transportoskola.ru

Работа с родителями по новым фгос до для детских садов. Семинар: «современные формы взаимодействия с семьей в свете фгос». Работа с родителями в условиях реализации фгос до

Оксана Терёшина
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО

Детство - это уникальный период в жизни каждого человека : именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В настоящее время актуальной является проблема взаимодействия детского сада и семьи , так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) отвечает новым социальным запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.

В ФГОС ДО говорится , что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи .

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях :

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей , ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Работая по внедрению ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи , мы активно используются инновационные формы и методы работы :

Мастер-классы на различные темы;

тематические выставки;

консультации специалистов;

семейные встречи;

совместные итоговые мероприятия

открытые занятия для просмотра родителей;

конкурс семейных талантов;

день открытых дверей;

сайт ДОУ и др.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности наших педагогов и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей этой работы - вовлечение родителей в педагогический процесс, где всем участникам должно быть комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

В нашем детском саду мы большое внимание уделяем этой работе так как считаем, что только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребенка совершенствуются моторные навыки, развивается воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми, учатся понимать растущего человека.

Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того восполняет дефицит родительского внимания.

Жизнь в нашем детском саду очень активна. И чем больше в ней совместных разнообразных мероприятий с родителями, тем эта жизнь интереснее. Эти мероприятия воспитывают у детей интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также :

Укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй ;

Побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду;

Стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности;

Создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.

За прошедший учебный год в нашем ДОУ прошло огромное количество разнообразных мероприятий совместно с родителями. Это и фотовыставки «Памятные места родного города» ,

«Люблю берёзку русскую» ,«Папа,мама, я –спортивная семья » ,

выставки совместных поделок «Осенняя фантазия» , выставка

«Загадочный космос»

«Новогодняя игрушка моей семьи » , «Прекрасное своими руками» ,

«Выставка макетов боевых сражений» ,«Пасхальный сувенир» ,конкурсы стенгазет «Россия- родина моя» ,«Солдат в моей семье » ,«Фестиваль воздушных шаров» и многие другие.

Хоть умений у наших деток мало, но даже если они присутствуют при выполнении поделки, если видят, как мамы или папы стараются, проявляют творчество -это уже положительный результат. Ну, а если, им всё-таки удалось принять хоть небольшое участие, то это заслуживает особой похвалы для родителей. Мы всегда радовались каждой работе.

Для детей, любителей мастерить любые поделки, поделки которые готовятся совместно с родителями особенно дороги и интересны. А когда рядом с ребенком с энтузиазмом работает мама, папа или другие взрослые, участие которых ребенку особенно дорого, тогда процесс творческий превращается в увлекательное действо. Такая совместная деятельность, направленная на полноценное развитие ребенка, а непринужденная обстановка всегда приносит положительный результат и выливается, прежде всего в удовлетворении детских потребностей во внимании со стороны близких.

Так же в нашем ДОУ одной из интересных форм работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является проведение совместных итоговых мероприятий,которые способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников . В результате неформального общения детей и взрослых создаётся не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей не только детей, но и их взрослых.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

Организуя совместную работу с родителями педагоги нашего ДОУ активно вовлекают родителей в процесс реализации исследовательских и творческих проектов. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье , помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Так в этом учебном году педагогами нашего ДОУ были успешно реализованы

«Реликвия моей семьи » .

Мы и в дальнейшем планирует тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы ;

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Это учет индивидуальности ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений




Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.


Основные причины трудностей в работе педагога с семьей Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей; Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку; Чрезмерная занятость родителей; Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт; Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя; Отношение воспитателей к родителям, как к объектам воспитания; Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в саду; «Закрытость» дошкольного учреждения; Недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей.


1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2. Объединить усилия для развития и воспитания детей; 3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями


Принципы взаимодействия: 1. Индивидуальный подход 2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 3.Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь) 4. Готовимся серьезно (слабое, плохо подготовленное родительское собрание могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом) 5. Динамичность (формы и направления работы должны меняться)


С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду: Анкетирование Личные беседы. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы: 1. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, детский сад им просто жизненно необходим; 2. Вторая группа – это родители с удобным графиком работы, неработающими бабушками и дедушками; 3. Третья группа – это семьи с неработающими мамами.


Первая группа родителей ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку. Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставались в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – эти родители ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.


Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями Традиционные Нетрадиционные Коллективн ые Индивидуал ьные Наглядноинфо рмационные Индивидуал ьные Коллективные Информационн о- аналитические Досуговые Познавательны е Общее родительское собрание ДОУ; Педагогическ ий совет с участием родителей; Родительская конференция; Тематические консультацииии; Педагогическ ий консилиум; Групповые собрания родителей; «Круглый стол»; Родительский совет (комитет) группы; Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Педагогиче ская беседа с родителями Тематическ ие консультациии и «Заочные» консультациии и Посещение семьи. Записи на магнитофон бесед с детьми; Видео- фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; Фотографии; Выставки детских работ; Стенды, ширмы, папки- передвижки. Информацион ные проспекты для родителей; Альманахи; Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; Дни (недели) открытых дверей; Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; Выпуск стенгазет; Организация мини– библиотек. «Почтов ый ящик»; Индивид уальные блокноты Проведен ие социологич еских срезов, опросов Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы. Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы.


