transportoskola.ru

Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников. Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку материал на тему. «Народные сказки как средство воспитания

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Матвеева Наталья Анатольевна воспитатель Пендюрина Татьяна Викторовна музыкальный руководитель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 63 «Весняночка» г. Тольятти, Самарская область СКАЗКА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: авторами статьи показано применение сказок в качестве метода обучения на занятиях в ДОУ. Исследователи считают целесообразным использование сказок, являющихся неиссякаемым источником для нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дошкольники, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, сказка. Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок Народная мудрость Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие, имеют сказки на дошкольников. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями,которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. С древнейших времён народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Задача педагога донести до сознания ребенка народную мудрость. Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. дружить. Например: «Репка», «Теремок» формируют такие качества, как трудолюбие, умение Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей их активность, действенность. По мере развертывания фабулы препятствия и трудности, встречающиеся на пути положительных героев, усложняются. Это увеличивает ценность и значение их победы. Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле». Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку -дошкольнику. Ему еще 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких, выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим. Обнажая человеческие слабости, сказка нередко пользуется таким могучим орудием как насмешка. Чаще всего эта насмешка добродушная, мягкая, но в некоторых случаях она острая, злая. Так, в сказке: «Битый небитого везет» («Лиса и волк») исключительно остро высмеивается тупость волка. Глупый, доверчивый волк, последовав совету хитрой и умной лисы, был избит и остался без хвоста, да к тому же еще взялся везти на себе плутовку-лису, виновницу всех его бед. Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман. Герой сказки «Жихарка» сумел найти выход из затруднительного положения, обманув лису. Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми. В сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках. 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Нетрадиционный подход как раз и дает нам и ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей должна стать творческим девизом для ребенка. Это явилось для нас главной установкой. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагали в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. Поскольку нельзя подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки. Содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным давать моральную оценку героям, их поступкам, т.е. научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции. В сказке «Рукавичка» нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Итак, можно сделать вывод, что сказка неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Список литературы 1. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь / В.И. Зимин, А.С. Спирин. М.: Сюита, Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна [и др.]. СПб: Детство-Пресс, Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка М.: Обруч, Фаррахова Г.Ф. Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения:). 5


«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

Таштандинова Элеонора Николаевна воспитатель МБДОУ Белоярский Д/С «Теремок» с. Белый Яр, Республика Хакасия ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ХАКАССКОГО НАРОДА Аннотация: в работе

«Сказки помогают малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло» Л.Н.Толстой «Роль сказки в духовнонравственном воспитании младших дошкольников» Авторы ВОСПИТАТЕЛИ МБУ «Школа 86» СП

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.долинск Сахалинской области «Роль книги в формировании духовно нравственного воспитания дошкольников» Выполнил: воспитатель

Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство, информатика. подготовили Учащиеся 2 2 класса МБОУ «Гатчинская СОШ 8 «Центр образования» 2013 год Вопрос (проблема) проекта. Цель и задачи проекта.

Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании

Папанова Галина Сергеевна Суменко Нелли Аминовна Мизюркина Светлана Геннадьевна Чепурова Анастасия Александровна МБДОУ «Д/С 150» г. Новокузнецк, Кемеровская область ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ефименко Лариса Игнатьевна воспитатель Синдяшкина Татьяна Викторовна заместитель заведующего по ВМР АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 149 «Ёлочка» г. Тольятти, Самарская область ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Кошаева Наталья Владиславна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

Воспитание сказкой Презентация Стрельцова Надежда Павловна - Волшебное значение сказок известна с давних пор. До нас дошло не мало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений

Михайлова Олеся Борисовна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 2 «Сказка» г. Ядрин Чувашской Республики г. Ядрин, Чувашская Республика МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технологическая карта ОД с детьми средней группы Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» (речевое развитие) Возрастная группа: средняя. Воспитатель: Бахилова Алла Викторовна Образовательная

Горбунова Наталья Николаевна, воспитатель, ГБОУ ООШ 4 г. Новокуйбышевск Структурное подразделение «Детский сад «Буратино», г. Новокуйбышевск Скорынина Ольга Анатольевна, старший воспитатель, ГБОУ ООШ 4

ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ РЕБЁНКА Хайруллин И. Т., доцент, К(П)ФУ, г. Казань [email protected] Екатерина Кучерова Владимировна, студент Института социальнофилософских

