transportoskola.ru

Сензитивные периоды развития. Что такое сенситивные периоды развития человека Сенситивный период подросткового

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

  • 1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате "двигательного периода" представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
  • 2. От 0 до 5,5 лет период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
  • 3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – "великий филолог", скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
  • 4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
  • 5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок "примеряет" на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.

Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.

Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды , во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-"маугли", которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).

Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться "трудным" поведением и отклонениями в здоровье.

Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу - подростковую - существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сенситивен для формирования идеала.

Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сенситивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.

В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.

Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, а также о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения - значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами - труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

  1. в ремя развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

  2. м омент слияния половых клеток – оплодотворение;

  3. и мплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

  4. ф ормирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

  5. с тадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

  6. ф ормирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

  7. м омент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

  8. п ериод раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

  9. п одростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Литература


  1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

  4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
Лекция 3

возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

План

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза 1

2. Основные этапы развития высшей нервной деятельности 6

3. Возрастные особенности психофизиологических функций 9

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза


Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

Нервная система развивается из эктодермы , через стадии нервной полоски и мозгового желобка с последующим образованием нервной трубки. Из ее каудальной части развивается спинной мозг, из ростральной части формируется сначала 3-х, а затем 5-ти мозговых пузырей, из которых в дальнейшем развиваются конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Такая дифференцировка центральной нервной системы происходит на третьей-четвертой неделе эмбрионального развития.

В дальнейшем объем головного мозга увеличивается более интенсивно, чем спинного, и к моменту рождения составляет в среднем 400 г. Причем у девочек масса головного мозга несколько ниже, чем у мальчиков. Количество нейронов к моменту рождения соответствует уровню взрослого человека, но количество ветвлений аксонов, дендритов и синаптических контактов значительно возрастает после рождения.

Наиболее интенсивно масса головного мозга увеличивается первые 2 года после рождения. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому возрасту, его масса у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г. Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже в возрасте 2-4 лет.

Спинной мозг. В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого . Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении . Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество , ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост. У новорожденного расположен выше , чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются , а более старые, наоборот, уменьшаются.


Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологических качеств и склонностей к конкретным видам деятельности. Этот промежуток ассоциируется с временем максимального благоприятствования в сфере формирования тех или иных психических свойств. Сенситивный период базируется на максимальной восприимчивости, сопряженной с преходящим ростом чувствительности к некоторым внешним факторам.

Отличительные особенности критических и сенситивных периодов

Одна из главных особенностей нервной системы связана с умением выдачи ответных откликов в режиме трансформации. Запуск процесса возможен при условии воздействия на организм определенных внешних факторов. Фаза активации чередуется с фазой относительного затишья. Работа нервной системы в описанном режиме приходится на период интенсивного морфофункционального созревания, главным признаком которого является возрастная чувствительность к факторам внешнего влияния. Последняя тесно связана с критическими и сенситивными этапами развития, каждому из которых присущи определенные особенности. При этом не следует забывать о том, что обе разновидности роднит между собой общая основа, внешние проявления которой свидетельствуют о временном характере увеличения чувствительности к некоторым внешним воздействиям. Помимо временного расписания и степени избирательности к восприятию в число специфических особенностей вошли обратимость исходов и последствия неадекватного осуществления.

Впервые термин «критический период» был задействован в эмбриологии. Этим понятием обозначали временные интервалы, отличающиеся от других высоким уровнем чувствительности к воздействию факторов, не укладывающихся в границы физиологических норм. Период пребывания плода в утробе был разделен на этапы, отведенные для прохождения критических фаз дифференциации. При нормальном развитии преодолеть этот путь суждено любому из многочисленных органов.

Под критическим понимают период, отведенный организму для восприятия нормативных влияний. Выполнение данного условия гарантирует полноценность развития в будущем. Каждая из трансформаций, возникающих на протяжении критической фазы, является необратимой. Благодаря этой особенности структуры и функции обретают завершенную форму, вследствие чего теряется чувствительность к влияниям модифицирующего характера в старшем возрасте. Критические фазы типичны как для анатомических, так и для морфологических трансформаций, пребывающих в стадии формирования. Сопряженность с конкретным этапом морфологического развития предполагает возможность хронологической симметрии развития.

Сенситивные периоды характеризуются наличием группы стимулов, оказывающих более значимое по силе воздействие на становление и закрепление функций. За пределами временных рамок такие условия не выполняются, благодаря чему рассматриваемые дни ассоциируются с наиболее благоприятным для освоения отрезком.

