transportoskola.ru

Речевое развитие детей подготовительной группы. Конспект нод по развитию связной речи в подготовительной группе Развитие речи связная речь в подготовительной группе

Программные задачи:

  • Учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя план-схему.
  • Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением животных;
  • схема для составления описательных рассказов;
  • Маски животных.
  • Теремок.

Предшествующая работа:

  • Беседа: «Моя любимая сказка»
  • Чтение сказок.
  • ДИ «Из какой сказки герой», «Продолжи сказку»
  • Выставка детских рисунков «В гостях у сказки»

Ход занятия:

Слайд №1

Воспитатель:

Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать там? Путешествие будет не легким, нам предстоит выполнять много трудных заданий, вы готовы к трудностям? Тогда в путь. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, хлопните в ладоши.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»).

Слайд №2.

Интересно, в какую сказку мы попали? (Ответы детей)

Слайд №3.

Воспитатель: Ничего не понимаю, что это такое?

(дети отвечают, что это схемы для описания животных)

Я поняла! Голос хочет, чтобы мы по схеме угадали персонажей сказки. Ребята, а мы сможем справиться с таким трудным заданием? (ответы детей). Тогда за работу. Располагайтесь поудобнее на полянке и за работу. (дети садятся на ковер.

Один ребенок читает схему, остальные называют животное. После правильного ответа, выставляется картинка с изображением животного.)

Посмотрите, мы угадали всех животных.

Слайд №4.

Догадались, в какой сказке мы оказались? (ответы детей.) Правильно. Это сказка «Теремок».

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, куда это мы пришли? Смотрите, на поляне стоит теремок. Интересно, кто в нем может жить? (Ответы детей. Дети подходят к домику и спрашивают: «Кто в теремочке живет?» Тишина. (Воспитатель находит маски животных). Смотрите, да это же маски, давайте их примерим. Теперь вы не ребята, теперь вы зверята. Теремок стоит пустой. Давайте придумаем новую сказку про теремок.

Игра «Теремок» с элементами ТРИЗ .

Воспитатель : Понравилась новая сказка? Чем же она вам понравилась? (Ответы детей).

Как хорошо в сказке, но пора возвращаться. А как же нам вернуться в детский сад?

Приготовились! Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, хлопните в ладоши. (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Где же мы были?

Понравилось путешествие?

А что было интересного?

В следующий раз мы с вами опять отправимся в путешествие. А куда – это будет для вас сюрприз.

Цель: упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская, женская, детская); продолжать развивать умение правильно составлять описательный рассказ об одежде; закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея); развитие психических процессов: внимание, память, воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Предварительная работа. Беседа на тему одежда. Рассматривание тканей (джинс, синтетик, ситец, мех, драп) из которой шьется одежда. Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок, заучивание скороговорок. Проведена сюжетно-ролевая игра магазин «Одежда», «Ателье».

Орг. момент.

Дети находятся в приемной.

Сегодня мы с вами отправимся в необычный и очень увлекательный мир, мир в котором создается модная и очень красивая одежда.

Вы хотите туда попасть? Я вас приглашаю на занятие.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает у детей, кто такой модельер и как его идеи воплощаются в реальность.

Ребята, вы знаете кто такой модельер?

Ребята, а как появляется модная и красивая одежда, вы знаете?

Вы хотите знать?

Тогда мы отправляемся в увлекательное путешествие. Ребята посмотрите, где же мы с вами оказались?

Обратите внимание, кто это?

А что же она делает?

Конечно. Швея шьет красивую, модную одежду по эскизу модельера. Посмотрите, какое у нее множество разных инструментов, ниток, тканей, фурнитуры.

Воспитатель предлагает детям изобразить стук машинки,

Ребята, а давайте с вами попробуем изобразить, как стучит машинка, постучали зубками; как режут ножницы (артикуляционная гимнастика «часики»); изобразим иголочку.

Воспитатель обращает внимание на стоящий рядом манекен.

Молодцы, ребята, а что это такое, как вы думаете?

Правильно, манекен и на нем уже готовое платье. Ребята, какое оно? Давайте потрогаем и скажем, какое оно на ощупь.

В каждое время года мы одеваем одежду соответствующую сезону. Швея шьет одежду для разных сезонов. Какую? (летом-летнюю одежду, осенью-осеннюю одежду, зимой-зимнюю одежду, весной-весеннюю одежду).

Воспитатель спрашивает у детей название одежды, которую мы носим летом, осенью, зимой, весной.

