transportoskola.ru

Лепка из пластилина

Поделки из пластилина в младшей группе ДОУ

Руководитель: Евстратова Светлана Леонидовна, воспитатель.

Мастер -класс предназначен для детей от 3 до 4 лет

Цель : вызвать у ребенка желание изображать; прививать интерес к окружающему миру; развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Назначение : выставка детских работ «Пластилиновое чудо»

Забавные улитки на зелёной лужайке из пластилина

Мне казалось, что улитка

Не способна бегать прытко,

Только ползать, не спеша,

Тихо листьями шурша.

Но ползучесть та - не хворость,

Для улитки - это скорость.

Вот и снова перед вами,

Еле двигаясь, лежит...

Нет, ошибся я, бежит!

Материалы: картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска для лепки.

Ход работы

Для изготовления ракушки для улитки раскатаем из пластилина яркого цвета длинную колбаску.

Свернем ее как спираль.

Туловище улитки сделаем другого цвета. Раскатаем короткую колбаску из небольшого куска пластилина.

Согнем туловище и сплющим его внизу.

Соединим туловище и ракушку.

Для глаз нам понадобится два маленьких шарика белого цвета и два шарика еще меньшего размера черного цвета. Ротик- шарик красного цвета.

Чтобы сделать шляпку раскатаем два шарика один больше второй меньше.

Большой шарик расплющим соединим с маленьким.

Развивающие занятия с детками 2-3 лет или развитие пальчиков при помощи лепки – это период по улучшению моторики рук, получение удовольствия от процесса и приобретение ценного опыта. Во время игры ребёнок развивает вкус и воображение, творческие задатки и интеллект, улучшая двигательную координацию и ловкость.

«Столбики для забора»

Цель: познакомить с новым материалом: пластилином или глиной, научить приёмам лепки - отрывать комочки, раскатывать в ладонях, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.

Материал:

Занятие

Привлеките внимание ребёнка пластичным материалом, который в руках оказывается настоящим инструментом для творческих занятий личности.

Достаньте брусок, оторвите кусочек и раскатайте в ладонях прямыми движениями: получился столбик для забора.

Сделайте несколько столбиков, а затем предложите ребёнку поучаствовать в процессе строительства забора, поощряя стремление к экспериментированию.

Помогайте ребёнку, если у него не получается придать пластилину необходимую форму.

Сначала пусть попробует раскатать материал пальцами, а затем постепенно перейдёт к ладошкам или на клеёнке.

Соединив столбики, получится заборчик.

Важно знать! Процесс лепки предоставляет возможность увидеть окружающий мир глазами ребёнка. Не останавливайте его во время занятия, пусть проявляет фантазию и воображение.

«Орешки для белочки»

Цель: заинтересовать процессом лепки, научить приёмам лепки - отрывать комочки, раскатывать в ладонях круговыми движениями, лепить на клеёнке, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.

Материалы : пластилин, клеёнка, игрушка белочка, салфетка для рук.

Занятие

Предварительно рассмотрите главного персонажа белочку. Охарактеризуйте её: пушистый хвост, цепкие лапы, быстроту движений.

Белочка живёт в лесу, любит грызть орешки.

Предложите ребёнку слепить для неё орешки.

Для этого отрывая комочки от пластилина, круговыми движениями раскатывайте их ладонями.

Помогите ребёнку, если требуется помощь поощряя при старании.

Угощайте белочку орешками.

После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.

Играя, стимулируйте заинтересованность ребёнка к процессу лепки, живо реагируя на сюжет.

«Зёрнышки птичкам»

Цель: заинтересовать и научить приёмам лепки: отрывать комочки, раскатывать в ладонях круговыми движениями, лепить на клеёнке, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.

Материалы: пластилин, клеёнка, игрушка птичка, салфетка для рук.

Занятие

Обратите внимание ребёнка на птичек, которым холодно и голодно, особенно с наступлением холодов. Поэтому мы должны заботиться о них. Понаблюдайте за птицами, их повадками, внешним видом.

Предложите ему позаботиться о них, покормить. Для этого нужно слепить много зёрнышек.

