. Цвёл когда – носил, как франт,
На макушке красный бант,
А созрел он – и макушка
Стала словно погремушка.
Многим в городе большом
Лишь по бубликам знаком.
4. Под деревом, под осинкою.
Стоит мальчик с пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Шапка красненька.
5. Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
6. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
7. В огороде вырастаю,
А когда я вызреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
8. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
9. Лесная и садовая,
Душистая, медовая,
Вся розовато-красная,
Да и на вкус прекрасная.
10. А она растёт на грядке
Красная – прекрасная,
Спелая и сладкая,
Очень ароматная.
11. Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
12. В годы давние, бывало,
Выручала я людей:
Часто мыло заменяла
Яркой ягодой своей.
13. Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут.
14. В красной шапочке грибок
Хочет прыгнуть в кузовок,
Но грибник брать не спешит,
Ведь красавец ядовит;

Зеленые загадки
1. Он колюч, зеленокож,
И на ёжика похож.
На окошке растёт,
Очень редко цветёт.
2. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями ярками.
Зелёная, забавная,
На Новый год я главная,
Пускай, как ёж колючая,
А для ребят я – лучшая.
3. Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный.
На вид-похож на мяч.
4. У ней множество одёжек,
У одёжек нет застёжек.
Если кто-то из одёжек
Приготовит вдруг салат,
Обязательно найдёт в нём
Витаминов целый склад.
5. Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены.
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
6. В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах.
7. Летом – в огороде,
Светлые, зелёные,
А зимою – в бочке,
Желтые, солёные.
8. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадают в ловушку
И комар, и мушка.
9. Высока и зелена,
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы,
Есть её всегда готовы.
10. Вроде сосен,
Вроде ёлок,
А зимою –
Без иголок.
11. Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерешь.
12. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки.
13. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит.
14. Что же это за девица –
Не швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

Желтые загадки
1. Растёт как лес
Почти до небес,
На макушке звенит
Хохолок зубчатый,
Под одёжкой хранит
Золотой початок.
2. Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
3. Шел я мимо,
Видел диво:
Висит в небе
Золотой котёл.
4. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
5. Пьёт соки из земли она
Зелёным тонким хвостиком,
А станет желтой, как луна,
И ароматна, и сочна –
Приходит летом в гости к нам.
6. Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
7. Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
8. Ты не клюй меня, дружок,
Золотистый петушок;
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких тогда, как я,
Будет целая семья.
9. Желтый одуванчик
По двору идёт,
Желтый одуванчик
Зёрнышки клюёт.
10. В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
11. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
12. Вкусный фрукт
Висит и зреет
Высоко на пальме.
Обезьяны и не только
Любят есть его спокойно.

Белые загадки
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаял
На моей ладошке.
2. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
3. Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
5. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
6. Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал,
Да там и пропал.
7. Зимой беленький,
А летом серенький.
8. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
9. Без неё невкусны суп,
Каша и картошка.
В пищу все ее кладут,
Только понемножку.
10. Хоть жидкое - но не вода,
Не снег, а белое.
11. Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт.
12. Бел как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит,
Рогом ест.
13. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.
14. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
15. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
16. В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
17. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадёт.

Ответы на загадки:
Оранжевые загадки:
1) апельсин
2) абрикос
3) морковь
4) лиса
5) белка
6) лисички
Синие (голубые) загадки:
1) небо
2) ручеек
3) василек
4) колокольчик
5) озеро
6) слива
Красные загадки:
1) гранат
2) яблоко
3) мак
4) подосиновик
5) рябина
6) клюква
7) помидоры
8) малина
9) земляника
10) клубника
11) брусника
12) бузина
13) мак
14) мухомор
Зеленые загадки:
1) кактус
2) ёлка новогодняя
3) арбуз
4) капуста
5) мох
6) кузнечик
7) огурцы
8) лягушка
9) трава
10) лиственница
11) крыжовник
12) горох
13) крапива
14) ель
Желтые загадки:
1) кукуруза
2) песок
3) луна
4) репа
5) дыня
6) солнце
7) колос
8) зерно
9) цыплёнок
10) подсолнух
11) лимон
12) банан
Белые загадки:
1) снежинка
2) сугроб
3) снежная баба
4) снег
5) зима
6) сахар
7) заяц
8) ландыш
9) соль
10) молоко
11) снег
12) гусь
13) одуванчик
14) мел
15) подснежник
16) иней
17) сосулька

Тема: « Чем можно измерять длину?»

