transportoskola.ru

Дыхательные упражнения аюрведа. Аюрведическое средство (вати) «Дыхание вселенной. Основа дыхательных упражнений

Биологически активная добавка к пище

Регулирует кровообращение, пищеварение, гормоны

«Дыхание вселенной» улучшает мозговое, сердечное и периферическое кровообращение, нормализует работу вегетососудистой и эндокринной систем, стабилизирует деятельность надпочечников и выработку гормонов. Регулирует деятельность нервной системы, способствует быстрому восстановлению после стрессов и является эффективным адаптогеном.

Улучшает тонус и эластичность кровеносных сосудов от самых крупных артерий до мельчайших капилляров. Способствует оттоку крови при венозных застоях, снимает спазмы и отеки, усиливает приток крови к конечностям, сердцу и мозгу, что способствует общему оздоровлению организма (особенно хорошо при перелетах). Снимает острые и хронические головные боли, чувство тяжести и головокружения при недостаточном венозном оттоке. Дает хороший эффект при мигрени, даже если болезнь продолжалась долгие годы, улучшает память, сон, предотвращает старческое слабоумие и разрушение психических способностей, в т. ч. при болезни Альцгеймера.

Обладает антиаритмическим действием, помогает при инсульте, инфаркте, предотвращает образование тромбов, снимает спазмы сосудов. Отличный антиоксидант, помогает при ишемии любого происхождения, рекомендуется при атеросклерозе. Положительно влияет на сосуды при диабете. Улучшая состояние сосудов и кровообращение в нижних конечностях, положительно влияет на суставы при артрозах.

Регулирует процессы выработки желудочного сока и ферментов, выводит из организма токсины и продукты неполного метаболизма, поэтому используется при заболеваниях пищеварительной системы.

Налаживает диалог между мозгом и эндокринной системой, способствует естественной регуляции выработки гормонов в нужном организму количестве, равно как и регуляции тонуса в соответствии с текущими задачами.

Содействует быстрому восстановлению после стрессов: гармонизирует работу надпочечников, снижает выбросы высокого адреналина, снимает внутреннее напряжение. При скачках в настроении стабилизирует, выравнивает психику и гормональный фон, помогает спокойно реагировать на происходящее, но не тормозит активность. При долгом употреблении эффект накапливается, человек приобретает способность анализировать жизненные ситуации и самого себя, принимать взвешенные решения, легко адаптироваться к обстоятельствам.

СОСТАВ

Органические компоненты в составе формулы направлены на гармонизацию работы пищеварительной и вегетативной нервной систем, улучшают кровообращение и обменные процессы в ЖКТ, мозге, сердце и конечностях. Растения выращиваются на плодородной чистой почве и обрабатываются по традиционной технологии, позволяющей многократно усилить их свойства и добиться комплексного действия.

Зира и анис полевой - два вида тмина, оздоравливающие пищеварительную, дыхательную и нервную систему. Обладают ветрогонным, мягким слабительным действием, снижают процессы брожения и окисления, выводят шлаки, снимают боли, успокаивают. Улучшают работу мозга, тонизируют психику.

Имбирь быстро проникает в ткани и сжигает токсины, улучшает метаболизм.Нормализует деятельность эндокринной системы, улучшает память. Снимает усталость и стресс, помогает при болезнях сердца, снимает боли в теле.

Амла (индийский крыжовник) - мощнейший тоник, иммуномодулятор и адаптоген, восстанавливающий после стрессов и напряженной работы. Придает телу молодость, чувствам - свежесть, уму - ясность. Укрепляет сосуды, используется при сердечных и нервных нарушениях.

Кориандр успокаивает ум, обезболивает, выводит токсины, охлаждает излишний жар в голове, стимулирует иммунитет и регенерацию клеток, уменьшает аллергию.

Асафетида повышает умственный и физический тонус, восстанавливает флору кишечника. Используется при болях в суставах и голове, параличах, судорогах, гинекологических заболеваниях.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Плохое периферическое и мозговое кровообращение, головные боли, диабет.
Вегетососудистая (нейроциркулярная) дистония, вегетативные кризы, ишемия, сердечно-сосудистые заболевания.
Ментальные и психические проблемы, трудности в расслаблении, адаптации, беспокойство, фобии, страхи, депрессии, маниакально-депрессивный синдром.
Нарушения памяти, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.
Проблемы с циркуляцией жидкостей.
Брюшной колик, несварение желудка, слабое пищеварение, запоры, метеоризм.
Затрудненное дыхание, астма, аллергия.
Артриты, артрозы, пористость костей.
Гипертонус (в т. ч. матки), дисфункции половой системы.
Частые перелеты, перемещения и перемены в жизни.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
«Дыхание вселенной»снижает вату (воздух), регулирует направление ее движения, выравнивает капху (слизь) и питту (огонь), увеличивает агни (метаболизм), сжигает аму (токсины). Улучшает метаболизм во всех тканях и органах, в т. ч. в органах пищеварения. Используется при заболеваниях вата доши (дисбаланс воздуха).

Неправильные привычки в питании и образе жизни ослабляют пищеварение, и в организме образуется ама. Ама блокирует каналы, загрязняет доши. Основное место локализации ваты - толстая и прямая кишка. Как правило, апана вайу (разновидность ваты, отвечающая за мочевыделение, дефекацию, менструацию, роды) движется вниз, но, заблокированная амой, она начинает двигаться вверх, вымещая прана вайу (вата, отвечающая за дыхание), питту, капху и аму в дыхательные пути и голову. Отсюда головные боли, повышение кислотности, метеоризм, ментальный дискомфорт. Вати направляет апана вайу в нормальное русло - вниз - и восстанавливает естественное течение всех дош.

Воздействие на доши
Вата-ануломан. Гармонизирует вату, способствует ее гармоничному движению.
Капха шамак. Уменьшает капху.
Ватагхна. Увлажняет, убирает излишки ваты на последнем этапе пищеварения.