Отрывайте маленькие комочки от целого куска и круговыми движениями раскатывайте в ладонях.

Разыграйте сюжетную игру, в которой к вам в гости прилетела птичка. Охарактеризуйте её: круглая головка, маленький клювик, хвостик и лапки, яркое оперение.

Показывая процесс лепки, предложите ребёнку взять комочек и слепить много зёрнышек.

Помогайте, если он затрудняется раскатать их в ладошках. Начинайте процесс с пальчиков, постепенно перейдя на ладошку.

Отметьте, что птичке не надо бояться холодов.

Повторяйте выразительные слова, создавая эмоциональную атмосферу на занятии.

«Грибки в лесу»

Цель: заинтересовать процессом лепки, повторение навыков, учить соединять части, развивая сюжетно- игровой замысел и мелкую моторику пальцев рук.

Материал: пластилин, клеёнка, игрушки грибки, корзинка, салфетка для рук.

Занятие

Разыграйте сюжетную игру: предложите ребёнку прогуляться в лесок и поискать грибы: «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём».

Покажите гриб на картинке, называя ножку и шляпку.

Что для этого нужно сделать? Будем учиться лепить грибки из пластилина.

Оторвите комочек от бруска и скатайте его в ладонях: получится ножка грибка.

Что находится на ножке? Шляпка.

Оторвите комочек пластилина и расплющите его большим и указательным пальцами так, чтобы он напоминал форму шляпки гриба.

Наденьте шляпку на ножку, слегка прижав к основанию.

Прочтите стишок:

Грибок, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко.

После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Готовые грибки сложите в корзинку и угостите белочку и ёжика.



«Морковка для зайчика»

Цель: научить раскатывать комок пластилина в ладонях, удлиняя, заостряя кончик, сплющивая его пальцами, развивать сюжетно- игровой замысел и мелкую моторику пальцев рук.

Материал: пластилин, клеёнка, игрушка зайчик, салфетка для рук.

Занятие

Покажите зайчика и охарактеризуйте его: длинные ушки и быстрые лапки.

А чем питается зверёк? В лесу находит семена, грибы, побеги, очень любит овощи, особенно морковку.

Предложите ребёнку угостить зайку морковкой и слепить из пластилина его любимый овощ.

Оторвите комочек пластилина и раскатайте его в ладонях прямыми движениями, заостряя кончик.

Готовой морковкой угощайте зайку.

После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.

«Сочные яблоки»

Цель: научить лепить форму шара, раскатывая комок круговыми движениями, развивать координацию движений рук.

Материалы: пластилин, клеёнка, яблоки разных цветов, короткие веточки, салфетка для рук.

Занятие

Рассмотрите свежие яблоки, охарактеризуйте их по внешним характеристикам.

А когда созревают яблоки? Как они растут? Кто их любит?

Теперь из пластилина слепим яблоки разных цветов: красные, жёлтые и зелёные.

Оторвите небольшой кусочек и раскатайте его в ладонях круговыми движениями так, чтобы получилась форма шарика.

Затем пальцем сделайте ямочку и воткните в это место короткую веточку.

Сделайте яблоки разных цветов и угощайте белочек, ёжиков и других зверушек.

После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.

«Посадил дед репку»

Цель: научить лепить круглую форму, раскатывать комок круговыми движениями, вытягивая и прищипывая пальцами, развивая координацию движений рук.

Материалы: пластилин, клеёнка, кукольные персонажи из сказки «Репка», салфетка для рук.

Занятие

Вспомните или прочтите русскую народную сказку «Репка», меняя интонацию в зависимости от голоса персонажа.

Предложите ребёнку слепить из пластилина репку, жёлтую да крепкую и полезную.

Маленькие пальчики и ладошки уже всё умеют делать.

Возьмите комочек и круговыми движениями скатайте шарик, вытягивая с одной стороны хвостик, а с другой сделайте небольшое углубление, там, где росли вершки.

Важно помнить! Пальчиковые манипуляции положительно влияют на развитие речи детей.

«Испечём баранки, калачи»

Цель: научить лепить форму путём скатывания столбика и свёртывания его в виде кольца.