Критическим периодам присуща категоричность. Требуемое действие может быть осуществлено в конкретный момент (действует принцип «сейчас или никогда»). Сенситивные периоды в этом плане более гибкие, поскольку допускают выполнение действия в иное время. Однако стоит учесть, что упущение благоприятного момента чревато существенным ухудшением показателей результативности.

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р...

Сенситивные и критические периоды могут быть представлены в качестве своеобразных рычагов, запускающих механизм индивидуализации. Факт прохождения или пропуска определенной стадии сказывается на эффективности освоения последующих этапов, за счет чего субъект обзаводится свойственным лишь ему опытом, отличным от опыта других индивидов.

Индивидуальность субъекта неразрывно связана с понятием целостности, из чего напрашивается вывод о том, что в совокупности кризисов прослеживается определенная системность, а сами кризисы выступают в качестве «включателей» значимых для человека физиологических преобразований.

Сенситивные периоды развития дошкольников и учеников начальной школы по Выготскому

Присущая человеку индивидуальность обусловлена индивидуальным характером развития личности. Непрерывный по своей сути процесс стартует в день появления на свет и прекращается с последним вздохом. Важно осознать, что среди всего многообразия индивидов невозможно отыскать двух абсолютно идентичных субъектов. Вступающие в этот мир дети изначально наделены определенными задатками и свойствами психики. На степени развитости дошкольников сказывается уровень восприятия малышами разнообразных видов деятельности.

За термином «возрастная сенситивность» скрывается наиболее подходящая группа условий, как нельзя лучше способствующая развитию некоторых психических процессов или свойств, типичных для конкретного возрастного этапа.

Авторство понятия «сенситивные периоды развития ребенка» закреплено за Л.Выготским. Психолог предположил, что имеющие место в развитии дошкольников поворотные периоды могут протекать в кризисном ключе. В этом случае процесс становления личности характеризуется как стремительный, а иногда и катастрофический. В подобные периоды детвора демонстрирует особую восприимчивость к овладению определенными знаниями и навыками. Также необходимо учесть, что в детские годы организму ребенка суждено проходить через периоды повышенной чувствительности и ранимости, приходящиеся на различные возрастные промежутки малой продолжительности. Запуск этих этапов неподвластен ни родителям, ни именитым педагогам, а их продуктивность зависит от степени правильности избранного взрослыми подхода, отражающегося на дальнейшем развитии детей.

Для сенситивного отрезка времени характерно наличие выигрышных условий и максимальной чувствительности, способствующих формированию той или иной способности организма либо развитию конкретного типа деятельности. Именно по этой причине в рамках определенного этапа возрастного развития целесообразно прикладывать усилия в сфере предрасположенных к становлению и закреплению навыков, не забывая при этом о необходимости развития качественных составляющих детских способностей. Ниже приведены временные рамки наиболее важных для ребенка сенситивных периодов.

  • 0-12 месяцев — Кроха концентрируется на познании мира. Неоценимую помощь в формировании сенсорной области оказывают тактильные и слуховые ощущения.
  • 1-3 года — Период раннего детства, совпадающий с сенситивным периодом становления речевых способностей. Скорость развития последних поражает воображение. Прислушивающийся к речи взрослых малыш поначалу ограничивается расширением собственного словарного запаса. Приближение к трехгодовалому возрасту совпадает с озвучиванием отдельных слов и произнесением простых предложений, в результате чего речь становится предметной. Ребенок обзаводится навыками реагирования на произнесенные другими людьми слова, учится распознавать настроение окружающих и предпринимает попытки выражения обуревающих его эмоций и чувств.
  • 1,5-2,5 года — Этап манипулирования мелкими предметами, свидетельствующий о развитии моторики пальцев и всей руки. Рассматривается в качестве подготовительного периода, предшествующего письменному воспроизведению букв и слов.
  • 2,5-3 года — Полугодие, на протяжении которого наблюдаются частые беседы с самим собой. На основании односторонних монологов можно оценить степень логичности выстраиваемых предложений и отследить последовательность речи. В будущем такие рассуждения воспроизводятся в мысленной форме.
  • 3-7 лет — Усвоение правил взрослой жизни и овладение видами деятельности. Возникающие в голове мысли выражаются посредством речи. Детворе нравится определяться с ролями и тематикой игр. Фиксируется всплеск интереса к буквенным символам, обозначающим звуки. Наиболее предпочтительной формой обучения является игра. От режиссерских игр малыши переходят к ролевым и сюжетно-ролевым разновидностям. Дети оставляют за собой право придумывания условий и сюжета. Удачное воплощение начального замысла невозможно без воображения и отображения впечатлений об окружающем мире.
  • 8-9 лет — Повторный всплеск речевых способностей, сопровождающийся увеличением скорости формирования воображения и навыков восприятия культурных аспектов действительности.