Проект «Мой сказочный любимый герой» Выполнила воспитатель МКДОУ «д/с 5»: Резник Т.В. Участники проекта: -Дети старшей группы - родители -Воспитатель Резник Т.В. -Специалисты ДОУ Тип проекта: Познавательно-творческий;

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад 98» План по самообразованию «Воспитание сказкой» Емельянова Маргарита Олеговна воспитатель 2017 2018 г. Актуальность. План по самообразованию Тема: «Воспитание

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФГОС Наружных Е.И., воспитатель МБДОУ ДС 10 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств в средней группе» Автор: Исаева Надежда Викторовна - воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение города

Осипова Татьяна Владимировна старший воспитатель Смаева Оксана Игнатьевна воспитатель Федорова Светлана Валерьевна воспитатель Черненко Валентина Анатольевна заведующий МБДОУ «Д/С 2 «Калинка» г. Новочебоксарск,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Проект по познавательному развитию для детей первой младшей группы «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» Воспитатель: Музыка Н.С. 2017-2018

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Хузина Виктория Мирзахасановна инструктор по физической культуре Зименкова Татьяна Геннадьевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 63 «Весняночка»

Шатохина Валентина Владимировна воспитатель Орехова Оксана Олеговна педагог-психолог Кальченко Юлия Львовна старший воспитатель МБДОУ «Д/С 53» г. Белгород, Белгородская область ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение (частное учреждение) «Детский сад «Золушка» Конспект совместной образовательной деятельности кружка «В гостях у сказки» Составил: Коробова Вероника

Родительское собрание в группе 6 Ноябрь 2017 тема «Сказка как средство развития речи и воспитания нравственных качеств у ребенка» Цель: познакомить родителей с организацией работы по нравственному и речевому

Никульникова Оксана Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 178» города Магнитогорска Челябинская область, г. Магнитогорск «ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО СКАЗКАМ»

Мишенина Наталья Владимировна педагог дополнительного образования, заместитель директора Горбенко Наталья Сергеевна педагог дополнительного образования МУ ДО «Центр детского творчества» п. Дубовое, Белгородская

Педагогический проект: «Роль мультфильмов в развитии и воспитании детей». Рыжкова Ольга Валентиновна МБДОУ д/с 4 «Сказка» г. Никольск Актуальность: Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей,

Консультации для родителей «Ребёнок и книга» Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень

МБДОУ «Детский сад «Колобок»с.Засосна» «По страницам сказок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей подгруппе. Выполнила: воспитатель Быкова Ирина Николаевна 2014г Интеграция

Зверева Ольга Владимировна педагог-психолог Гревцова Надежда Павловна инструктор по физической культуре Земцова Светлана Васильевна воспитатель Тарутина Ирина Леонидовна заведующая МАДОУ Д/С КВ 38 «Совёнок»

Садыкова Елена Николаевна воспитатель МБУ Д/С 5 «Филиппок» г. Тольятти, Самарская область ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ИГРА, В КОТОРОЙ РЕБЁНОК ПОЗНАЁТ МИР И РАЗВИВАЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Аннотация: в данной

МКДОУ Нововоронежский детский сад 12 Программа по духовнонравственному воспитанию детей 4-7 лет В МКДОУ Нововоронежский детский сад 12 имеется «Программа по духовнонравственному воспитанию детей 4-7 лет»

Доклад: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу,

Консультация для педагогов «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова д 4 к 3) Отчет по инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год «Формирование

Крюкова Наталья Владимировна воспитатель Потапова Ольга Александровна воспитатель Евдокимова Ирина Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Д/С 53» г. Белгород, Белгородская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ

Вейлерт Наиля Талгатовна заведующая Большакова Юлия Валериевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 204 «Колокольчик» г. Тольятти, Самарская область РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ

Составитель: воспитатель МБДОУ детского сада 5 г.ворсма Васильева Татьяна Николаевна ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ЛОТО «СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Для детей старшего возраста Многих бед в сказках могло бы не случиться,

DOI 10.21661/r-113345 Постникова Оксана Валерьевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 г. Могоча, Забайкальский край УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ д/с 31 Кузнецова М. В. 2016 г. ПРОЕКТ «Эти прелестные сказки» для детей младшего