Материалы: пластилин, клеёнка, чашки с блюдцами, баранки или калачи, салфетка для рук.

Занятие

По сюжету игры устройте вечернее чаепитие.

Накройте стол, поставьте чашки с блюдцами и баранки с калачами.

Посмотрите, какие они румяные да душистые, испеченные в печи из теста.

Предложите ребёнку сделать их из пластилина, чтобы угостить всех зверей.

Продемонстрируйте приёмы лепки: раскатайте комочки пластилина между ладонями, соедините концы палочки, свертывая, образуя колечки.

Обратите внимание ребёнка на разнообразие форм.

Помогайте, если у него возникают трудности в процессе лепки.

Готовыми баранками и калачами угощайте зверей.

После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.


«Колечки для пирамиды»

Цель: научить сворачивать форму столбика в виде кольца, соединяя её концы, развивая мелкую моторику пальцев рук.

Материалы: пластилин, клеёнка, пирамидка, салфетка для рук.

Занятие

Поиграйте с кольцами пирамидки, собирая её в разной последовательности от самого большого до самого маленького, меняя цвета и размер.

Повторите цвета колец пирамидки.

Предложите ребёнку её слепить из пластилина.

Продемонстрируйте действия: раскатайте комочек в ладонях прямыми движениями ладоней рук.

Полученную палочку сверните, прижав концы пальцами, чтобы получилось колечко.

Предложите ребёнку повторить действия, используя пластилин разных цветов.

Готовые колечки надевайте на палочку, приготовленную заранее.

После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.

Важно помнить! Поощряйте ребёнка за старание.

«Колобок»

Цель: учить самостоятельно лепить шаровидную форму круговыми движениями ладоней, развивая мелкую моторику пальцев рук.

Материал : пластилин, клеёнка, персонажи сказки «Колобок», салфетка для рук.

Занятие

Вспомните или прочтите русскую народную сказку «Колобок», меняя интонацию в зависимости от голоса персонажа.

Предложите ребёнку из комочка пластилина жёлтого цвета самостоятельно слепить главного героя сказки.

Повторяйте слова:

Лепим, лепим Колобок,
Колобок – румяный бок.

Дополните сюжет изображением пенька, на котором он спел свою песенку.

После исполнения задания помогите ребёнку изобразить глаза, широкую улыбку и исполните вместе известную песенку.

Вспомните, с кем встретился по дороге главный персонаж, и чем закончилась сказка.

После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.

«Блинчики для мамочки»

Цель: используя полученные ранее навыки самостоятельно лепить, ритмично раскатывая комок, расплющивая его пальцами или ладонью.

Материал: пластилин, клеёнка, салфетка для рук.

Занятие

По сюжету игры попросите ребёнка помочь приготовить вкусные блинчики.

Круговыми движениями раскатать комок пластилина, а затем расплющить его пальчиками или ладошкой, создавая изображение блинчика.

Похвалите ребёнка за старание и усердие.

После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.

Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет перекликаются с жизнью и закладывают основу гармоничного развития личности, улучшая воображение и вкус.

«Улитка»

Цель: научить закручивать жгутик в виде спиральки, стимулируя познавательное развитие.

Материалы: пластилин, клеёнка, игрушка - улитка, салфетка для рук.

Занятие

Рассмотрите иллюстрации и картинки с изображением улитки.

Охарактеризуйте её: рожки на головке, домик, в котором она прячется и сворачивается клубком.

Поиграйте в пальчиковые игры, изображая улитку: вложите кулачок левой руки в правую руку, а указательными пальцами изобразите рожки.

Предложите слепить улитку из пластилина.

Скатайте жгутик определённой длины и сверните его.

Способом вытягивания и прищипывания слепите головку и рожки.

После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.

Развивающие игры и занятия с пластилином или глиной, подражание взрослому помогают ребёнку всесторонне развиваться, овладевая сложными навыками, накапливая знания, опыт и подготавливая пальчики к обучению писать.

Литература:

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет

Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,

2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру "Что изменилось?" (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: "Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов" или "Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его").