Увидеть и верно расшифровать признаки соответствующих сенситивных периодов не так уж легко, однако сделать это необходимо. В наши дни вряд ли удастся отыскать человека, оспаривающего важность своевременного формирования навыков, заложенных матушкой-природой. Отсутствие ограничений на осуществление приглянувшихся видов деятельности открывает перед детьми перспективу проявления имеющихся в наличии способностей и развития творческой жилки.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу...

Преодоление девятилетнего рубежа не свидетельствует о прохождении всех сенситивных этапов. Начало некоторых из них придется на подростковый и юношеский периоды. В то же время следует подчеркнуть, что ранний период жизни индивида ассоциируется с созданием своеобразной платформы, опираться на которую субъект сможет и в более старшем возрасте. То есть можно сказать, что успешно усваиваемые знания и навыки накладываются на изученные ранее, вследствие чего малыш должен усваивать как можно больше в отведенные для этого сроки. При этом важно учесть, что приведенные выше периоды обязательны для каждого человека. Индивидуальны лишь такие показатели, как время проявления этапов и их длительность.

Выготский также был убежден в существовании трех кризисных моментов, выпадающих на первый, третий и седьмой годы. Он полагал, что в эти периоды малыши особенно остро нуждаются в проявлениях внимания. По мнению психолога, взрослые должны иметь представление о существовании связи между гармоничностью развития субъекта и широтой его интересов. При этом ученый не сомневался в том, что именно ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования интеллектуальной сферы, шлифуемой на протяжении жизни. В подтверждение правоты собственных слов он ссылался на естественность и высокую эффективность обучающего процесса.

Временные рамки и названия сенситивных периодов согласно методики Монтессори

Мария Монтессори выделила несколько основных сенситивных периодов формирования. По мнению итальянского педагога речь развивается на протяжении 0-6 лет, период восприятия порядка длится с 0 до 3 лет, пик активности сенсорного формирования приходится на 0,5-5 лет, освоение движений и действий выпадает на 1-4 года, совершенствование навыков восприятия мелких предметов наблюдается в течении 1,5-5,5 лет, в то время как закрепление навыков социального характера фиксируется в возрасте 2,5-6 лет.

Детей в возрасте 0-3 лет Мария Монтессори окрестила «духовными эмбрионами». В ее представлении они являются сверхчувствительными резонаторами испытываемых родителями эмоций. Как ни трудно догадаться, в качестве главного источника ощущений выступает мать.

Малыши наделены впитывающим типом сознания, что позволяет им вбирать эмоциональные реакции взрослых на происходящие события. Процент семей, пускающих этот процесс на самотек, продолжает оставаться довольно высоким. И это печально, поскольку взрослые упускают возможность целенаправленного применения на практике имеющихся в открытом доступе знаний. Помещение ребенка в специально подготовленную среду не требует титанических усилий и не опустошает кошелек. Значительную часть пособий можно изготовить собственными руками с минимальными временными затратами. После выполнения этого шага открывается возможность выполнения упражнений, ориентированных на обретение навыков, необходимых в повседневной жизни.

Важность подготовки малыша к школе осознают многие родители и педагоги, в то время как о необходимости подготовки крохи к посещениям детского дошкольного учреждения задумываются единицы. При этом стоит знать, что перед походом в детский сад отнюдь не обязательно обременять ребенка узкоспециализированными знаниями. Взрослым родственникам вполне достаточно изучить и учесть законы, по которым развиваются дорогие их сердцу малыши.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Дети, входящие в возрастную группу 3-6 лет, концентрируют усилия на строительстве самих себя. Эти годы совпадают с пиком многих сенситивных периодов, затрагивающих двигательные, речевые, социальные и сенсорные функции. Наличие благоприятных условий — предпосылка к развитию органов чувств, вплотную приближающихся к пределам человеческих возможностей. На завершающем этапе дошкольник с достаточно развитыми органами чувств способен к более тонкому восприятию действительности, недоступному большинству взрослых. Достижение столь поразительного результата невозможно без выполнения специальных упражнений, основанных на использовании сенсорного Монтессори-материала.