Цель: развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время.

Задачи:


  • Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.

  • Познакомить с измерительными приборами: линейка, сантиметровая лента.

  • Развивать логическое мышление, умение наблюдать, стоить гипотезы и делать выводы.

  • Воспитывать любознательность, умение видеть необычное в обычном.
Гипотеза:

  • Измерить стул можно любым предметом, меньшим по размеру, чем стул.

  • Результаты измерения будут наиболее точными при использовании измерительных приборов.
Материалы:

Сантиметровая лента, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 3 м, шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Описание хода эксперимента.

На столах разложены рабочие листы «Измерение высоты стула». Дети рассматривают их и делают вывод, что им предлагается измерить высоту стула туфлем, карандашом, носовым платком.

Дети приступают к измерению, не забывая записывать результаты.

Полученные результаты сравнивают.

Делают вывод : в первой и третьей позиции результаты получились у всех разными. Почему? Из-за того, что у каждого свой носовой платок и разный размер ноги.(Саша) Результаты измерения высоты стула карандашом у всех одинаковые, потому что все карандаши одинаковые, стандартные (Настя)

Полина говорит, что измерять высоту линейкой удобнее. Дети приступают к измерению высоты стула линейкой. Результат получается у всех одинаковый.

Воспитатель предлагает детям измерить длину отреза ткани. Дети пытаются, но задание кажется им сложным.

Алена берет со стола сантиметровую ленту и предлагает измерять ею.

А какой она длины?

На ней нарисовано много сантиметров.

На ней отмечены не только сантиметры, но и метры. Это первая в мире единица измерения. Ее придумали во Франции 200 лет назад. Вот такой длины один метр (демонстрация шнура длиной в 1 метр). Сегодня многие страны пользуются метром.

Как вы думаете, для чего людям, живущим в разных странах нужны одинаковые меры длины?

Чтобы ездить друг к другу в гости торговать и не ссориться (Виолетта).

Правильно, торговля между странами стала намного проще и удобнее. Метр разделен на сантиметры. В одном метре – сто сантиметров (показывается сантиметровая лента).

Попробуйте измерить отрез ткани сантиметровой лентой.

Дети измеряют. Результат измерения у всех одинаков – 3 метра.



Чем измеряем?

Сколько?

Настя А.

Кирилл К.

Ксюша С.

Максим Н.

Тапок

3

4

3,5

4

Карандаш

4

4

4

4

Носовой платок

3

2

2

4

Линейка

60

60

60

60

Сантиметровая лента

60

60

60

60

Выводы:

  • Если измерить длину предмета предметом, имеющим стандартный размер, то результаты измерения будут у всех одинаковые.

  • Если измерять длину предмета не стандартным предметом, то результаты измерения у всех будут разными.

  • Удобнее всего при измерении пользоваться измерительными приборами: линейкой и сантиметровой лентой.

Конспект занятия по экологии « В царстве воды»

Цель:


  • Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.

  • Познакомить с круговоротом воды в природе.

  • Расширить знания об агрегатных состояниях воды.

  • Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение.

  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

  • Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой.

Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна вода?», «Куда течёт вода?»

Материал: Ведёрко с бумажными капельками, на которых написаны загадки; карточки с рисунками-ответами на загадки; ведёрко со снегом, письмо; воронки, стаканчики на каждого ребёнка, плакат с изображением круговорота в природе, модели охраны природы, бумажные капельки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое- узнаете, если отгадайте загадку?

Я очень добродушная, полезная,

послушная, но когда захочу,

даже камень источу.(Вода)

Правильно мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть? (в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

Воспитатель показывает карту земного шара и дети видят какое пространство занимает вода на планете.

Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?

Вывод: Вода-это жизнь.

А теперь давайте закроем глаза и перенесёмся в Царство воды. (Звучит музыка). Дети открывают глаза, слышится голос.