Воздействие на агни
Дипан. Cтимулирует выработку желудочного сока и желудочных ферментов.
Пачан. Улучшает выработку ферментов в кишечнике.
Кримигхна. Нейтрализует пагубную флору.

Воздействие на шроты
Ведана стхапана. Снимает абдоминальные боли и колики.
Тикшна. Проникает в ткани, минуя аму.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Индивидуальная непереносимость.

СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ
По 1–2 таблетки 2 раза в день после еды. Симптоматически либо курсами от 3–4 дней до 6 месяцев, перерыв между курсами 1 месяц.
Для стабилизации работы головного мозга: по 1–2 таблетки 2 раза в день после еды 2–5 месяцев.
При повышенной тревожности: по 2–3 таблетки 3–5 раз в день после еды до исчезновения симптомов.
При перелетах и переездах: по 2 таблетки каждые 3 часа.
В период беременности: принимать симптоматически (гипертонус матки, колики) короткими курсами до 2-х недель.
Дети (от 2-х лет): по 0,5 таблетки 2 раза в день после еды.

ФОРМА ВЫПУСКА
60 таблеток в пластиковом флаконе.

Вати - это традиционная таблетированная форма аюрведических препаратов. В Аюрведе лекарственные составы используют в виде чурн (порошков), кватов (гранул), прашей (паст) и вати (таблеток). Вати дольше чурн сохраняют силу трав и чаще выпускаются аюрведическими производителями на экспорт. Для их изготовления используют как смолотые травы, так и травяные пасты и экстракты. Способ производства вати отличается в разных областях Индии, так в Керале для смешивания приготовленных трав с жидкостью (этот процесс называется "бхавана") последней берут совсем немного, после чего из полученной пасты готовят таблетки. В западной Индии используют пропорцию 1:1 и полученный состав перетирают в ступках снова до состояния сухой смеси.

Кстати, не поддающееся логике действие аюрведических препаратов можно увидеть на примере упомянутого процесса смешивания трав с жидкостями. Бхавана подходит под определение "обработки, придающей предмету другие свойства". Так процесс смешивания молотого имбиря с соком имбиря в средстве, называемом "Вишвабхешая вати", может усиливать свойства первого в 7 раз.

Препарат "Дыхание Вселенной" понижает вату и капху, выравнивает питту, увеличивает агни, снижает аму. Улучшает метаболические процессы во всех тканях (дхату) и органах, особенно в органах желудочно-кишечного тракта. Рекомендуется принимать при разнообразных заболеваниях вата доши (вата вьяди). Воздействует на проблемы, связанные со скачками в настроении или психике (дисбаланс ваты (ветра)). Снимает блоки в дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системе. Улучшает вялое пищеварение и обмен веществ.

Неправильные привычки в питании и образе жизни ослабляют пищеварительную систему. В результате пища недостаточно переваривается и в организме образуется ама (токсины). Ама по качествам тяжелая и липкая, она блокирует каналы, загрязняет доши. Вата является сочетанием эфира и воздуха. Эта доша отвечает за движение, именно с ее помощью двигаются другие доши. Вата доша имеет пять видов: прана вайю (дыхание), удана вайю (речь), самана вайю (пищеварение), вьяна вайю (питание клеток) и апана вайю (телесные функции ниже пупка: мочевыделение, дефекация, менструация, эякуляция и процесс родов). В то время как вата пронизывает все тело, ее основные места локализации — толстая кишка, прямая кишка, мочевой пузырь, таз, нижние конечности, кости, уши и кожа. Как правило, апана вайю перемещается из своего места нахождения в нижней части живота в круговом направлении и вниз, но заблокированная амой, она смещается и отклоняется от своего нормального пути и двигается вверх. Впоследствии она толкает прана вайю вверх, что перемещает питту, капху и аму до дыхательных путей и головы. В конечном счете, доши которые вышли из баланса и мест локализации, вызывают физические проблемы: головные боли, повышение кислотности, метеоризм, жжение. Происходит и дисбаланс на ментальном уровне, возникают чувства тревоги и депрессии, ощущение дисгармонии во всем теле.

"Дыхание Вселенной" регулирует пищеварение, стимулируя джатхар агни пищеварительный огонь) и дхату агни (метаболический огонь в тканях) и содействует производству необходимых ферментов желудка. Препарат также проникает глубоко через накопленную аму, в результате чего направляет апана вайю в нормальное русло — вниз и восстанавливает нормальное движения прана вайю. Кроме того, "Дыхание вселенной" уменьшает избыточную вату и особенно хорошо при слабости пищеварения, возникающей из-за нервных расстройств, беспокойств и депрессии, поскольку в результате налаживания пищеварения оказывает благотворное влияние на разум и эмоции.

Травы, которые входят в этот препарат, удаляют газы из кишечника, снижают боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и улучшают усвоение микроэлементов. Они помогают уменьшить аму, закупоривающую желудочно-кишечный тракт, и способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Травы в составе препарата "Дыхание Вселенной" богаты эфирными маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю - силы ваты, управляющие биохимическими процессами в желудке и кишечнике), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Рассасывая закупорки во всех каналах, шротах, они налаживают процессы в нервной системе и снимают спазмы и боль. Они улучшают общее настроение и праны в теле.

Воздействие на доши

Вата-ануломан. В состав входят травы, обладающие ветрогонным действием, приводят вату в естественное состояние, способствуя ее гармоничному движению в теле.

Капхашамак. Балансирует (уменьшает) капху (слизь) и выводит токсины из организма.

Ватагхна. Травы, входящие в состав формулы увлажняют, смазывают ткани, благодаря своим тяжелым качествам уменьшают вату на последнем этапе пищеварения, снимают патологии ваты, включая боли, онемение, слабость, головокружение.

Воздействие на агни

Дипан. Cтимулирует аппетит, выработку желудочного сока и других ферментов, способствующих перевариванию.

Пачан. Влияет на выработку ферментов, способствующих перевариванию в кишечнике.