Исходя из вышеизложенного можно резюмировать следующее: на протяжении 0-6 лет ребенок стремится сформировать целостный образ окружающего его пространства, одновременно занимаясь созданием собственного мира на основании сведений, поступающих от таких чувств, как осязание, слух, зрение и т.п. Сложную внутреннюю задачу дошкольники решают с помощью средств и методов, доступных в конкретный временной период. Используемые на разных этапах приемы могут быть различными.

Монтессори-среда подготавливает ребенка к очередной фазе развития. Совокупность сенсорных впечатлений складывается в единый неделимый образ мира, наделенный четкой внутренней структурой. В любое время малышу должны быть доступны речевые, естественнонаучные, математические и сенсорные материалы. Важно, чтобы при наличии соответствующего желания ребенок мог посвятить себя практическим занятиям или общению со сверстниками, в рамках которого возникает множество типичных ситуаций, закладывающих основу для формирования навыков социального поведения. После этого дошкольник вступает в новую фазу развития. Формирующиеся в сознании осмысленные образы мира подталкивают юного гражданина к определению собственного места в мире и изучения самого себя.

Длительность сенситивного периода восприятия порядка измеряется тремя годами. Отсчет ведется с момента появления на свет. Пик интенсивности приходится на 2-2,5 года. Мария Монтессори настаивает, что ребенок столь же сильно нуждается в порядке, как рыба нуждается в воде. Внешний порядок помогает малышу составить представление о мире. Ученые установили, что эта модель используется для создания внутреннего порядка. От степени упорядоченности окружающей среды в этот период зависит дальнейшая жизнь человека, определяемая уровнем саморегуляции, законопослушанием, порядком в мыслях и поступках. Наиболее значимо постоянство для дошкольников 2-2,5 лет. Оно затрагивает отношения со взрослыми, время (распорядок дня) и окружающую среду (помещение, в котором находится малыш).

На сенситивный период сенсорного развития выделено уже 5,5 лет. Начало периода совпадает с первым сделанным ребенком вздохом. Достижению высокого уровня развития органов чувств способствуют специальные тренировки. На протяжении данного этапа выделяются короткие отрезки времени, в течение которых дошкольники демонстрируют наибольшую восприимчивость к размерам, форме и окраске предметов.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

Сенситивный период развития движений и действий ограничен 1-4 годами. Ограничение свободы движения в этом возрасте препятствует естественному развитию малыша. Можно смело утверждать, что ведение малоактивного образа жизни пагубно для дошкольников младшего возраста. Именно движения усиливают вентиляцию легких, за счет чего осуществляется насыщение кровяных клеток кислородом, сохранение необходимого уровня которого важно для отделов головного мозга, отвечающих за развитие психических функций.

Удовлетворение потребности ребенка в движении может быть достигнуто за счет выполнения разнообразных поручений и переноса отдельных частей и материалов, используемых в рамках занятий по методике Монтессори. На снятие избыточного напряжения ориентирована и специально отведенная для этих целей двигательная зона.

В отличии от коллег, ограничивших сенситивный период восприятия маленьких предметов возрастом 1,5-2,5 лет, итальянский педагог Мария Монтессори расширила верхнюю границу данного этапа до 5,5 лет. Она полагает, что манипулирование горошинами, бусинами и пуговицами помогает ребенку уяснить разницу между целым и частями. Случайно или специально оброненная чашка распадается на несколько осколков, благодаря чему малыш знакомится с принципом делимости мира на более мелкие части. Взрослые могут направить этот процесс в позитивное русло, предоставив любимому отпрыску возможность нанизывания каштанов или бобов на нить или леску. Особый интерес у дошкольников младшего возраста вызывает и проталкивание мелких предметов в виде монеток или бусинок в специально прорезанное в крышке банки отверстие.

В возрасте 2,5 лет дошкольник проявляет интерес к формам вежливого общения. Обучение другим способам общения осуществляется самопроизвольно. Ребенок копирует поведение общающихся во дворе сверстников, изучает надписи на стенах домов и т.д. Подражание воспроизводится в бессознательном режиме. Сенситивный период развития социальных навыков завершается примерно в 6 лет. На протяжении этого этапа малышам необходимо прививать навыки культурного общения. Родителям следует помнить о том, что лишь уверенный в себе ребенок способен к быстрой адаптации, облегчающей процесс общения с разными по возрасту и взглядам людьми. Усвоенные формы общения практически мгновенно применяются на практике. Дошкольник должен знать, каким образом представить себя незнакомцу, как поприветствовать взрослого и ровесника, какие слова необходимо произнести в момент прощания и т.д.