Здравствуйте! Добро пожаловать гости дорогие.

Воспитатель: - Ребята! Да это же сама Царица вода.

Царица вода: Приглашаю вас в моё царство. Но, чтобы продолжить путешествие вы должны отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках. (Дети по очереди достают из ведёрка схемы).

Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут. (дождь)

У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт- гвоздь упадёт. (сосулька)

Пушистая вата-плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако, туча)

С неба- звёздой, в ладошку- водой. (снежинка)

Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки (правильно это всё состояние воды).

Царица вода: Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. А вы знаете о моих свойствах? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой.)

Воспитатель: давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Дети по очереди называют свойства воды). - Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Царица воды: предлагаю вам поиграть в интересную игру, в которой вы узнаете ещё об одном явлении в природе.

Физминутка « Дождик»

Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: А называется природное явление, в которое мы играли, круговорот в природе. Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (Дети рассказывают с помощью плаката, дополняют друг друга.)

Сколько слышите слов, когда я произношу «Круговорот»? (вода в природе «ходит» по кругу, она «воротиться» туда, откуда пришла, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два «круговорот»

Царица вода: Продолжим путешествие, приглашаю вас в мою волшебную лабораторию.

Воспитатель: Ребята! Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты) Кто работает в лаборатории? (Учёные-лаборанты). Какую одежду одевают лаборанты? (белые халаты)

Мы с вами будем настоящими лаборантами. Одевайте белые халаты. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. А какие же мы будем делать эксперименты? Посмотрите, в лаборатории Царица вода оставила конверт и ведёрко. Давайте прочтём письмо. Дорогие гости. Я приготовила для вас сюрприз, принесла с вашего участка снег. И хочу узнать чистый он или нет?

Воспитатель: Давайте посмотрим в ведёрко. Что случилось со снегом? (Он растаял, превратился в воду) А почему он растаял? Какая вода в ведёрке? (талая) Мы будем проводить опыт с талой водой. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный?)

Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду. Скажите для чего нужен фильтр? Фильтр нужен для очистки воды. Будем с вами фильтровать воду. Берём марлю, разворачиваем, положили вату справа, сворачиваем два раза. Давайте вспомним, из чего мы сделали фильтр? (Ответы детей)

Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Достаньте фильтр, положите в тарелочку, посмотрите на фильтр. Что видите? Посмотрите в баночку, какая вода? (Чистая, профильтрованная). Что мы выяснили, когда провели опыт? Мы узнали, что снег грязный.

Вам понравилось в лаборатории?

Царица вода: Ребята! Вы познакомились с таким явлением в природе, как Круговорот воды в природе. Научились очищать воду. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случиться, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? (Дети отвечают на вопросы. Рассматривают модели охраны воды, обсуждая).

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. (Звенит колокольчик. Царица воды прощается с детьми. Дарит капельки - медальки.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром

Тема: « Подводное царство»

Цели: Способствовать приобщению детей к красоте подводного мира и его в различных художественных техниках.

Побуждать детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь целостности, художественной выразительности.