Воспитатель дифференцирует одежду по принадлежности (мужская, женская, детская).

Ребята, люди этой профессии шьют одежду только для взрослых?

(ответы детей)

Показ слайд шоу. Дети преобразовывают слова в уменьшительно-ласкательной форме.

первый слайд на взрослой модели одета юбка – на девочках юбочка;

на втором слайде взрослая модель в платье – девочка в платьице;

на третьем слайде взрослые модели одеты в шортах – юные модели в шортиках;

на четвертом слайде взрослая модель одета в плащ – юная модель одета тоже в плащ;

на пятом слайде на взрослой модели одеты шарф и шапка – на мальчике шарфик и шапочка.

Воспитатель обращает внимание на приглушенный свет, звучание музыки, подиум, дефиле моделей.

Ребята, вы слышите, звучит музыка, как вы думаете, где мы с вами оказались?

Воспитатель предлагает детям пройти и присесть на стулья.

Проходите пожалуйста, присаживайтесь. Добрый день, мы рады видеть вас на показе летней коллекции одежды 2012 года. В новом 2012 году актуальными будут все цвета и оттенки. Бурными аплодисментами встречаем первую модель Зууру.

Воспитатель спрашивает детей о модели, о ее предназначении, сезонности, цветовой гамме, текстуре, свойствах ткани.

Ребята, посмотрите на нашу модель в красивом платье. Какое платье по принадлежности? Какая цветовая гамма? Какими декоративными элементами украшено платье? Как вы думаете, для какого сезона подойдет это платье?

Спасибо, а мы встречаем вторую модель. Ребята, давайте с вами опишем этот замечательный наряд.

Воспитатель добивается полного описания той одежды, которая находится на модели.

Воспитатель благодарит моделей за прекрасное дефиле и гостей (детей) за активное участие в обсуждение моделей.

Спасибо всем за активное участие в показе летней коллекции.

Воспитатель предлагает детям побыть в роли модельеров,и создать свой эскиз одежды.

Мы сегодня с вами узнали и увидели много нового. Побывали в цехе, на показе мод. А хотите побывать в роли модельеров.

Но для того, чтобы наши эскизы получились красивыми нашим пальчикам необходимо отдохнуть. Приготовили свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Аленка – маленка (Хлопок ладонями)

Шустра, быстра:

Воды наносила, (Загибают пальчики по одному начиная с большого)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела. (Хлопок ладонями)

В охотку ей дело. (Удар кулачками друг о друга 2 раза)

Наши пальчики отдохнули, головы придумали эскиз одежды, берите свои стульчики и проходите в мастерскую модельеров. Посмотрите на столах лежат множество разной одежды, цветные карандаш, выбирайте понравившуюся вам одежду, присаживайтесь за столы и переносите вашу фантазию на лист бумаги. Можете приступать.

Воспитатель подходит к каждому ребенку и интересуется рисунком, который будет на его одежде.

После завершения работы, воспитатель предлагает сложить все эскиз в конверт и отправить по почте известному модельеру Вячеславу Зайцеву.

Молодцы, у всех получилось воплотить свои мечты в реальность. Сейчас давайте сложим все эскизы в конверт и отправим известному модельеру Вячеславу Зайцеву. Он наверняка заинтересуется одеждой детей подготовительно группы детского сада №103. А мы будем очень внимательно следить за последними новостями моды, и ждать показа нашей коллекции одежды.

В конце занятия подводится итог.

Что мы с вами делали на занятии? Где мы сегодня побывали? О какой одежде мы говорили, для чего она нам нужна? Что вам понравилось?

Воспитатель благодарит детей за активность на занятии. Все были очень внимательными, старались правильно отвечать на вопросы.

Предлагает вернуться обратно в группу.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи:развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

Требования к речи педагога:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Эмоциональность;

Выразительность.

Методы развития связной речи:совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине -по серии сюжетных картинок -из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме -по стихотворению -по сказке -по скороговорке;составление описательного рассказа, заучивание стихотворений,беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

Приемы развития связной речи:

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.

Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины(передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные:Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта.Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими - как взрослыми, так и со сверстниками.Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1) Придумывание продолжения и завершения рассказа.

2) Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.

3) Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).

4) Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» Л. А. Пеньевской, после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему - самый сложный вид рассказывания. успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - «рыжая шубка».

Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Игровые.Сюрпризный момент,игровой персонаж,речевые игры,сюжетно-ролевые игры.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель - развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда?Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель - развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по - одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель - развитие связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель - развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

«Развитие связной речи в подготовительной группе».

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и .

Цель развития связной речи:развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыкамипрактического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов - описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.


Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

Требования к речи педагога:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Эмоциональность;

Выразительность.

Методы развития связной речи:совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине - по серии сюжетных картинок - из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме - по стихотворению - по сказке - по скороговорке;составление описательного рассказа, заучивание стихотворений, беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция , наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

Приемы развития связной речи:

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.

Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на », «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И. Левитана, «Февральская лазурь» И. Грабаря и др.).

План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины(передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные:Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими – как взрослыми, так и со сверстниками. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.


Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» , после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».

Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления»

г. Кемерово

Занятие

по развитию связной речи детей
подготовительной к школе группы
«Наши профессии»

подготовила

воспитатель

Иванова Наталья Леонидовна

г. Кемерово

2010г.

ЦЕЛЬ.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ

    Совершенствовать монологическую речь детей;

    Расширять и закреплять представления детей о профессиях;

    Продолжать учить отгадывать кроссворд;

    Обогащать глагольный словарь детей (фотографирует, стрижет, учит);

    Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

    Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;

Материал.

Демонстрационный: иллюстрации с профессиями людей, кроссворд, мяч;

Раздаточный: картинки с видами профессий, карточки с изображением предметов для профессий, конверты для карточек.

Предварительная работа:

    Рассматривание наглядно – дидактического пособия «Тематический словарь в картинках. Современные профессии» Нефедова К. П.;

    Беседа на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

    Беседа о пословицах, поговорках (о труде – лени);

    Экскурсия с детьми на кухню (знакомство с профессией повара);

    Изготовление альбома «Кем я хочу быть?»;

    Настольно – печатные игры «Профессии»;

    Дидактические игры: «Продолжи предложение», «Один – много», «Определи профессию по предмету», «Что лишнее»

Ход занятия

Воспитатель с детьми играет в дидактическую игру «Дополни предложение»

Садовник поливает что? (цветы), садовник поливает цветы где? (садовник поливает цветы в саду), садовник поливает цветы в саду зачем? (садовник поливает цветы в саду для того, чтобы они не завяли) и т.д.

В: Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. (Неожиданно раздается телефонный звонок) В: Алло! Здравствуй, Буратино! Скажи, пожалуйста, как ты учишься в школе? Да… вот как. Ребята, звонил Буратино и пожаловался, что учительница задала сложное домашнее задание – разгадать кроссворд, а он не знает как выполнить? Вы хотите помочь нашему другу? Д: Да. В: Буратино, дети хотят тебе помочь, я оставляю телефон на громкой связи, а ты внимательно слушай и учись.

(Воспитатель вместе с детьми встают вокруг стола, на котором лежит кроссворд)

В: Ребята, а кроссворд, то у нас загадочный. А может подойдут те загадки, которые мы с вами подготовили? Д: Да.

(Дети по – одному загадывают загадки, остальные – отгадывают. Воспитатель вписывает ответы)

ЗАГАДКИ Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит вырастет... (пилотом)

Причесываю, стригу Модную прическу сделать могу. (Парикмахер)

Скажи – ка, кто так вкусно - Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, Винегреты. Все завтраки, обеды? (Повар)

Наведет стеклянный глаз - Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)

Продавец зимой Олегу - Продал 3 сугроба снега. Крепостей Олег лепитель Он потомственный … (Строитель)

Я работаю в саду, Но нигде деревья. Я всему детей учу, Прихожу в сад первой. (Воспитатель)

Почему меня боятся Взрослые и дети? Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит? (Стоматолог) Встаем мы очень рано. Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

Плывет он на корабле, Но не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной. Ведь море – дом его родной. (Моряк)