Родители не должны оставлять малыша без внимания в главные сенситивные периоды. К моменту появления видимых признаков каждого значимого для крохи этапа должна быть подготовлена соответствующая среда, оптимально отвечающая потребностям отпрыска на протяжении определенного этапа развития.

Сенситивный этап формирования и становления речи

Длительность сенситивного периода, отведенного на развитие речи, укладывается во временные рамки дошкольного детства и выпадает на первые шесть лет жизни. Что интересно, запуск указанного этапа приходится на период пребывания плода в утробе матери. В определенный момент ребенок начинает улавливать звуки окружающей среды и выделять из нее речь женщины, с которой он связан физическими и родственными узами. В эти мгновения малыш привыкает к материнскому голосу и учится распознавать настроения и особенности интонации самого близкого для него человека.

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери к...

Вплоть до 18 недель кроха воспринимает речь как нечто особенное. В этот период сознание младенца не способно справиться с выделением картин окружающего мира в обособленные образы. Отождествление себя с самостоятельно функционирующей единицей также приходит намного позже. Практически для всех впечатлений характерна спутанность, в то время как речь выступает в качестве своеобразной путеводной звезды.

Привлекательность речи для новорожденных неоспорима. Справедливость данного утверждения подтверждается внимательным отношением к беседам и разговорам. Младенцы настолько тщательно прислушиваются к озвучиваемым словесным конструкциям, что им свойственно замирать в неподвижном положении. Особого внимания довольно часто удостаивается рот говорящего. Помимо этого для детей типичны оборачивания к источнику звуков. Отсутствие реакций на речь и шумы свидетельствует о наличии неисправностей в дарованном природой слуховом аппарате. Некоторые взрослые пренебрегают общением с малышами, ошибочно полагая, что детвора в таком возрасте ничего не смыслит. Такая позиция чревата упущением возможностей, открывающихся в сенситивном периоде.

Стремление к воспроизведению услышанных звуков присуще всем здоровым в физическом смысле малышам. Любовь к постоянному надуванию пузырей из слюны и выплевыванию попадающих в ротовую полость предметов и еды является не чем иным, как тренировкой мышц, входящих в артикуляционный аппарат. Далее наступает черед самостоятельного расположения проговариваемых звуков друг за другом. Одна вариация может сменять другую, в то время как ребенок будет вслушиваться в звучание.

Развитие и становление речевого навыка осуществляется осознанно. Воспроизведению определенных буквенных сочетаний предшествует периодически издаваемое крохой агуканье, воспринимаемое поначалу как неосознанное действие. Родителям следует знать, что приступившие к тренировке артикуляционного аппарата отпрыски уже способны различать наиболее часто употребляемые в их присутствии слова.

Годовалые и близкие к ним по возрасту детишки предпринимают попытки произнесения первого слова. Успешно решенная задача рассматривается в качестве дебютного выражения мысли. В то же время дети оказываются в ситуации фрустрации: понимание причастности речи к обозначению чего-либо наталкивается на невозможность ее полноценного использования ввиду скудности словарного запаса. Таким образом можно утверждать, что желание говорить на данном этапе опережает возможности детского организма.

Часто воспроизводимые взрослыми слова годовалая детвора употребляет вполне осмысленно, не прекращая при этом работу, связанную с пополнением пассивного словаря. По достижении двухлетнего возраста в нем насчитывается значительное количество слов, что не мешает малышу ограничиваться малым числом слов в активном обиходе. В эти годы наполнение детского словаря имеет лавинообразный характер.