Развивать фантазию, воображение

Закреплять чувство гордости и удовлетворения результатами труда. Обогащать речь детей словами и эпитетами.
Оборудования: Ткань голубого цвета, цветные кубики 4x4 см, растворенная в воде морская соль, тонированный голубым цветом лист ватмана, пластилин, стеки, бусинки, цветная бумага, краски, гуашь, салфетки, кисточки.
Методы и приемы: Художественное слово, музыкальный ряд, метод однометности и контрактности, практическая работа детей, метод симпатии, аутотренинг, ассоциативное рисование.
Содержание организационной деятельности детей:
Воспитатель: - Ребята, как называется наш край?
- Вы когда-нибудь, отдыхали на берегу рек? (Да)
- У какой реки или озера вы отдыхали? (ответы детей из собственного опыта).
- А названия каких морей вы знаете? (ответы детей. Воспитатель подводит детей к ткани синего или голубого цвета).
- Представьте, что это море.(обращает внимание на ткань синего цвета). И мы с вами очутились на берегу синего моря. Предлагаю вам вдохнуть запах моря (предлагается детям понюхать запах растворимой в воде морской соли).
- Приятный ли этот запах? Какие чувства он у вас вызывает? (ответы детей).
- Предлагаю вам лечь на ковер, закрыть глаза и представьте будто вы лежите на берегу теплого моря. (Провожу аутотренинг, под музыку для релаксации: "Океанский пляж").
Расслабьтесь, руки лежат свободно вдоль туловища, не напряженны. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно, рядом со мной мой друзья, я хочу сними дружить, общаться, жить в мире. Я рад, что встретился с удивительным и прекрасным миром.
-В - ль: Откройте глаза, присядьте на корточки, посмотрите на наше море.
(Слайд №1, 2)
Иногда море тихое, покойное, как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет,
лишь едва, едва трепещет.
И в лазоревой дали,
Нежный плеск волны..."
-Давайте представим, как море едва, едва трепещет:(дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм (Слайд №3, 4)
"Море вздуется бурливо
зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой
расплеснётся в шумном беге..."
-Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны(дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходиться и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море успокоилось. Давайте мы с вами, опустимся на дно морское и понаблюдаем, за подводными обитателями. Закройте глаза, зажмите нос, присядьте на корточки. Откройте глаза. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. (Слайд №5).
- Кого вы здесь видите? (ответы детей: много рыб, медуз, крабов, ракушки, подводные скалы). (Слайд №6)
- Какие рыбы проплывают мимо вас? (ответы детей: дельфины, рыба-пила, акулы, камбала, морской конек, морской петух, рыба клоун). (Слайды с №7 по №13).
-Что необходимо рыбкам, чтобы в воде, они себя чувствовали себя комфортно, могли нормально жить? (ответы детей: морские водоросли- которые вырабатывают кислород; подводные скалы, камни - за которые рыбы прячутся).
- Вот на столе кубики разных цветов, выберите те цвета, которые встречаются в море и расскажите о них (ответы детей: синий, голубой - цвет моря, оттенки зеленого - цвет водорослей, коричневые и черные - камни, ракушки, белый - воздух).
Воспитатель подводит детей к листу ватмана, голубого цвета.
-В нашем подводном царстве скучно и неинтересно. Давайте будем заселять его подводными обитателями. Выберите необходимый материал и можете приступать к работе.
Несколько детей рисуют на листе ватмана водоросли, камни, скалы, рыбок простыми карандашами.
2-3 ребёнка способом обрывания из цветной бумаги делают рыбок, водоросли.
Один ребёнок изготавливает чешую рыбок из остатков подточенных карандашей.
2 ребёнка делают ракушки из пластилина, узор рисуют стеками, украшают бусинками.
2 ребёнка разрисовывают раковины и морские звёзды сделанные заранее из солёного теста. (Дети выполняют коллективную работу.)

Воспитатель: Вот и ожило наше подводное царство. Представьте себя золотыми рыбками в этом подводном царстве. (Включает музыку дети танцуют, имитируя плавные движения).
-Как вы себя там ощущали?

Посмотрите на наше подводное царство, какая раковина самая загадочная?

Попробуйте найти самую яркую рыбку.

Понравилось вам наше царство? Хотели бы вы стать рыбками?

Рефлексия.

Конспект экспериментальной деятельности

« Эти удивительные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие : развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал.


  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

  2. сундучок ощущений.

  3. Набор схем – рисунков.

  4. Шапка ученого.

  5. Набор камней на каждого ребенка.

  6. Лупы.

  7. Стакан с водой, ложка.

  8. Большие подносы.

  9. Салфетки маленькие.

  10. Салфетки большие.

  11. Коробка с ячейками.
Предварительная работа. Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа))

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.


Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Использованная литература:


  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.

  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.

  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.

  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.

  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
Конспект занятия с использованием мультимедийного оборудования

«Комнатные растения дарят здоровье»

Цель : Познакомить детей с комнатными растениями, которые не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.

Программные задачи:


  • Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, каланхоэ, герань.

  • Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей растения (корень, стебель, лист, цветок).