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Трехлетний малыш только начинает ощущать себя личностью и делает он это через игры, рисунки, поделки. Лепка из пластилина для детей 3−4 лет является настоящим уроком творчества. Изготовление фигурок и поделок увлекает ребенка, обогащает восприятие, пробуждает добрые чувства и развивает мышление.

Общие сведения о пластилиновой лепнине

Пластилин (в переводе с греческого «лепной») - это материал для лепки . Изначально его делали из смеси глины, воска и жира животных. Сейчас его производство связано с применением высокотехнологичных материалов, таких как каучук, поливинилхлорид и других.

Используется в детском творчестве и для изготовления эскизов и моделей скульптур. Качественный продукт должен быть мягким и эластичным под влиянием рук и не крошиться при затвердевании. В магазинах продаются изделия отечественных и зарубежных производителей.

По составу они идентичны, но зарубежный приятно пахнет и более насыщен по цветовой гамме.

В отличие от того материала, который все привыкли видеть, существует так называемый Умный пластилин (с английского «ручная жвачка»), созданный в 1943 году на основе силикона. Он похож на жевательную резинку, может течь, рваться, ломаться, а также обладает магнитными свойствами, светится, меняет цвет. Гудрон при низкой температуре имеет такие же свойства.

Недостатки пластилина проявляются в том, что он:

  • по мере хранения теряет первоначальный цвет;
  • притягивает пыль;
  • пачкает руки;
  • отдельные его виды горят;
  • оставляет на себе отпечатки пальцев.

Пластилин можно назвать игрушкой XXI века и для детей, и для взрослых. С его помощью снимается напряжение, прививается усидчивость, активизируется детская фантазия, развивается мелкая моторика, .

Виды и назначение пластилина

Видов пластилиновой продукции очень много, и для правильного выбора нужно знать, с какой целью совершается покупка, для ребенка какого возраста, и каковы возможности малыша. Чтобы выполнить обычные поделки, фигурки животных, растения, геометрические фигуры, подойдет самый обычный пластилин. Если есть необходимость сохранить поделки малыша, то стоит выбирать застывающий. Если пластилин нужен для рисования, то нужно покупать более мягкий по составу, который легко наносится пальцем на бумагу или картон. Особенно популярны следующие виды:

В продаже сегодня имеются наборы пластилиновой продукции. В наборе не только разные виды, но и много инструментов для лепки, также готовые детали для игровых композиций. Они очень нравятся детям, так как позволяют им в большей степени познать красоту художественного мира и воплотить ее в любимых предметах и образах.

При работе с пластилином необходимо сначала оборудовать для малыша рабочее место . Доска из пластика нужна в первую очередь, так как в состав пластилина входят жиры, и они могут оставить следы на мебели и на бумаге. Пригодится и деревянный ножик, который идет вместе с пластилином. Начинается работа с плоских изделий, они самые простые для лепки с детьми 3−4 лет. Поэтому надо приготовить еще лист из альбома, набор формочек и коробку цветных фломастеров.

Для поделки «Земляничная поляна» надо помочь ребенку с рисунком. Мелкие детали желательно не вырисовывать - в этом возрасте малышам еще сложно это сделать. Нужно помочь ребенку размять небольшое количество пластилина, сделать блин и ножичком вырезать из него листья таких же размеров, как на бумаге. Затем наложить на рисунок и прижать.

Для лепки отдельных фигурок надо начинать с самых простых, например, несложно сделать «Гусеницу из шариков». Для этого катают шарики разных цветов и соединяют их в одну линию - это туловище. Потом берется кусочек чуть больше прежних и катается шарик, добавляются глаза и рожки - голова готова. Голова присоединяется к туловищу и получается гусеница. Можно сочинить сказку или историю о красавице-гусенице.

При лепке рыбки нужно отщипнуть кусочек пластилина, размять его и скатать шарик, сделать из него овал, сплюснуть немного - туловище рыбки. Затем сделать треугольник и прикрепить его к овалу - хвостик рыбки. Из небольших шариков сделать глазки. Точно так же будут выполняться другие фигурки. При использовании застывающего пластилина поделки раскрашиваются красками и оставляются на память.