Кримигхна. Обладает глистогонным, антибактериальным, противоамебным действием, нейтрализует пагубную флору, которая производит аму, снижает огонь пищеварения, нарушает выработку ферментов в желудке и кишечнике.

Воздействие на шроты

Ведана и стхапан. Снимает абдоминальные боли и колики.

Тикшна. Обладает способностью глубоко проникать в ткани, минуя блоки, созданные амой, практически мгновенно, не дожидаясь окончания процесса переваривания.

Прана - это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Ирана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием. Внутреннее движение праны - это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.

Физическое проявление праны - дыхание, поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление - как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.

^ Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма - это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана - «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

^ Секрет пранаямы

Риши также обнаружили важное различие между правым и левым дыханием. Возможно, вы замечали, что временами вам легче дышать через левую ноздрю, а иногда через правую. Такой сдвиг происходит примерно каждые 45 - 90 минут. Так же как правая сторона тела управляется левой стороной мозга и наоборот, дыхание преимущественно через левую ноздрю активирует правое полушарие мозга, а дыхание преимущественно через правую ноздрю активирует левое полушарие. Левое полушарие мозга связано с мужской энергией, а правое - с женской. Левое предназначено для логического мышления, изучения, исследования, агрессивности, соревнования и суждения. Когда мы судим о чем-либо, что-то исследуем и так далее, у нас преобладает правый дыхательный цикл и в активную работу вовлечено левое полушарие мозга. В точности наоборот, когда действует правое полушарие и преобладает левый цикл дыхания, мы проявляем женскую энергию, которая связана с любовью, состраданием, интуицией, искусством, поэзией и религией. Так что когда художник рисует картину или поэт пишет стихотворение, они используют какую-то часть правого полушария. А когда ученый работает в лаборатории, исследуя и решая проблему, он в это время использует какую-то часть левого полушария.

Секрет пранаямы - это секрет управления мужской и женской энергиями, действующими в нашей нервной системе. Когда мы в пранаяме Чередуя Ноздри вдыхаем через левую ноздрю, то заряжаем правую сторону мозга, а когда вдыхаем через правую ноздрю, то заряжаем левую сторону мозга. Когда йоги выполняют дыхание Чередуя Ноздри, их мужская и женская энергии точно уравновешивают друг друга. Когда эти энергии уравновешены, то пробуждается нейтральная энергия, и йог переживает чистое осознавание, которое именуется Брахман.

Когда мы выполняем пранаяму, очищаются нади (тонкие каналы нервной системы), ум становится управляемым, и мы можем выйти за пределы женской и мужской энергии в чистое, не различающее, пассивное осознавание.

Это основа пранаямы. Существует много различных пранаям - для согревания или охлаждения тела, для пробуждения большей мужской или женской энергии и так далее.

^ ШЕСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Пранаяма чередуя ноздри

Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение - это пранаяма Чередуя Ноздри.

1. Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.

2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.

3. Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.

4. Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.

5. Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).

Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5 - 10 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на кажущуюся простоту, этой пранаяме, равно как и другим, описанным в данной книге, лучше обучаться под руководством опытного учителя.

^ Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание)

Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.

Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.

Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали - слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

^ Бхастрика пранаяма (дыхание огня)

Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает все тело.

Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.


^ Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание)

При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля. 14

Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.

Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.

Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы - это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием.

14 При выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м». (Прим. ред. )

^ Уджайи пранаяма (дыхание победы)

Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознавание в область горла.

Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.

Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник - как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук. 15

Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию - пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием.

15 Этот шипящий звук совсем не сложно произвести как на вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот же звук, как в Бхрамари, но издаваемый шепотом. (Прим. ред.)

^ Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)

Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.

^ Глава 7. Медитация и дисциплина ума

Медитация - это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации - это стресс, озабоченность и заблуждение.

В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.

Какой бы метод медитации вы ни использовали, какой бы системе ни следовали в соответствии с наставлениями своего учителя, пожалуйста, продолжайте это делать.

^ Что является и что не является медитацией?

Медитация - это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум - это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации.

При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.

Сосредоточение все исключает, а медитация, напротив, все включает в себя. Медитация - это открытое, не различающее осознавание. В медитации все имеет право на существование. Медитация говорит «да» всему на свете, в то время как сосредоточение всему отказывает.

Сосредоточение - это усилие. Но повсюду, где есть усилие, есть и тот, кто его совершает. Усилие совершает эго. Поэтому сосредоточение питает эго - чем больше сосредоточение, тем больше эго.

В медитации нет усилия и того, кто его совершает. И потому медитация - это свобода. Вы просто спокойно сидите и внимаете всему, будь то щебетание птицы, плач ребенка или шорох листьев. Каждый звук желанен, позвольте ему достигнуть вас. Когда вы внимаете звуку, то становитесь центром, а звук оказывается чем-то внешним, устремляющимся к вам, чтобы встретиться с вами.

Внимая любому звуку без суждения и критики, без симпатии и антипатии, вы становитесь центром, и все звуки устремляются к вам, чтобы раствориться в вас. Отдайтесь звуку. Позвольте ему пройти сквозь вас. Не сопротивляйтесь.

И тогда происходит нечто волшебное. Вы становитесь пустым. Вы становитесь безмолвным чистым бытием.

Когда вас касается легкий ветерок, позвольте ему проникнуть в вас. Никаких усилий, никакого сопротивления. Помните, что покой и тишина - это не противоположность звука. Каждый звук растворяется в тишине. Эта тишина - вы, и звук приходит, чтобы встретиться с вами и раствориться в вас.

Посмотрите на любой объект - дерево, цветок или стену. Пусть не будет никакого выбора, никакого суждения - просто беспристрастное наблюдение.

Осознавание - это акт слушания, акт смотрения. Для него не требуется никакого усилии, никакого сосредоточения. При осознавании, в медитации, сосредоточение происходит естественным образом. Оно дается как дар. Но при сосредоточении по своему выбору вы упускаете медитацию.