  • Закрепить знание детей о комнатных растениях, совершенствовать навыки ухода за ними.

  • Дать детям представления о профессиях людей, которые работают в оранжерее.

  • Обогащать знания детей о том какую пользу приносят комнатные растения людям.
Активизировать словарь детей: оранжерея, селекционер, садовник, цветовод, ученый.

Предварительная работа : чтение сказки Б. Вовк «Чьи Цветы лучше?», беседы о комнатных растениях, их пользе, способах ухаживания за ними, заучивание стихов и загадок о комнатных растениях.

Продуктивная деятельность : изготовление паспортов для комнатных растений в группе с детьми совместно, выполнение домашнего задания в виде рисунка «Мой любимый цветок».

Оборудование: Интерактивная доска, слайд-шоу «Путешествие в оранжерею»; комнатные растения: герань, алоэ, каланхоэ, фиалки узумбарские.

Ход занятия:

В.Ребята, нам сегодня в сад принесли необычную посылку. (Показывает).

Как выдумаете, что в ней может быть? От кого пришла посылка? (ответы детей). Молодцы.

Давайте посмотрим, что в ней? (Воспитатель достает диск.) Кто знает, что это такое? (Диск). Интересно, что на нем может быть? (Выслушивает предположения детей). Это непростой диск это приглашение на экскурсию в оранжерею. А кто из вас знает, что такое оранжерея? (ответы детей). Правильно, молодцы. Итак, я приглашаю вас на экскурсию в оранжерею.

Слайд 1 «Оранжерея»

Посмотрите, ребята, какое необычное здание. Чем оно отличается от наших домов? Правильно, стены и потолок у него из стекла. Почему? Для чего это нужно?

Оранжерея это помещение или здание, в котором выращивают разные растения. А что нужно для хорошего роста растений? (Свет, тепло, влага) Правильно. Оказывается стекло хорошо пропускает солнечный свет, поэтому при постройках оранжерей теплиц для дома часто используют этот материал

Какие растения могут выращивать в оранжерее? (ответы). А еще там выращивают необычные экзотические растения. Но сегодня мы с вами пришли в оранжерею, чтобы узнать много нового и интересного о растениях.

Каких? Вы узнаете, если отгадаете загадку.

Эти растения небольшие,

Но чудесные такие,

В каждом доме они живут,

Создают для нас уют. (Комнатные растения).

Слайд 2 «Красивые цветущие растения»

Зимой. Когда природа отдыхает, и за окнами серый, ветреный, почти бесснежный пейзаж, как будто по велению волшебной палочки, мы с вами переместились из зимы в лето. Посмотрите, как здесь красиво! Какое настроение у вас, когда вы любуетесь цветами?

Цветы это прекрасное творение природы. Цветы приносят людям особую радость, поднимают настроение… Цветы как парящая музыка…

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в наши тихие жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Физминутка: «Цветы»

1.2.3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Слайд 3

У нас в группе тоже есть комнатные растения. Кто за ними ухаживает? Как вы думаете, кто ухаживает за растениями в оранжерее?

Посмотрите, в оранжерее за растениями ухаживают цветоводы, садовники и ученые - селекционеры, которые выводят новые сорта удивительных, красивых растений.

Слайд 4 «Алоэ»

Ребята, мы с вами рассмотрели много красивых цветущих растений. А сегодня мы познакомимся с другими замечательными свойствами растений Эти растения не только украшают наши жилища, но еще и полезны человеку.

А чем они полезны? (они красивые, очищают воздух, увлажняют воздух, поднимают настроение и т. д.)

Слайд 4 «Алоэ»

Посмотрите на это растение. Как оно называется? Что вы о нем знаете?

(Алоэ). Какой у него стебель? Как расположены листья? В народе это растение называют столетник. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

А как вы думаете надо поливать алоэ? (ответы детей).

В. Да, алоэ надо поливать умеренно, и не ставить под прямые солнечные лучи. Ребята, посмотрите алоэ растение колючее, не имеет красивых листьев и цветов, но во многих домах оно растет. Почему? Правильно, потому, что оно обладает лечебными свойствами.

Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

Слайд 5 «Каланхоэ лечебное, декоративное цветущее»

А вот и другое растение. Как оно называется? Его называют каланхоэ. Чем оно похоже на алоэ? Правильно у него тоже мясистые листья и древовидный стебель. А чем они отличаются? У каланхоэ листья без колючек и форма листа другая сердцевидная.

А как же помогает каланхоэ людям? В листьях тоже находится лечебный сок, но его можно закапывать в нос при насморке. Каланхоэ называют комнатным «женьшенем». Препараты из его листьев применяют при лечении ран, ожогов, обморожений, используют при лечении воспаления дёсен, глаз. Сок добавляют в крема и лосьоны.

Ребята, вы знаете, ученые-селекционеры вырастили декоративные - цветущие сорта каланхоэ. Цветет каланхоэ очень часто, цветки бывают белые, розовые, желтые, красные. Уход заключается в умеренном поливе и его надо прятать от солнечных лучей. Алоэ и каланхоэ родом из Америки.

Упражнение на релаксацию.

Давайте расслабимся и восстановим наши силы.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются. Дышится легко, ровно, глубоко.

Слайд 6 «Герань»

Посмотрите, а вот еще одно интересное растение. Кто знает, как называется это красивое, цветущее растение? (герань зональная). Может быть, кто-то расскажет стихотворение о герани.

В зеленой травке новой

Кругом куда ни глянь

Растет цветок лиловый

Зовут его герань.

Расскажите, какая она? Она напоминает кустик, у нее прямой стебель, листья округлой формы, ярко-зеленые. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Оказывается, если листик герани немного помять, аккуратно вложить в ухо, то ухо перестанет болеть. Если протереть виски листиком перестанет болеть голова. За 5 минут герань убивает все микробы, которые находятся в метре от нее.

А у кого из вас дома растут лечебные растения?

Как одним словом можно назвать эти зеленые растения? (доктора, врачи, лекари).

Д/и «Выбери растение-лекарь». (Из разных видов растений выбрать те, о которых мы говорили.)

Дети вам понравилась наша экскурссия? Что нового, интересного вы сегодня узнали о комнатных растениях?

Сегодня во время экскурсии мы познакомились с комнатными растениями, которые не только украшают наши дома, но и укрепляют здоровье.

Конспект занятия по познавательному развитию « Планеты солнечной системы»
Цель: Познакомить с названиями планет Солнечной системы
Задачи:
- обогатить словарь (орбита, названия планет);
- развивать логическое мышление, фантазию;
- формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.
Материал:
1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.
Ход занятия:
Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
- Да.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.
(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)
Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех – Великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).
Разминка. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.
- В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?
(Ответы детей).
- Да, столько же сколько и планет – девять.
- Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).
- Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:
- Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)
- Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?
(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).
- Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.
(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).


- Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)
- Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)
Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.

Конспект познавательно-экологического занятия

Марина Ведерина
Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Царство воды»

Воспитатель Ведерина Марина Сергеевна

МБДОУ ДС № 402 г. Челябинска

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Царство воды".

Вид: экспериментирование.

Тема: «Царство воды».

Цель: закрепление и расширение представлений детей о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды).

Задачи:

1. Образовательная: познакомить со свойствами воды через экспериментальную деятельность.

2. Формирующая: формировать у детей элементарные правила ведения диалога.

3. Развивающая: развивать любознательность, внимание, мышление воспитанников.

4. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к объектам природного мира.

5. Речевая: активизировать и обогащать словарь детей.

Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи при изготовлении воронок, при проведении опытов с водой.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека

2. Чтение стихов о различных состояниях воды

3. Наблюдение за снегом, льдом и водой

4. Просмотр фильмов и иллюстраций о воде

5. Дидактические игры «Круги на воде», Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка».

Оборудование:

Стаканчики, баночки с крышками, акварельные краски, сахар, соль, лимонная кислота, кувшин с грязной и чистой водой, пакет молока, маленькие игрушки, ватные диски, воронка, щетка, мыло, заготовки для воронок, степлер, целлофановый мешок, карточки.

Ход НОД:

Организационный момент.

Дети входят в зал и слышат звуки воды.