Отзывы покупателей

Мы детям покупаем обычно все новинки. Лепили с ними из глины, теста, шарикового пластилина, но вот набор «Плей До», по-моему, самый лучший из всех для поделок из пластилина для детей 3 лет. Продается он в баночках, разных цветов, очень мягкий и к рукам не липнет, одежду не пачкает, что удобно для малышей. Но больше всего нам понравилось то, что в наборе есть готовые заготовки для зверюшек и героев из детских мультиков. Минус, правда, один есть: если оставить открытым, он высыхает, а деньги немалые. Тем не менее рекомендую, все-таки пока это лучшее, что есть на рынке.

Маргарита, Новомосковск

Хочу написать о пластилине «Веселая радуга». Он меня не порадовал, это уж точно. Из такого же мы в детском саду еще лепили с детьми 3−4 лет, когда я воспитателем работала. Сколько лет прошло, должно же что-то измениться в качестве. Он очень жесткий, руки после него жирные, без мыла и горячей воды не отмоешь. К тому же крошится сильно, и на бумаге от него пятна масляные остаются.

Цвета какие-то блеклые, как будто выцвели на солнышке. Коробка сразу после вскрытия потеряла свой эстетический вид. Единственно, что хорошо, так это нож из пластика, который прилагался к товару. Считаю, что детям с подобными материалами работать нельзя, всю охоту отобьет у ребенка. Не советую никому, в наше время в магазинах можно купить и получше.

Светлана, Амурская область

Отзыв о пластилине писать и не думала, но когда мне в руки попался товар от «Веселой радуги», решила высказать свое мнение. В коробке десять цветов, вроде все приятные на вид, но белый совершенно не понравился, скорее серый. Теперь об использовании скажу. На ощупь мягкий, но при растягивании обрывается. Если оставишь на ночь, кусочки склеиваются между собой. Когда лепишь какой-нибудь предмет, то очень плохо отдельные детали крепятся - тут же отваливаются.

Пробовала смешать цвета для оттенка - ничего не получилось, не хотят соединяться друг с другом. Кроме того, эти цветные полосатые кусочки теряют свой рабочий вид: из них ничего нельзя вылепить, сильно крошатся, ломаются, в готовых поделках на другой день появляются трещины. К рукам липнет, трудно отмыть. Хочу отметить, что покупала его для себя, но удовольствия не получила, только одно разочарование, хотя лепка - мое хобби. Я сама работаю с малышами в детском саду, лепим из пластилина с детьми 4 лет, и думаю, они бы тоже не обрадовались такому материалу. Не рекомендую.

Популярное занятие для развития у ребенка моторики, абстрактного мышления, художественного вкуса.

Из чего лепить?

В принципе, лепить можно из всего, что липнет. Пластилин, массы для лепки, тесто для лепки - все это продается в магазинах. Но старайтесь, чтобы купленный продукт удовлетворял условиям:

  • масса не должна слишком быстро высыхать (промышленное «тесто для лепки» иногда быстро становится непригодным);
  • не должно быть резкого невкусного или сильно ароматизированного запаха;
  • кусочки массы хорошо липнут друг к другу, но не к рукам;
  • не пачкается.

Пластилин

Пластилин - самый распространенный материал для лепки.

Скорее всего, купить пластилин, удовлетворяющий всем требованиям, вам удастся не сразу. Лично нам подошел мягкий пластилин «Кроха» производства химического завода «Луч». Есть хороший пластилин на восковой основе.

Тесто для лепки

Его можно купить, а можно сделать самостоятельно (очень быстро и просто).

Рецепт соленого теста для лепки:

  • 2 стакана муки;
  • 1 стакан мелкой соли;
  • 1 стакан воды;
  • 2 ст.л. растительного масла;
  • пищевые красители по желанию.

Некоторые рецепты предусматривают добавление 2-3 ст. ложек лимонного сока. Готовое тесто можно разделить на части и добавить в них разные пищевые красители, вымешать.