18 месяцев — среднестатистический возраст для выражения желаний и проявления чувств. Дети начинают говорить о том, чего им хочется или не хочется. Использование языка чувств объясняет применение ориентационной механической речи. Термин «правильно» заменяется понятием «приятно», что не противоречит нормам развития субъекта в данном возрасте. К иному способу ориентации ребенок приходит в рамках воспитательного процесса. Повзрослевшие дети готовы к восприятию грамматических стандартов языка, вследствие чего демонстрируют способность к правильной с точки зрения грамматики формулировке предложений и отдельных фраз. Мифы о так называемом «детском» языке общения поддерживаются лишь такими взрослыми, которые не учитывают нехватку постоянно используемых малышами слов и концентрируют свое внимание на не соответствующих правилам грамматических нормах, свойственных данному периоду.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Из вышеизложенного напрашиваются два значимых вывода. Согласно одному из них целесообразно наложить запрет на использование упрощенных слов и выражений, произносимых родителями в несвойственной для повседневного общения интонации («сюсюканье»). Взрослые должны осознавать, что их речь в сенситивный период должна быть четкой, понятной и грамотной, поскольку именно в эти дни дети демонстрируют наибольшую чувствительность к восприятию и усвоению языковых норм. Приветствуются познавательные беседы, чтение вслух интересующей ребенка литературы и т.д. Второй вывод свидетельствует о пользе погружения детей в билингвистическую среду. В наши дни многие родители стремятся предоставить своим чадам возможность освоения двух языков. На практике было доказано, что малышам не свойственна вставка иностранных словечек в грамматические конструкции родного языка, за счет чего детям удается избегать путаницы со словами.

Отличительная черта временного интервала 2,5-3 года — ведение вслух монологов с самим собой. В дальнейшем этот процесс осуществляется мысленно, вследствие чего при составлении представления об особенностях мышления приходится ограничиваться косвенными признаками.

Речь дошкольника в возрасте 3,5-4 лет носит осознанный и целенаправленный характер. Более того, именно с помощью этого инструмента малыш пытается решить имеющиеся проблемы. Он может выразить словами просьбу, рассказать о своих желаниях и т.д. Данное полугодие отведено для осознания силы собственной мысли, грамотное выражение которой способствует установлению контактов с окружающими людьми. В эти месяцы фиксируется всплеск интереса к буквам, из которых кроха пытается сложить первые слова.

Не менее важно и следующее полугодие, приходящееся на период 4-4,5 лет. Малыш приступает к самопроизвольному написанию отдельных слов, фраз, коротких предложений и небольших рассказов. Как ни странно, к выполнению перечисленных действий приступают даже те дошкольники, которых ранее письму не обучали.

Пятилетние крохи склонны к самостоятельному обучению чтению. В подталкивании со стороны взрослых они не нуждаются, поскольку движение в указанном направлении обусловлено логичностью развития речи. Написание слов рассматривается в качестве визуального выражения размышлений, в то время как процесс чтения не ограничивается распознаванием букв и использованием способности сложения отдельных символов в доступные для понимания малыша слова. Помимо этого ребенок сталкивается с необходимостью понимания мыслей других людей, воплощенных в написанных или напечатанных словах. Последний процесс опережает воспроизведение собственных мыслей по столь важному показателю, как сложность.

В завершение хотелось бы отметить, что принуждение детей к осуществлению определенных действий за пределами отведенных для этих целей сенситивных периодов чревато получением результата на более поздних сроках. В некоторых случаях результативность может быть равна нулю. Именно поэтому к освоению навыков чтения и письма целесообразно приступать во временные промежутки, для которых характерно соблюдение наиболее благоприятных условий для формирования и закрепления умений.

Особенности физического развития в рамках сенситивных периодов

В формировании движений у дошкольников прослеживается строгая последовательность. Выполнение любого из многочисленных движений невозможно без силовых затрат и наличия определенных физических качеств. Формирование последних осуществляется одновременно с развитием первостепенных для ребенка движений. Уровень развитости физических качеств сказывается на количестве и качестве усвоенных ребенком движений.

График развития физических качеств в различные жизненные периоды свидетельствует о неравномерности процесса. В некоторые дни формирование качеств осуществляется с одинаковой скоростью, что позволяет говорить о синхронности. В другие моменты нарастание качеств осуществляется с различной интенсивностью.

Периоды с наибольшей степенью выраженности силы формирования качества получили название сенситивных. Сенситивный период физического развития перекликается с сенситивным периодом способностей и выпадает на возраст 1-4 лет. Движения способствуют повышению интенсивности вентиляции детских легких. За счет этого в кровь поступает количество кислорода, соответствующее потребностям клеток головного мозга, принимающих участие в становлении и закреплении психических функций.

На протяжении важного для малыша периода можно выделить временные отрезки концентрации на определенных движениях и действиях. Интерес к движениям — отличительная особенность рассматриваемого сенситивного периода. К более трудным в исполнении действиям дошкольники переходят чуть позже, поскольку их успешное выполнение невозможно без закрепления навыков координации и проскальзывающей в движениях свободы.