В расширенном, пустом состоянии сознания мышление прекращается, дыхание становится спокойным, и человек просто существует как чистое осознавание. Это состояние наполнено радостью, красотой и любовью. Индивидуальное сознание сливается с Космическим Сознанием и выходит за пределы времени и мышления.

В этом состоянии не важно - открыты ли ваши глаза или закрыты. Оно приходит без приглашения, подобно дуновению ветерка, потому что это состояние - ваша подлинная природа: любовь, блаженство, красота и осознавание. В нем нет ни страха, ни депрессии, ни тревоги, ни беспокойства, ни стресса. Человек становится беспристрастным свидетелем тревог, беспокойств и стресса. В этом состоянии происходит исцеление.

Медитация тесно связана с дисциплиной. Дисциплина означает обучение, а того, кто учится, называют учеником. Нам нужно учиться искусству дисциплины. Дисциплина означает упорядочивание. У мысли есть свое надлежащее место, у желания - свое, у работы - свое, а у обязанностей - свое. Дисциплина привносит в жизнь гармонию. Поэтому дисциплина и медитация неотделимы друг от друга. Нет медитации без дисциплины, и не может быть дисциплины без медитации. В действительности они составляют одно целое. Медитирующий ум - это дисциплинированный ум.

Так называемый сосредоточенный ум - это управляющий ум. Озабоченный ум управляет. Но свободный, бдительный и осознающий ум наполнен блаженством. Это дисциплинированный ум. Дисциплина - это аромат жизни. Без этого аромата жизнь не становится праздником.

При медитации сидите, выпрямив спину. Если можете, сядьте в позу Лотоса (или Полулотоса, если она для вас удобнее). Если вам неудобно, то можно сидеть и на стуле, но при этом также держите позвоночник прямым.

При настойчивой практике вы сможете продлить время пребывания в позе Лотоса до одного, двух или даже трех часов. Тот, кто надлежащим образом сидит в позе Лотоса три часа каждый день, тот вскоре достигнет просветления.

Сидение в позе Лотоса способствует раскрытию духовного сердца. Дыхание становится спокойным, мышление автоматически замедляется и прекращается. Выход за пределы мышления означает выход за пределы страдания, поскольку именно мышление порождает страдание.

^ МЕДИТАЦИЯ ПУСТОЙ ЧАШИ

Сядьте спокойно и удобно, положите руки на колени, раскройте ладони и поверните их вверх, подобно пустым чашам. Слегка приоткройте рот и прикоснитесь языком к небу за передними зубами.

Переведите внимание на свое дыхание. Позвольте легким дышать без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Просто наблюдайте движение своего дыхания.

При вдохе воздух касается носовых проходов. Осознавайте это. При выдохе воздух снова проходит через ноздри. Входящий воздух холодит, выходящий воздух теплый. Войдите в свой нос, переместите центр внимания в него! Находитесь в ноздре и наблюдайте свое дыхание: вдох, выдох, вдох, выдох. Пусть легкие делают свою работу. Вы просто сидите и наблюдаете.

Минут через пять начните следовать за дыханием: когда легкие делают вдох, двигайтесь вместе с воздухом в горло, трахею, легкие, к области сердца и диафрагме. Опуститесь глубоко вниз, за пупок, где произойдет естественная остановка. На долю секунды дыхание останавливается. Оставайтесь в этой точке остановки, а затем, когда легкие делают выдох, следуйте за дыханием, идущим обратным путем. Поднимайтесь от пупка к диафрагме, сердцу, легким, трахее и горлу, опять в нос и, наконец, наружу из тела.

При выдохе воздух выходит из тела на расстояние около девяти дюймов (приблизительно 23 см) от кончика носа и делает вторую остановку. Остановитесь на мгновение в этом месте.

Обе остановки дыхания очень важны. Первая из них происходит за пупком, вторая - в пространстве вне тела. Когда осознавание пребывает там, время останавливается, потому что время - это движение дыхания. Когда останавливается дыхание, останавливается и ум, поскольку ум - это движение дыхания. Когда ум остановлен, вы просто существуете, без тела, без ума и без дыхания.

Вы становитесь подобны пустой чаше, а когда вы становитесь пустой чашей, вас могут коснуться божественные губы. Бог приходит к вам, чтобы излить свою любовь. Вам нет нужды искать Бога, ибо Бог сам ищет вас. Бог ищет пустую чашу, чтобы наполнить ее своей любовью. Но все чаши заполнены желанием, честолюбием, бизнесом, конкуренцией, успехом и неудачей.

Просто спокойно сидите и пребывайте в остановке. Эта остановка - дверь. Войдите в эту дверь и прыгните во внутреннюю бездну. Вы почувствуете, что вас окружает невероятный покой и безмятежность.

Практикуйте эту медитацию в течение 15 минут утром и вечером. По мере того как будут проходить дни, недели и месяцы, вы обнаружите, что время, проводимое в остановках, увеличивается, пока в конце концов внутренняя и внешняя остановки не сольются, и все не будет происходить внутри вас.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вам это удобнее, вы можете практиковать эту медитацию в положении лежа.

^ МЕДИТАЦИЯ СО-ХУМ

При медитации Со-Хум спокойно сидят и следят за своим дыханием, как и при медитации Пустой Чаши, но добавляют к этому звук ^ Со на вдохе и звук Хум на выдохе (это делается молча - звуки не произносятся вслух).

Когда соединяются звук, дыхание и осознавание, они становятся светом. Мы знаем, что любой атом излучает кванты волн - световую и тепловую энергию. В тот момент, когда мы, уделяя внимание своему дыханию, начинаем осознавать Со-Хум, дыхание становится квантовой волной и излучает свет. Этот свет жизни можно увидеть третьим глазом.

Вдыхание - это оживание, выдыхание - это умирание. Когда рождается ребенок, в его первом вдохе выражается вдохновение жизни. Когда кто-нибудь умирает, о нем говорят, что он испустил дух. Дыхание вышло. l 6

^ Хум означает «Я», или индивидуальное эго. Со означает «Он, Божественный». Поэтому при естественном течении этой медитации вместе с Со в нас входит энергия жизни, а с Хум выходит эго, ограниченная индивидуальность. В этом значение медитации Со-Хум. Вдыхая Со, вы вдыхаете жизнь. Выдыхая Хум, вы выдыхаете эго и ограниченность.