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Павловская Валентина Анатольевна воспитатель МБДОУ Д/С 53 г. Белгород, Белгородская область ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект во 2 младшей группе на тему: «Читаем сказки» МКДОУ детский сад 12 «Аленушка» Воспитатель: Симаева Н.Е. г. Минеральные Воды 2018год Проект «Читаем сказки» во 2 младшей группе. -Тип проекта: творческий,

Викторина по русским народным сказкам Цели: -формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая, воспитывать

Трубникова Татьяна Викторовна музыкальный руководитель высшей категории АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 171 «Крепыш» г. Тольятти, Самарская область ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт

Басинова Наталья Андреевна воспитатель МКДОУ Д/С 7 г. Мирный. Архангельская область ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в данной статье затронута

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 г. Йошкар-Олы «Жемчужинка» Программа кружковой работы с детьми младшей группы 3 4 года «Осьминожки» «Книголюб» (Здравствуй

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Болилая Татьяна Федоровна воспитатель МБДОУ «Полазненский Д/С 8» пгт Полазна, Пермский край КНИГА УЧИТ НАС ДОБРУ... Аннотация: в статье описаны методы и приемы ознакомления детей

Панова Валентина Ивановна заведующая Погорелова Светлана Васильевна воспитатель МДОУ «Детский сад 5 с. Хохлово Белгородского района» с. Хохлово, Белгородская область ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 комбинированного вида города Ейска муниципального образования Ейский район ОО «Речевое развитие» /Чтение художественной литературы/

Эврикова Лилия Фаридовна воспитатель МБДОУ «Д/С 182» г. Чебоксары г. Чебоксары, Чувашская Республика ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: данная статья посвящена вопросу взаимодействия

Ильина Мария Дмитриевна воспитатель Кузнецова Людмила Михайловна музыкальный руководитель Куфтова Марина Викторовна воспитатель МБОУ «Тишковская СОШ» им. П.П. Мурыгина с. Тишково, Астраханская область

DOI 10.21661/r-119418 Соколова Ольга Сергеевна аспирант Институт культуры и искусств ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» г. Москва ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Алексеева Светлана Васильевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 107 «Ягодка» г. Тольятти, Самарская область ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Аннотация: сенсорное развитие имеет огромное значение

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Подготовила: Лукьянова С.Н. Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребёнка,

Артамонова Мария Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С 100 «Островок» городского округа Тольятти г. Тольятти, Самарская область К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ Аннотация: в

Проект для младших школьников «Какие бывают сказки?» Воспитатель: Крылова Светлана Анатольевна Место проведения проекта: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Участники проекта: обучающиеся 3 класса. Время

Уварова Лариса Сергеевна воспитатель Шевченко Елена Борисовна воспитатель Шабалина Галина Николаевна заведующая детским садом МБДОУ Д/С КВ 5 г. Белгорода г. Белгород, Белгородская область ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 99» «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект «Сказки всегда с нами!» 2 младшая «А» группа 2016г. Педагог: Домченко М.Р. Тип проекта: художественно- эстетический

Бородкина Екатерина Павловна воспитатель МБДОУ Д/С 7 «Жемчужинка» г. Симферополя г. Симферополь, Республика Крым СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 12 г. Пугачева Саратовской области» Сказки за безопасность детей Развивающее занятие «Лисичка сестричка и серый волк» Педагог-психолог Волкогон

Сказкотерапия воспитатель средней группы Першикова Светлана Павловна Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки,

Научно-исследовательская работа Русский язык Основные черты характера героев в сказках о животных Выполнила: Воронкова Мария Олеговна Учащаяся 3 «Б» класса МБОУ «Школа 77» г. Казани Руководитель: Савина

Проект «Что за прелесть эти сказки!» Разработали: воспитатели старшей группы 10 «Затейники» Яркова В.И. Варванская Е.В. Проект разработан на основе годового учебного плана, в рамках тематической недели

Викторина «В гостях у сказки» Цели: Расширить знания учащихся о сказках; Создать условия для пропаганды здорового образа жизни; Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

Анна Хлызова
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки . Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить : он знакомит детей с окружающим миром , нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна . Она поднимает вопросы самые важные : о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа , сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании , становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок . Язык сказок , насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок . А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

«Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», – писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка , как и другие ценности традиционной культуры , утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки , превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки .

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков . Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций . Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и , рассказывая их внукам , передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки » .

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы Православия . Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок . Многие сказки издавна использовались в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации : развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют его внутренний мир.

Все это вместе определило актуальность, теоретическую и практическую значимость разработки специальной программы «Воспитание сказкой » в нашем ДОУ.

Общие цели программы :

1. Создавать условия для формирования у детей основ православного мировосприятия , развития нравственных и патриотических чувств , представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным и патриотическим содержанием сказки .

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей , формированию представлений о месте каждого человека в истории и культуре своего народа, гармонизации психоречевого развития.

4. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки , используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты .

Занятия программы предполагают использование :

– малых жанров фольклора : загадок, пословиц, поговорок, былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале учебного года берутся простые и небольшие русские народные сказки , во втором полугодии – длинные авторские сказки , более глубокие по содержанию и сложные по восприятию .

Приведем пример планирования занятий со сказкой в течение учебного года.

Учебно-тематическое планирование

(32 часа, 1 час в неделю)

1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

4. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

5 «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»

6. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

7 «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

8 «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме

10. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен» , «Труд согревает»

11. «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь» , «Догадаешься, как проиграешься»

12. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

13. Рождественский праздник

14. «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»

15. «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет» , «В согласии жить – никто не одолеет»

16. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

17. «Летучий корабль» «Добро в век не забудется»

18. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать» , «Мир не без добрых людей»

19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме : загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

20. «Стойкий оловянный солдатик» «За честь хоть голову снесть»

21. «Как рубашка в поле выросла» «За один раз дрова не срубишь» , «Дело шутки не любит»

22. «Сказка о рыбаке и рыбке » «Чего нет, того и хочется» , «Кто многого желает, тот и мало не видает»

23. «Сивка-бурка» «Храброму смерть не страшна» , «За добро добром платят»

24. «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»

25. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»

26. «Иван-царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»

27. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»

28. Посещение спектакля театра кукол

29. Былина «На заставе богатырской» «Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст»

31. «Цветик-семицветик» «Для милого дружка и сережка из ушка»

32. Итоговое занятие

Структура занятий традиционна . Каждое занятие включает в себя ряд этапов :

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

В сочетании с музыкой воздействие сказки на ребенка усиливается : музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки , выяснение основной идеи .

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал : книжные иллюстрации в стиле И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки , образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки .

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей : желание и потребности ребенка выразить свои отношения и представления создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений, нравственных и патриотических качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками) .

Постепенное включение родителей в активное воспитание детей средствами народной и авторской сказки идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки совместных (детско-родительских) спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Так, в конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейное празднование Рождества Христова. В конце второго полугодия планируется семейное посещение Театра кукол.

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы - русской и переводной, без древних и новых произведений устного народного творчества.

Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство - в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них. Если в прежние эпохи творения народного вымысла порой изымались из круга культуры детства, то сегодня практически любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым источником мудрости и художественности.

Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э. Успенского и других авторов.

Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.

Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.

Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники.

В детской литературе нашли выражение идеалы отечественной культуры - гуманизм и демократизм, патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции - это уважение к Слову, стремление к поучительности без поучения, к познавательности без схоластики, слияние книжности и народной поэзии. Эти традиции и определили высоту требований к книге для детей .

Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги уральского пионера Павлика Морозова, киргизского школьника Кычана Джакыпова, юного керченского партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой, молодогвардейцев шахтерского Краснодона. Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки динго, или Повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Великого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из повести 3. Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца «Привет от Вернера».

Русская детская книга - настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, - характерное свойство книг этих талантливых детских писателей. Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в поэзии не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, - это кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила литературы для детей.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее .

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Следует также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Стихотворения о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» .

Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

Дружба помогает победить зло («Зимовье»);

Добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

Зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова . По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Консультация для родителей на тему «Сказка как средство патриотического воспитания».

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.).

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи6 во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д.

Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.)

Рассмотрим один из методов патриотического воспитания – сказкотерапию с учетом гендерного (полового) подхода.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

Мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

Женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

Смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные (человекообразные) герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.




Загрузка...