Тесто получается очень приятным, мягким. Оно может до месяца сохранять свои свойства, если хранить его в пакете (или в герметично закрытой банке) в холодильнике. Но обычно, все же, после игры приходится его выбрасывать из-за большого количества «инородных» частиц, которые в нем оказываются, или в следствие окраски:)

Готовый вариант, который мы опробовали, - тесто для лепки Color Puppy. В заявленных ингредиентах у него тоже только вода, соль, мука, пищевые красители. В состав набора входили формочки, валик для раскатывания, «шприц» для выдавливания, штампы. Брусочки теста в наборе маленькие, но много цветов.

Популярный Play Doh

Play Doh (по-русски читается как «плей-до») - раскрученный бренд массы для лепки. Содержит пшеничную клейковину, воду, соль. Хватает на несколько сеансов игры. Потом постепенно масса подсыхает, начинает крошиться.

Play Doh - целая индустрия. Производитель выпускает не только саму массу, но и множество «аксессуаров» и инструментов для игры с ней.

Например, ребенку 2,5 лет нравится такой пресс в форме черепашки. Верхний блок подвижный, можно крутить его вокруг оси - и при надавливании будут получаться «колбаски» с сечением разной формы. Потом их можно использовать для продолжения игры. Например, плоские «макаронины» у нас укладываются в качестве дороги, по которой потом ездят пуговичные машинки.

Play Doh - это такой же расходный материал, как тесто. Поэтому если она нравится, и если натолкнетесь на распродажу (например, в Детском Мире иногда бывает), можно сразу закупить несколько упаковок.

Другие варианты

Шариковый пластилин.

Шариковая масса для лепки позиционируется производителями так: «легкая, воздушная, интересная по фактуре и совсем не липнет к рукам, волосам, одежде и рабочей поверхности». Что ж, доля правды здесь, конечно, есть. Но наша купленная масса (брали средней ценовой категории) не совсем мне понравилась. Фигурки в прилагаемой инструкции были красивыми, но на деле масса плохо держала форму. Отдельные шарики липли к ладоням (дочка растопыривала пальцы, ей это не нравилось, просила убрать).

Из шарикового пластилина можно делать объемные аппликации (выкладывать прямо на столе). Правда, после занятия на столе оставались липкие следы.

Еще один (пока последний из найденных) минус - цвета путаются, после игры их до конца не удается отделить друг от друга.

Дополнение: хочу написать несколько слов о лепке из шарикового пластилина спустя некоторое время. Дочка подросла (прошел почти года с момента опубликования статьи, ей около 4) и этой массой она уже не брезгует. Время от времени вспоминает, просит достать, с удовольствием что-то вылепляет (лепешки, «печенье», каких-то своих монстриков с непонятными забавными именами: Айкидон, Гиликимен и так далее, где только она берет эти имена, похожие на имена скандинавских богов?). Масса до сих пор не потеряла своих липких свойств. Но вот цвета полностью и безвозвратно смешались.

Кинетический песок.

Из кинетического песка можно лепить простые формы - шары, эллипсоиды, кубы. Можно комбинировать их с формочками, строить замки. Это, конечно, не совсем лепка в чистом виде, но зато интересная фактура, сенсорное разнообразие.

Лепка с маленьким ребенком

Если ребенок ходит в ясли, то занятия лепки там проходят. Обычно в раздевалке группы выкладывают журнал с описанием занятий. Можете посмотреть, чем малыши занимаются (чтобы иметь представление и развивать получаемые навыки).

Самые простые занятия - первые шаги в лепке

Сначала нужно познакомиться с материалом, привыкнуть к нему, «прочувствовать». Сделайте «лепешку». Пусть ребенок потыкает пальчиком на поверхность. Можно использовать эту поверхность для аппликации (вдавливать горошины). Такое занятие подойдет вообще для детей от 1,5 лет.

Разделяем на части. Вы катаете колбаску, ребенок отрывает от нее ровные кусочки. Это упражнение можно расширить: используйте получившиеся кусочки для аппликации. Например, нарисуйте дерево - пусть малыш наклеит на него яблоки (или листья).