5 лет — период умеренного формирования ориентационных и координационных склонностей, а также дифференциации силовых напряжений и пространственных характеристик. Оттачиванию подвергается ряд функционально-двигательных навыков и физических качеств, включая статическую и динамическую силу, быстроту и ловкость. Из развивающихся на данном этапе движений выделяются прыжок и равновесие.

6 лет — подходящий возраст для дифференциации ориентационных способностей и пространственных характеристик. Из формирующихся качеств помимо выносливости и гибкости следует отметить скоростную силу. Более быстрыми темпами развиваются ходьба и метание, а также другие движения, в процессе осуществления которых задействуются руки и ноги.

В 7 лет продолжается дифференциация силовых напряжений, сопровождаемая дифференциацией координационных способностей. Прогресс наблюдается и в группе основных движений, в которой соседствуют прыжки и ходьба, бег, метание и т.д.

В пределах сенситивного периода дошкольного возраста проходит и развитие невербальной памяти, отвечающей за двигательные функции и управление движениями.

Раннее детство ассоциируется с периодом формирования потребностей, имеющих отношение к энергичной двигательной деятельности. Физическое воспитание рассматривается в качестве первого и важного шага, являющегося неотъемлемой частью многогранного образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих успешного развития личности связана с осуществляемым в эти годы запуском механизма формирования всего спектра способностей. О нежелательности пропуска указанного этапа красноречивее всего свидетельствует необходимость приложения в будущем значительных коррекционных усилий. При этом стоит учесть, что постоянство работы и серьезный подход не гарантируют достижения полноценного результата. Физиологическое воспитание и предпринимаемые в его рамках оздоровительные меры демонстрируют наибольшую эффективность при их своевременном предоставлении ребенку.

Пик сенситивности к физическим нагрузкам приходится на возраст 7-10 лет. В эти годы фиксируется наибольшее количество этапов, для которых характерен высокий естественный рост двигательных качеств. На протяжении 10-13 лет зарегистрировано наименьшее число таких периодов.

Сенситивные этапы психического развития

Знание временных рамок сенситивных периодов развития личности способствует усилению эффективности влияния, оказываемого обществом на индивида в период его формирования. В течение определенных жизненных фаз у дошкольников фиксируется повышенная чувствительность к конкретным типам педагогического воздействия. Этот признак свидетельствует о наличии у детей сенситивности к обучению.

Отвечающие за развитие психики сенситивные периоды определяются как наиболее подходящие и особо чувствительные этапы становления личности, в пределах которых формируется ряд жизненно необходимых индивиду психических функций. Утрата одного из сенситивных периодов — предпосылка к возникновению проблем в будущем, чреватых затруднением формирования соответствующих качеств психики. Последним зачастую не удается достичь приемлемого уровня. О совершенстве в данном случае речь и вовсе не идет.

В этом ключе сензитивность предстает как совокупность своевременно предоставленных субъекту благоприятных условий, как нельзя лучше соответствующих требованиям, выдвигаемым к формированию рассматриваемых свойств психики и некоторых функций. Каждый из сенситивных периодов отмечен печатью временности. Несформированная на предопределенном для этого этапе речь — серьезное препятствие, с необходимостью преодоления которого человек будет сталкиваться на протяжении многих лет. При этом индивид будет испытывать трудности в сфере связного выражения мыслей и ведения бесед с окружающими людьми.

Сензитивность — сложное понятие, в котором прослеживается зависимость от ряда факторов, включающих в себя предыдущие достижения в психическом развитии и закономерности формирования головного мозга. Обилие факторов подводит к индивидуальности границ сенситивной фазы отдельных личностей. При этом не следует забывать о том, что наибольшее влияние может быть оказано на психические процессы, пребывающие в стадии созревания. Успешная активизация заложенных в детях задатков невозможна без грамотного подхода к процессу обучения, в ходе которого склонности трансформируются в знания, способности и умения.

Общие характеристики сенситивных периодов идентичны для всех субъектов. Они не зависят от места проживания, расы, национальности или культурных предпочтений. В то же время сенситивным этапам присуща индивидуальность в части начала их проявления и длительности промежутка повышенной восприимчивости. В свете вышеизложенного некоторые педагоги подвергают критике фронтальный подход в обучении дошкольников, не достигших шестилетнего возраста. При этом они обращают внимание на то, что биологические возрастные показатели отнюдь не всегда соответствуют психологическим. Помимо этого приходится учитывать факт существования детей со сдвинутыми границами сенситивных периодов, не укладывающимися в среднестатистические сроки. Более того, у двух детей с одинаковой динамикой протекания конкретного сенситивного периода фиксируется различный уровень эффективности усвоения навыков и знаний.