Правильно выполняемая медитация Со-Хум ведет к соединению индивида с всеобщим Космическим Сознанием. Вы выйдете за пределы мышления, за пределы пространства и времени, причины и следствия. Все ограничения исчезнут.

Ваше сознание опустошит себя, а опустошившись, оно начнет расширяться. Это будет сопровождаться радостью и покоем.

16 В английском тексте используются слова inspiration и expiration , означающие не только вдыхание и выдыхание, но также вдохновение и истечение, и, таким образом, более точно передающие смысл сказанного. В русском языке можно было бы использовать слова вдохновение и издохновение, но первое слово не используется для обозначения вдыхания, а второе не используется вовсе (хотя говорят, например, кобыла издохла). (Прим. ред. )

^ ДВУНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ (СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ)

В ведической науке свидетельствование называется самьяг даршан. Это означает «смотреть одновременно наружу и внутрь».

Когда мы смотрим на дерево, звезду, гору или цветок, нечто выходит из глаз, прикасается к объекту и возвращается обратно. То, что выходит из глаз, чтобы коснуться объекта восприятия, мы называем вниманием. Согласно Аюрведе, внимание - это перенос выходящей праной вибрации осознавания к объекту. Таким образом, внимание - это сочетание осознавания и праны (движения).

При самьяг даршане в то время, как одна стрела внимания идет наружу и касается объекта, вторая стрела внимания идет внутрь, к центру сердца и наблюдает наблюдателя. В то время, как вы смотрите на внешний объект, одновременно смотрите на того, кто смотрит, наблюдайте наблюдающего. Если наблюдать наблюдающего, то этот наблюдающий исчезает. Просто наблюдение - без наблюдающего - именуется свидетельствованием. При свидетельствовании возникает более тесная связь с объектом восприятия, и вы можете лучше его понять.

^ Глава 8. Аюрведические рекомендации по питанию.

Цель этой главы - помочь выбрать оптимальный режим питания для поддержания равновесия, гармонии и здоровья. Большинство людей, заботящихся о своем здоровье, сегодня уже понимают, что хорошее питание играет важную роль в исцелении и сохранении здоровья, тогда как неправильное питание обычно приводит к слабому здоровью и низкому жизненному тонусу.

Аюрведическая традиция включает в себя знания о том, какая пища подходит для конкретного человека для сохранения у него равновесия дош, как правильно готовить пищу, каких сочетаний пищи следует избегать, какие привычки питания нужно вырабатывать и от каких желательно избавляться. Эти темы, за исключением детальных рекомендаций по приготовлению пищи, будут обсуждаться в данной главе. (Заинтересованные читатели могут найти рекомендации по приготовлению пищи в книге «Аюрведа. Исцеляющая пища» Уши Лад и Васанта Лада 17 .)

17 Книга готовится к изданию на русском языке. (Прим. ред.)

^ ПИЩА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ

То, что вы едите, должно подходить вашей конституции. В идеале вы должны точно знать свою конституцию и понимать, как она соотносится с качествами пищи, в частности как пища будет влиять на равновесие дош. Для этого вам необходимо принимать во внимание вкус пищи, такие ее качества, как тяжесть и легкость, влажность и сухость, жидкость и твердость, знать, является ли эта пища охлаждающей или согревающей, знать ее эффект после переваривания.

Если у вас есть желание освоить эти знания, вы можете более глубоко изучить теорию Аюрведы (см. раздел «Дополнительная литература»). В ином случае вы можете довериться предлагаемым ниже рекомендациям, в которых эти факторы уже учтены.

Пища с пометкой «нет» способна возбуждать соответствующую дошу, в то время как пища, отмеченная «да», уравновешивает ее. Планируя свою диету, выбирайте пищу, укрепляющую равновесие, и избегайте пищу, увеличивающую доши, которые в данный момент возбуждены или увеличены в вашем организме, а если таковых нет, то доши, преобладающие в вашей конституции.

«нет», это означает, что в большинстве случаев следует избегать ее употребления, а если все же вам захочется ее, то нужно соблюдать умеренность или принимать меры для компенсации ее действия. Например, яблоки, если их есть сырыми, сильно раздражают вату. Но если вы их испечете и будете есть теплыми, добавив немного ги и согревающих специй вроде кардамона или корицы, то в умеренных количествах это блюдо вполне подходит для вата-индивидов.

Принимайте во внимание время года. Например, лето - это сезон пит-ты, и в это время совсем не полезно, особенно для людей, в конституции которых преобладает питта, есть чересчур много горячей острой пищи, которая сильно увеличивает питту. Аналогичным образом осенью, когда воздух сухой и холодный и атмосфера насыщена ватой, всем, а людям с вата-конституцией особенно, следует избегать сушеных фруктов, салатов, холодных блюд и другой пищи, раздражающей вату. Зимой и ранней весной, в тяжелый, холодный и влажный сезон капхи не следует употреблять холодных блюд и напитков, мороженого, сыра, йогурта, дынь и другой пищи, увеличивающей капху.

Людям с двойственной конституцией (то есть конституцией, в которой примерно равное соотношение двух доминирующих дош) нужно принимать во внимание некоторые дополнительные соображения. Они довольно просты и заключаются в том, что, например, вата-питта-индивиду нужно осенью и зимой избегать пищи, увеличивающей вату (не допуская при этом чрезмерного увеличения питты), а летом свести к минимуму употребление пищи, раздражающей питту (следя за тем, чтобы вата тоже не возбуждалась). Иными словами, это можно выразить так: осенью следует отдавать предпочтение пище, уравновешивающей вату, а летом - пище, успокаивающей питту.

Ниже я приведу общие ориентиры по составлению диеты для уравновешивания дош.