Катаем колбаску и шарики. Это упражнение уже для детишек В первый раз покажите ребенку, как катать колбаску на рабочей доске/поверхности. Когда будет получаться, пусть попробует скатать между ладошек. То же самое с шариками. Сначала круговыми движениями ладошкой раскатывать на столе, потом между рук.

Калачики. После того, как научились катать колбаски, делаем калачики. Защипываем края колбаски между собой.

Самые простые упражнения при работе с тестом/мягкой массой:

  • пошлепывания;
  • защипы;
  • надавливания (можно «плющить» шарики).

И еще несколько советов.

Соединяйте материалы и фактуры. Тоже всем известный пример. Вы делаете из пластилина ежика, а ребенок вставляет ему иголки-зубочистки.

Используйте как часть игры или развивающих занятий. Подключите фантазию и подумайте, где еще можно использовать пластилин или массу/тесто.

Приведу пример. Мы изучали птиц, на прогулке слушали их пение, искали гнезда на деревьях. Дома после сна во время занятия лепкой делали… тоже гнездо! Я слепила основу, а дочка украшала его счетными палочками, а потом усаживала внутрь фигурки птичек.

Не ленитесь и не бойтесь уборки! Этот совет я даю всегда, он актуален для любых занятий с крохой. Пусть вам придется самой поработать лопаткой, отскребая пластилин от стола, но не останавливайте ребенка, когда он, увлеченный, расширит поверхность для игры.

Дополнительная литература

1. От всей души хочу порекомендовать книгу Натальи Костиковой «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). У меня такой книги не было, к моменту ее издания дочка уже выросла. Но блог Натальи я давно читаю (он очень красивый, там не только о развитии детей, но вообще о творчестве и рукоделии). У нас детишки погодки, поэтому интересно следить за развитием и творчеством ее сына. Не раз бывало, что на следующий день после выхода на ее блоге поста с описанием какого-либо занятия, я предлагала Даше сделать то же самое. Книга - целая энциклопедия, в ней более 70 подробных мастер-классов и идей, которые вы можете воплотить в занятиях со своим малышом. Да, знаю, что сейчас все можно найти в интернете (я именно так и делаю). Но с интернетом часто бывает так: в браузере куча закладок, а когда надо - для занятия ничего не готово, не выбрано и т.д.. Другое дело, когда книга под рукой, вы в любой момент можете к ней обратиться, не надо судорожно набирать запросы в Яндексе. На мой взгляд, с книгой гораздо проще наладить периодические занятия.

Книга еще и отличный вариант для подарка занятым мамам.

2. Книга по лепке, от которой я в восторге и которая помогает разнообразить наши занятия с пластилином, - «Секреты пластилина», автор Рони Орен (купить книгу можно в Озоне , в Лабиринте). Это пока еще в основном пособие для меня, но дочка в 3 года проявляет большой интерес к этой книге, рассматривает, пытается что-то лепить. Главное, она видит потенциал пластилина как материала для творчества.

В книге множество подробных инструкций и целые сценки, слепленные из пластилина.

Это книга просто «Секреты пластилина». А есть еще «Секреты пластилина. Динозавры», «Секреты пластилина. Новый год» и, вроде, еще какие-то тематические книги.

3. Также можете посмотреть книжечку Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» . Издательство «Мозаика-Синтез», в том виде больше не переиздавалась. Я брала ее в обычной детской библиотеке. В книжке, ориентированной на воспитателей детского сада, по полочкам разложены занятия детей с тестом, пластилином: от самых простых к более сложным. Вот пример разворота книги, как видите, все ооочень подробно расписано (кликните, чтобы увидеть в полном размере):


Эта брошюра переиздана сейчас издательством «Владос». Она переработана, дополнена (объем увеличился примерно в 2,5 раза, добавлены новые иллюстрации, цветные вставки). Так что если вы педагог, то книга Елены Янушко «Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей» (купить в Лабиринте , купить на Озоне) может быть вам очень полезна.

Там вы найдете все, начиная со знакомства с материалом (вдавливания, отщипывания, размазывания, раскатывания колбасок/шариков и т.д.).

Загрузка...

Последние статьи

Реклама