В наши дни целесообразность динамической диагностики развития дошкольников не вызывает сомнений. Подобный подход основан на учете индивидуальных особенностей развития малыша в конкретный период времени.

Опекающим ребенка взрослым следует учесть возможность возникновения трудностей с определением начала сенситивного периода. Сложившееся положение вещей связано с медленными темпами фиксируемых изменений. Облегчению ситуации способствует готовность к наступлению того или иного сенситивного этапа, предполагающая ведение работы с малышом в так называемой зоне ближайшего развития. По истечении определенного времени стартует промежуток наивысшей интенсивности, с идентификацией которого проблем, как правило, не возникает. По его окончании наблюдается постепенный спад интенсивности.

У некоторых детей определенные сенситивные периоды могут приходиться на один и тот же временной отрезок, достигая при этом пика интенсивности в разные дни.

Заключение

Наибольшая легкость в овладении определенными навыками и знаниями наблюдается в соответствующий сенситивный период. Именно в эти дни процесс обучения проходит максимально естественно, доставляя индивиду ни с чем не сравнимую радость.

На протяжении сенситивных периодов фиксируется всплеск восприимчивости дошкольников к конкретным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. Справедливо данное утверждение и для поведения в целом. Более того, было установлено, что на этапе развития черт характера можно выделить небольшие промежутки времени, характеризующиеся повышенной интенсивностью. Последняя обуславливается соответствующим внутренним импульсом.

Мария Монтессори ассоциирует сенситивные периоды с дарованной ребенку возможностью приобретения необходимых в повседневной жизни умений, знаний и способов поведения. Длительность таких этапов ограничена определенными временными рамками. Создание подходящих для развития отпрыска условий возлагается на родителей. Опекающим ребенка взрослым следует знать, что наверстать упущенный сенситивный период будет сложно, а иногда и вовсе невозможно.

Педагоги, родители и ближайшие родственники не могут повлиять на длительность сенситивного периода или сместить дату его начала. В то же время они могут предугадать следующий сенситивный период и удовлетворить насущные потребности ребенка путем соответствующего преобразования окружающей среды. Взрослые должны уметь учитывать особенности указанных периодов, фиксировать их проявления и выделять наиболее интенсивные этапы в пределах промежутков, благоприятных для становления и формирования тех или иных способностей. Подобный подход существенно облегчает оценивание уровня развития дошкольника в текущий момент времени.

Как отмечалось ранее, погруженные в Монтессори-среду дети развивают свои способности с завидной легкостью. У них не пропадает интерес к обучению, вследствие чего методика итальянского педагога может быть рекомендована в качестве оптимального обучающего направления, удовлетворяющего познавательные потребности ребятишек в наиболее подходящие для впитывания знаний периоды.

Подростковый возраст как сенситивный период для развития креативности. Творческая активность - это активность человека, которая проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека.

Творческая активность является мотивирующим началом при формировании здорового образа жизни подростков. Материал лучше усваивается подростками при оригинальной его подачей. Кроме того творчество у подростков проявляется в проигрывании различного рода ситуаций, заставляя его осмыслить происходящие в реальности. При создании условия творческой активности у подростка будет побуждаться интерес к деятельности связанной со здоровым образом жизни.

Так же эффективным условием формирования здорового образа жизни является пропаганда здорового образа жизни. Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача педагога из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять алкоголю, табакокурению и наркотикам.

Информирование подростков о здоровом образе жизни осуществляется посредством обучения, направленного на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ученика: лекций-бесед, диспутов, тренинговых упражнений.

Использование этих форм и методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной части работы, поскольку актуальным в ориентировании учащегося на здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Актуализацию эмоционально-ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни мы рассматриваем как следующее условие реализации педагогической стратегии ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально-ценностного отношения учащегося к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека.

В практическом решении задач мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких социально-педагогических условий, которые способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира.

Социальный педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации социального педагога, участие учащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.

Для успеха формирования у подростка установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.

Таким образом, формирование у подростка здорового образа жизни через реализацию совокупности социально-педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни школьника.



Загрузка...