Вата

50% зерновых продуктов - каши из цельных зерен, немного хлеба

20% белка - яйца, высококачественные молочные продукты, птица, рыба, морепродукты, мясо, тофу, красная и черная чечевица

ПИТТА

50% зерновых продуктов - цельнозерновой пшеничный хлеб, изделия из дробленого зерна (кукурузные хлопья и т. п.), овсянка, подвергшиеся кулинарной обработке зерна

20% белка - бобовые (кроме чечевицы), тофу, темпе, творог, сыр рикотта, свежее молоко, курица и индейка (только белое мясо), креветки, кролик, оленина

20 - 30% овощей и при желании 10% свежих фруктов

Капха

30 - 40% зерновых продуктов - сухие ржаные хлебцы, сухие зерновые полуфабрикаты, подвергшиеся кулинарной обработке зерна.

20% белка - курица, индейка, яйца всмятку или вкрутую, небольшие количества козьего молока, большинство бобовых (включая нут, адуки, фасоль, красную чечевицу, черные и белые бобы, маш, лущеный горох, горох черноглазку)

40 - 50% свежих овощей, при желании 10% сушеных или свежих фруктов. Полезно ежедневно есть салаты.

^ ШЕСТЬ ВКУСОВ

Вкус пищи имеет большое значение, поскольку оказывает непосредственное воздействие на доши. Согласно Аюрведе, каждый пищевой продукт (а также каждое растение) обладает специфическим вкусом. Если использовать вкусы в надлежащих количествах, они приводят в равновесие системы организма.

Вкусовые сосочки на языке образуют шесть групп, соответствующих шести вкусам, выделяемым в Аюрведе: сладкому, кислому, соленому, горькому, острому и вяжущему. Эти шесть основных вкусов происходят от пяти элементов:

Земля + Вода = Сладкий

Земля + Огонь = Кислый

Вода + Огонь = Соленый

Огонь + Воздух = Острый

Воздух + Эфир = Горький

Воздух + Земля = Вяжущий

Разные группы вкусовых сосочков на языке воспринимают разные вкусы и посылают соответствующие сигналы в мозг, откуда исходят команды, влияющие не только на пищеварение, но и на все клетки, ткани, органы и системы тела.

Сладкий

Сладкий вкус присутствует в такой пище, как рис, сахар, молоко, пшеница, финики, кленовый сироп. По своим качествам пища, обладающая сладким вкусом, обычно бывает увлажняющей, охлаждающей и тяжелой. Сладкий вкус оживляет. При умеренном потреблении он полезен телу и способствует росту всех семи дхату (плазмы, крови, мышц, жира, костей, костного мозга и нервной ткани, репродуктивной ткани). Правильное использование этого вкуса дает силу и долголетие. Он обостряет чувства, улучшает внешний вид, голос, способствует хорошему состоянию кожи и волос. Сладкий вкус уменьшает жажду, снимает изжогу и придает силы. Он способствует стабильности.

Несмотря на эти положительные качества, чрезмерное употребление сладкого может стать причиной многих заболеваний. Сладкая пища увеличивает капху и может вызвать простуду, кашель, застойные явления, тяжесть, потерю аппетита, леность и ожирение. Кроме того, она может спровоцировать застой лимфы, опухоли, водянку, диабет и фиброзно-кистозную мастопатию.

Кислый

Кислым вкусом обладает такая пища, как плоды цитрусовых, сметана, йогурт, уксус, сыр и ферментированные продукты. По своей природе кислые продукты обычно жидкие, легкие, согревающие и влажные. При умеренном употреблении они освежают, разжигают аппетит, увеличивают слюноотделение, улучшают пищеварение, заряжают тело энергией, питают сердце и придают легкость уму.

При злоупотреблении кислым вкусом он может вызывать жажду, повышенную кислотность, изжогу, несварение, язвенную болезнь и повышенную чувствительность зубов. Из-за своего ферментирующего действия употребляемый в чрезмерных количествах он может быть токсичным для крови и вызывать кожные заболевания, в том числе дерматит, угревую сыпь, экзему, фурункулез и псориаз. Его горячее качество может привести к закислению тела и вызвать жжение в горле, груди, сердце, мочевом пузыре и мочеиспускательном канале.

Соленый

Примерами веществ, обладающих соленым вкусом, являются морская и каменная соль, морская капуста. По своим качествам соленый вкус - согревающий, тяжелый и увлажняющий. При умеренном употреблении он уменьшает вату и увеличивает питту и капху. Элемент воды наделяет его слабительным действием, а благодаря элементу огня он уменьшает спазмы и боль в толстой кишке. В умеренных количествах он способствует росту и поддерживает водно-электролитный баланс, стимулирует слюноотделение и помогает перевариванию и всасыванию, а также удалению отходов.

Избыток соли в питании может привести к возбуждению питты и капхи, сделать кровь густой и вязкой, вызвать отечность, повышенное давление и ухудшить состояние кожи. Приливы жара, обмороки, образование морщин и облысение также могут быть обусловлены чрезмерным употреблением соленого. Еще целый ряд расстройств, в том числе очаговое выпадение волос, язвы, геморрагические заболевания, кожная сыпь и повышенная кислотность, могут быть результатом злоупотребления соленым вкусом.

Острый

Острый вкус присутствует в различных видах перца (черном, кайенском, чили), в луке, редиске, чесноке, горчице, имбире. По своей природе он легкий, сушащий и согревающий. При умеренном употреблении он улучшает пищеварение и всасывание, очищает ротовую полость. Он устраняет застой в носоглотке, стимулируя образование слез и выделений из носа. Острый вкус способствует кровообращению, разрушает тромбы, помогает удалению отходов и обладает антисептическим действием. Он придает ясность восприятию.