Ребята, что мы слышим? (звуки движущейся воды)

Какой делаем вывод? (вода при движении звучит, издает звуки)

Воспитатель читает стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не умыться!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

А теперь давайте отгадаем еще загадки:

1)Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло потекло (снег).

2)Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним, прочь бегут (дождь).

3)У нас под крышей белый гвоздь весит,

Солнце взойдет – гвоздь упадет (сосулька).

4)Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лед).

Ребята, а теперь скажите, что объединяет все отгадки (вода)

Какими же необычными свойствами обладает вода, что человек без нее не может обойтись?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с вами отправимся в лабораторию для проведения опытов с водой.

Основная часть.

Назовите все предметы на этом столе? (стаканы с чистой водой, с молоком, 2 маленькие игрушки,

Какой опыт мы можем провести? (опустить игрушки в стаканы,

Какой вывод можем сделать?

Чем отличается вода и молоко? (вода прозрачная)

Вывод: мы узнали такое свойство воды – вода прозрачная.

(Выбор карточки).

Что вы видите на столе? (закрытые баночки с чистой водой,

Какая вода в баночках?

Что можем сделать с этими баночками (встряхнуть и взболтать воду,

Что произошло? (вода окрасилась)

Вывод: вода может менять цвет с помощью красителей (краски акварельной, гуаши – спросить у детей).

(Выбор карточки).

Физкультминутка.

Я буду тучкой, а вы мои капельки.

Вам пора отправляться в путь.

Капельки прыгают, танцуют.

Скучно им стало по одиночке играть,

Соединились они парами и потекли маленькими ручейками.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Попала река в большой океан.

И тут капельки вспомнили,

Что им наказывала тучка вернуться домой.

Как раз пригрело солнышко.

Капельки стали легкими,

Потянулись вверх

И вернулись к тучке.

И на этом столе мы воду. Какая вода – похвалите ее.

Это не просто вода – это питьевая вода.

Что с ней можно сделать сейчас? (попить)

Какая вода на вкус? (без вкуса, безвкусная,

Что еще на столе находится? (пакетики, каждый берет по одному,

Чтобы узнать о новом свойстве воды и о том, что насыпали в пакетики, каждый содержимое пакетика высыпает в свой стакан.

Пробуем.

Что изменилось? (вкус). Расскажите.

Вывод: вода безвкусная. Она растворитель. И может менять вкус.

(Выбор карточки).

Что видите? (в одном стакане - грязная вода, другой – пустой).

Можно использовать грязную воду? (если «да» ответили дети, следующий вопрос:

Где ее можно использовать?

Если нельзя в детском саду, дома и т. д. пользоваться грязной водой, что с ней мы должны сделать?

Как или с помощью чего можно очистить? (предлагаем детям проверить предложенные способы со щеткой, мылом и т. д. и если дети не предлагают воронку, предложить свой способ и вместе с детьми его проверить на опыте).

У нас возникла проблема: воду очистить хочет каждый из нас, а воронка одна? (через диалог подводим детей к необходимости самим сделать воронки)

Из чего мы сейчас сможем сделать воронки? (из бумаги, дети самостоятельно пытаются выполнить задание, воспитатель скрепляет, предлагает детям помочь тем, кто не сделал воронку, Проверить, правильно ли дети положили ватные диски)

Обсуждение полученных результатов.

Вывод: воду можно очистить.

(Выбор карточки).

Итог работы в лаборатории.

Сюрпризный момент: «Волшебница – вода». (Мыльные пузыри для каждого ребенка)

Публикации по теме:

Проверяем растворимость веществ (соль,сахар, мука) Красим воду готовим "цветные льдинки"(замороженная вода) Опыт со льдом (Проблемная.

Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды» Конспект интегрированного нод по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные свойства воды».

Конспект НОД. Опыт и экспериментирование в старшей группе «Свойства воды» Тема: Свойство воды Название области: Ознакомление с окружающим миром Тип занятия: Опыт и экспериментирование Цель: Исследовать плавучесть.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство-мир растений; ввести и обосновать классификацию растений.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Свойства воды» Дать представления о значении воды в нашей жизни: с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды.

Загрузка...

Реклама