В: Проходите, садитесь за столы. В: Вика, прочитай пожалуйста, какое слово зашифровано в клетках красного цвета? Д: Профессия. В: Буратино, ты слышал как дети разгадывали кроссворд? Б. Слышал, слышал. В: Буратино, наши дети загадки знают, и дружно умеют их отгадывать. Дети, а Буратино не знает, что означает слово «Профессия». Расскажите ему, что это за слово профессия? Д: Профессия – это труд, за который платят деньги. В: Кто из вас желает рассказать о какой – нибудь профессии? Д: Я расскажу о спасателе. Спасатель – это профессия опасная. У многих спасателей есть спортивные разряды. Для работы они имеют спортивные снаряжения. Спасатели умеют оказывать срочную первую помощь пострадавшим. Именно спасатели спасают людей живыми из разрушенных домов, вывозят во время наводнения. Спасатель должен быть смелым, сильным, уметь оценить ситуацию и принять решение. Спасатель помогает людям выбраться из беды. Эта профессия – для настоящих мужчин! (Дети рассказывают о профессиях и выбирают соответствующую картинку). В: Молодец Никита. Ребята, вы обратили внимание, какое выражение он употреблял в своем рассказе? Д: Да. Спасатель должен быть смелым, сильным, уметь оценить ситуацию и принять решение. В: А может, кто желает дополнить рассказ Никиты?

(В – ль обращает внимание детей на рассказчика)

В: Замечательно. Ребята, я обратила внимание, что вы старались рассказать о профессиях более подробно, а еще уточняли, какую работу выполняют люди той или иной профессии. В: Буратино, ты внимательно слушал рассказы детей? Ребята, он хотел бы еще узнать о профессиях. Значит, слушай внимательно и запоминай. Дети, следующее задание будете выполнять парами. У вас на столах лежат картинки, на которых изображен человек той или иной профессии. Посмотрите внимательно. Из конвертов достаньте карточки. Вам следует отобрать те карточки с предметами, которые соответствуют данной профессии. В: Карина, у тебя человек, какой профессии изображен? Д: Продавца. В: Докажи, что это продавец. Д: Он стоит за прилавком, а за спиной у него витрина с продуктами. В: По каким признакам ты определила, что это продавец? Д: По одежде, по оборудованию. В: Какие вы выбрали предметы? Д: Весы, продукты, кассовый аппарат, спецодежду.

(Воспитатель опрашивает 2 – 3 детей)

В: Ребята, а вы следите за ответами детей, для того, чтобы потом дополнить ответ сверстника. В: Ребята, я вам предлагаю поиграть с мячом «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди?».

(Воспитатель вместе с детьми встает в круг)

В: Правила игры простые. Я называю профессию, а кому бросаю мяч - отвечает, что делает человек данной профессии.

Продавец – продает,

Художник – рисует,

Спасатель – спасает,

Фотограф – фотографирует,

Строитель – строит,

Парикмахер – стрижет,

Повар – варит,

Учитель – учит.

В: Молодцы. Буратино – теперь тебе понятно, какие бывают профессии? И чем занимаются специалисты? Он мне сказал, что у него теперь все профессии запутались. Хотите помочь ему распутать?

Игра «Путаница»

Врач – строит дом,

Художник – жарит котлеты,

Стоматолог – тушит пожар,

Учитель – управляет самолетом,

Спасатель – рисует картины,

Повар - воспитывает детей.

В: Замечательно. Все профессии, которые запутались у Буратино, вы распутали правильно, да еще и разъяснили. Буратино, помогли ли мы тебе разобраться с профессиями? А, чтобы еще лучше ты запомнил, ребята тебе расскажут стихи о профессиях. СТИХИ Продавец Продавец – молодец! Он товары продает молоко, сметану, мед. А другой – морковь, томаты, Выбор у него богатый! Третий продает сапожки, Туфельки и босоножки. А четвертый стол и шкаф, Стулья, вешалки для шляп. Продавцы товары знают, Даром время не теряют. Все, что просим, продадут. Это их привычный труд. (Н. Кнушевицкая)

Повар

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

(С. Чертков)

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

(С. Чертков)

Художник

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.

(С. Чертков)

Профессия Мы в профессии играем По душе их выбираем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. (О. Емельянова) В: Дети, скажите мне, пожалуйста, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Д: Помогать Буратино, Отгадывать кроссворд, играть с мячом. В: Ребята, мы с вами не просто занимались, а помогли Буратино разгадать кроссворд, познакомили его с профессиями. Рассказали, какие нужны предметы для той или иной профессии и чем занимаются специалисты. (Неожиданно раздается стук в дверь) В: Я посмотрю, кто там? Ребята, догадались от кого подарок? Д: От Буратино. А сейчас попрощайтесь с гостями.

Список использованной литературы

    Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.;

    Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34

    Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.;

    Наглядно – дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» издательство: Мозаика – Синтез;

    Русланова Н. С. Дидактический материал «Профессии. Инструменты»;

    Личный опыт.

Загрузка...

Реклама