С другой стороны, злоупотребление острым вкусом в повседневной диете может вызывать негативные реакции. Он способен вызвать истощение, ослабить сексуальную и репродуктивную силу и привести к бесплодию как у женщин, так и у мужчин. Он может вызвать удушье, ощущение жжения, обморок и сильное утомление, сопровождающееся жаром и жаждой. Злоупотребление острым вкусом возбуждает питту и может быть причиной поноса, изжоги и тошноты. Поскольку в состав острого вкуса входит элемент воздуха, он способен возбуждать вату, вызывая головокружение, дрожь в конечностях, бессонницу и боль в ногах. Кроме того, результатом чрезмерного употребления острой пищи могут быть язва желудка, астма, колит, кожные заболевания.

Горький

Горьким вкусом обладают кофе, алоэ, ревень, такие лекарственные растения, как щавель курчавый, пажитник, куркума, корень одуванчика, сандал. Горького вкуса обычно не хватает в диете жителей северных широт. По природе он холодный, легкий и сухой, увеличивает вату и уменьшает питту и капху. Хотя сам по себе горький вкус не слишком приятен, он восстанавливает чувство вкуса, усиливая ощущение других вкусов. Он обладает бактерицидным действием, устраняет токсины, помогает избавиться от ощущений жжения и зуда, от обморочных состояний и трудноизлечимых кожных заболеваний. Горький вкус уменьшает лихорадку, придает упругость коже и мышцам. В малых количествах он способствует пищеварению, подавляет газообразование в кишечнике. Оказывая на организм осушающее действие, он уменьшает количество жира, костного мозга, объем мочи и кала.

Злоупотребление горьким вкусом может вызвать истощение всех дхату тела, крайнюю сухость, истощение и усталость. Иногда наблюдается головокружение и потеря сознания.

Прана - это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Прана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием . Внутреннее движение праны - это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.

Физическое проявление праны - дыхание , поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление - как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.

Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма - это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана - «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

Шесть дыхательных упражнений

Пранаяма «Чередуя ноздри»

Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение - это пранаяма «Чередуя Ноздри».

1.Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.

2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.

3.Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.

4.Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.

5.Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).

Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут.

Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание)

Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.

Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.

Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали - слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

Бхастрика пранаяма (дыханпе огня)

Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает всё тело.

Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.

Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание)

При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля (при выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м»).

Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.

Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.

Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы - это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием.

Уджайи пранаяма (дыхание победы)

Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознаванис в область горла.

Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.

Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник - как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук (этот шипящий звук совсем не сложно произвести как ни вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот звук, как в Брахмари, но издаваемый шёпотом).

Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию - пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием.

Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)

Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.

Согласно аюрведе, дыхание питает и тело, и ум. Вот почему дыхательные техники жизненно необходимы. Как ими овладеть, что нужно для выполнения, в какие моменты использовать?

Как практиковать дыхание по аюрведе

В самом деле, ни одно проявление материального бытия не ассоциируется с самим понятием жизни так же тесно, как дыхание. Без кислорода работа мозга прекратится всего за несколько минут, а после этого очень скоро выйдут из строя и остальные органы.

Потребность в воздухе отличает живое от неживого. Один-единственный вздох отличает жизнь от смерти: не случайно знаком начала новой жизни служит для нас «первый крик», а знаком смерти - «последний вздох».

Да и саму жизнь нередко описывают как последовательность вдохов и выдохов. Число отпущенных нам вдохов-выдохов задано от рождения, и с последним вздохом мы умираем - испускаем дух.

Основа дыхательных упражнений

Мысль и дыхание всегда идут рука об руку. Когда мы напрягаем ум, дыхание становится затруднённым; когда же ум работает ровно и спокойно, дыхание остаётся равномерным и глубоким. Но важно, что верно и обратное.

Стоит лишь успокоить дыхание, как ум и эмоции также успокаиваются, а вслед за ними приходит в равновесие и физиология. Эта согласованность между дыханием, умом и телом - основа всех дыхательных упражнений, применяемых в аюрведе.

В ситуации эмоционального кризиса, когда дыхание сбивается, а ум начинает метаться, не находя выхода, мы нередко пытаемся успокоить себя мысленными «уговорами».

На какое-то время эта ментальная техника может сработать, но всякий, кто пробовал это сделать, знает, что контролировать мысль почти так же трудно, как сдерживать течение стремительной реки.

Вместо того чтобы пытаться удержать поток изменчивой мысли, лучше взять под контроль поток дыхания. «Потребность вдыхании - самая императивная из всех базовых потребностей человека, и удовлетворяется она наиболее непроизвольно», - пишет Эшли Монтегю.

И тем не менее, в наших силах произвольно задерживать дыхание на короткое время и сознательно управлять вдохами и выдохами. Мы прибегаем к этой способности очень часто - и когда задуваем свечу, и когда ныряем, и даже когда просто глотаем или говорим.

Что такое естественное дыхание

Что такое «естественное дыхание»? Это словосочетание может показаться тавтологией. Разве само по себе дыхание - не естественнейший из процессов? Ведь это - самый основной инстинкт. Достаточно разок-другой шлёпнуть здорового новорождённого младенца - и он сделает первый вдох, после чего без напоминаний будет дышать до конца своей жизни. Разве не так?

Естественным дыханием мы называем правильный способ испытать, обеспечивающий максимум здоровья и красоты. Именно так инстинктивно дышит младенец. Понаблюдайте за спящим младенцем: верхняя часть его туловища то раздувается, как воздушный шар, то сжимается в плавном и ровном ритме.

В дыхательных движениях участвуют и грудная клетка, и спина, и бока; всё туловище при этом равномерно то удлиняется, то укорачивается. В раннем детстве такое естественное дыхание, задействующее лёгкие на полную мощность, производится без малейших усилий.

Но затем из-за стрессов, болезней, неправильной осанки или дурных привычек мы утрачиваем этот навык. Мы бессознательно сдерживаем дыхание либо принимаем неудобные позы, препятствующие свободному течению воздуха.

И это в буквальном смысле слова убийственно, поскольку преграда на пути дыхания - это преграда потоку праны, без которой нет и жизни. При нормальном вдохе в лёгкие попадает около полулитра воздуха, а при глубоком - примерно в семь раз больше.

Техника естественного дыхания в аюрведе

1. Примите удобное положение сидя или стоя, слегка расставив ноги. Дышите как обычно, но только через нос.

2. Приложите ладони к животу. Сосредоточьте внимание на том, как поднимается и опадает живот в такт обычным вдохам и выдохам. Если вы не чувствуете движений живота, слегка запрокиньте голову и прогните назад шею и плечи, не отрывая от живота ладоней. Продолжайте дышать, стараясь на этот раз выполнить первоначальную инструкцию.

3. Приложите ладони к груди, соединив кончики пальцев в точке над грудиной. Сосредоточьте внимание на том, как руки расходятся и соединяются в такт обычным вдохам и выдохам.

Приложите ладони тыльной стороной к бокам по обе стороны грудной клетки, направьте пальцы вверх. Сосредоточьте внимание на том, как расширяется и сжимается грудная клетка в такт обычным вдохам и выдохам.

Если вы заметили, что один бок расширяется сильнее, то поднимите руку с этой стороны, заведите её за голову в направлении более слабой стороны и продолжайте дышать. Выполните этот пункт с начала, проследив за тем, не стали ли движения грудной клетки более равномерными.

4. Из положения, описанного в предыдущем пункте, сдвиньте руки на 10-20 см ниже - до линии талии. Сосредоточьте внимание на том, как расширяется и сжимается средняя часть туловища в такт обычным вдохам и выдохам.

Если вы заметили, что один бок расширяется сильнее, поднимите руку со слабой стороны, заведите её за голову в направлении сильной стороны и продолжайте дышать. Выполните этот пункт с начала, проследив за тем, не стали ли движения средней части туловища более равномерными.

5. Приложите ладони тыльной стороной к середине спины, соединив кончики пальцев. Сосредоточьте внимание на том, как руки расходятся и соединяются в такт обычным вдохам и выдохам.

Если окажется, что спина при вдохе не расширяется, сделайте ещё один вдох и на выдохе плавно опустите голову, наклонитесь вперёд от талии так, чтобы пальцы рук коснулись пальцев ног (или так низко, как только можете наклониться без перенапряжения).

6. На вдохе медленно выпрямитесь. Выполните этот пункт с начала, проследив за тем, не стала ли спина расширяться на вдохе.

Пранаяма - тщательное дыхание

Пранаяма - это аюрведическое название системы нейрореспираторных упражнений. В буквальном переводе оно означает «тщательное дыхание».

В состав пранаямы входят разнообразные техники гармонизации различных эмоциональных состояний и связанных с ними дош.

Некоторые из упражнений включают дыхание с чередованием ноздрей. Каждая ноздря физически связана с противоположным полушарием мозга: правая - с левым, а левая - с правым.

Эта связь важна по той причине, что каждое полушарие мозга отвечает за разные формы умственной деятельности.

В целом, левое полушарие регулирует аналитические («линейные») функции, отвечая за логическое мышление, речь и т.п., а правое - концептуальные («пространственные») функции, такие как интуиция и воображение.

Исследования подтверждают, что при дыхании с чередованием ноздрей, систематически стимулирующем оба полушария мозга, мозг в целом начинает действовать более согласованно.

Кроме того, это упражнение увеличивает ёмкость лёгких (как правило, уменьшающуюся с возрастом) и снижает частоту пульса.

Дыхание с чередованием ноздрей

Древние мастера аюрведы также знали о «разделении функции» между полушариями мозга, но описывали это явление в других терминах.

На языке аюрведы, левое полушарие - это центр «мужской», или солнечной, энергии, активной, расчётливой и согревающей, а правое - центр «женской», или лунной, энергии, творческой, успокаивающей и охлаждающей.

Следовательно, дыхание через левую ноздрю (связанную с правым полушарием) пробуждает лунную энергию, которая охлаждает избыточный огонь и снимает гнев и фрустрацию.

Оно полезно для обладателей чувствительной кожи и при заболеваниях, вызванных обострением Питты, а также просто помогает охладить тело в жаркий день.

Дыхание через правую ноздрю (связанную с левым полушарием), напротив, пробуждает солнечную энергию, которая стимулирует ум и согревает тело в холодную погоду. Дыхание с чередованием ноздрей помогает при расстройствах Ваты, таких как стресс, тревога и страх.

Какой может быть реакция на дыхательные практики

Выполняя дыхательные упражнения, вы можете внезапно почувствовать тревогу, можете даже рассмеяться или расплакаться без причины. Это естественная реакция, поскольку неосознаваемая тревога таится в каждом нашем вдохе.

Эшли Монтегю называет её «смутным толчком страха». Это отголосок того момента тревоги, который предшествовал первому в вашей жизни вдоху. Кетул Арнольд, преподаватель йогического дыхания в нью-йоркской «Школе раса-йоги», указывает, что, помимо этого инстинктивного страха, часто наблюдается и другое явление: многие люди при разговоре или при сокращениях мышц грудной клетки и диафрагмы бессознательно напрягают голосовые связки, стараясь таким образом подавить чувство дискомфорта.

В результате рёберная клетка теряет гибкость, и дыхание становится сдавленным. Когда такой человек наконец-то снова начинает дышать полной грудью, эмоции, которые он сдерживал годами, прорываются наружу.

Как Арнольд неоднократно наблюдал на своих учениках, это может повлечь за собой неконтролируемый взрыв истерического смеха или слёз. Помните, что это - хороший признак, это значит, что вы дышите правильно.

Не отказывайтесь от упражнения, даже если подобные чувства охватывают вас каждый раз. Постепенно они сойдут на нет. Пройдёт какое-то время, и вы очиститесь от токсинов - эмоциональных стрессов, которые, подобно непереваренной пище, блокировали поток сознания в вашем теле.

На самом деле, дыхание, наряду с порами кожи, потовыми железами, мочой и калом, - это один из пяти естественных путей детоксикации. С каждым вдохом обогащенная кислородом кровь очищает тело, а с каждым выдохом из организма выводятся углекислый газ и другие токсичные отходы.

Загрузка...

Реклама