Формы работы с родителями традиционные коллективные, индивидуальные наглядно- информационные. Нетрадиционные Т. В. Кротова Информационно- аналитические Досуговые Познавательные Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские




РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, «КРУГЛЫЕ СТОЛЫ» И ДР. ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ЭТО ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ, ФОРМА ОРГАНИЗОВАННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЗАДАЧАМИ, СОДЕРЖАНИЕМ И МЕТОДАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. ПОВЕСТКА ДНЯ СОБРАНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ, С УЧЕТОМ ПОЖЕЛАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ. НАПРИМЕР, МОГУТ БЫТЬ ТАКИЕ ТЕМЫ: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?», «ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ», «МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» И ДР. ТРАДИЦИОННО ПОВЕСТКА ДНЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЧТЕНИЕ ДОКЛАДА, ХОТЯ ОТ ЭТОГО СЛЕДУЕТ УХОДИТЬ, ЛУЧШЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ. СОБРАНИЕ ГОТОВИТСЯ ЗАРАНЕЕ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ЗА 35 ДНЕЙ. ТЕМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНО, НАПРИМЕР: «ПОСЛУШЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?», «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?», «НУЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» И ДР. В ОБЪЯВЛЕНИИ МОЖНО ПОМЕСТИТЬ НЕБОЛЬШИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАПРИМЕР, ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, СФОРМИРОВАННЫМИ НАВЫКАМИ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ И Т.Д. ЗАДАНИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ТЕМОЙ ПРЕДСТОЯЩЕГО СОБРАНИЯ. КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОПЫТ, РОДИТЕЛИ АКТИВНЕЕ РЕАГИРУЮТ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ В ИХ ПОДГОТОВКЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДЕТИ. Коллективные формы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. БЕСЕДА МОЖЕТ БЫТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМОЙ, ТАК И ПРИМЕНЯТЬСЯ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ, НАПРИМЕР, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА В СОБРАНИЕ, ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ОБМЕН МНЕНИЯМИ ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ВОПРОСУ; ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ. БЕСЕДА МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ СТИХИЙНО ПО ИНИЦИАТИВЕ И РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГА. ПОСЛЕДНИЙ ПРОДУМЫВАЕТ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАСТ РОДИТЕЛЯМ, СООБЩАЕТ ТЕМУ И ПРОСИТ ИХ ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ БЫ ОНИ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ. ПЛАНИРУЯ ТЕМАТИКУ БЕСЕД, НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ОХВАТУ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕХ СТОРОН ВОСПИТАНИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ БЕСЕДЫ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА. БЕСЕДА НАЧИНАЕТСЯ С ОБЩИХ ВОПРОСОВ, НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВОДИТЬ ФАКТЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕБЕНКА. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЕТАЛЬНО ПРОДУМАТЬ ЕЕ НАЧАЛО, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ УСПЕХ И ХОД. БЕСЕДА ИНДИВИДУАЛЬНА И АДРЕСУЕТСЯ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ. ВОСПИТАТЕЛЮ СЛЕДУЕТ ПОДОБРАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ДАННОЙ СЕМЬИ, СОЗДАТЬ ОБСТАНОВКУ, РАСПОЛАГАЮЩУЮ «ИЗЛИТЬ» ДУШУ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ОРГАНИЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ТРУДНОСТЯМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ОНИ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ОБЩИМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, НАПРИМЕР, РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА, ОХРАНЕ ЕГО ПСИХИКИ, ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ДР. КОНСУЛЬТАЦИИ БЛИЗКИ К БЕСЕДАМ, ОСНОВНАЯ ИХ РАЗНИЦА В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ДИАЛОГ, ЕГО ВЕДЕТ ОРГАНИЗАТОР БЕСЕД. ПЕДАГОГ СТРЕМИТСЯ ДАТЬ РОДИТЕЛЯМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОВЕТ, ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ. Индивидуальные формы:



Наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки.





Индивидуальные и информационно- аналитические формы социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик» Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.



Досуговые формы: Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Папа, мама, я дружная семья», «Весёлые старты», «Праздник Весны» и др. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.





Познавательные формы: предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.



Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.


Информационные стенды в группах: ФИО педагогов, работающих с детьми этой группы, Режим пребывания детей в детском саду; Основные виды организованной образовательной деятельности; Права ребёнка; Объявления; Поздравления; Меню на день; Словарь добрых слов и выражений; Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.



Важные моменты: -Все материалы должны быть эстетично оформлены; -Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе интерес родителей к этой информации быстро пропадет; -Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей; -Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересным большинству родителей.


Наглядно-информационные формы информационно- ознакомительная ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. информационно- просветительская направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.


Информационно- ознакомительные формы «Дни открытых дверей». дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.



«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».

МБДОУ детский сад «Березка»

воспитатель Бекренева Валентина Ивановна

разновозрастная группа (5-7 лет)

Актуальность В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (29 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям:.

Информационно - аналитическое,

Познавательное,

Наглядно - информационное,

Досуговое направление.

С этой целью использую разнообразные инновационные формы работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба, либо в виде кон сультаций. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность».

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по речевому развитию. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось

некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревал.

Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание рассады цветов). На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Совместно с родителями организовали мини - музей «Моя семья».Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В музее хранятся совместные поделки детей и родителей, рисунки, оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи», альбомы «Моя семья», разные газеты, оформленные к праздникам.

Одной из результативных форм являются - Выставки совместного творчества.

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества:

« У солнышка в гостях»,« Новогодняя игрушка от нашей семьи» « Весенний букет.» (поделки из бросового материала), в выставках рисунков:«Любимый вид спорта»,«Открытка Ветерану», «День победы».

А также участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья».

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Практикую награждение участников выставок.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно - информационный материал: ширмы, стенды .« Скоро в школу» ,« Реализация ФГОС в ДОУ»,« Всё о здоровье детей», « Времена года».

Из папки - передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей».

Регулярная организация фотовыставок: .«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организую акции: «Просто так», «Подари книгу детям» . У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми. Попробовать самим провести мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».

Родители организовали интересные экскурсии на свои рабочие места для ознакомления со своими профессиями. Провели экскурсию в магазин, познакомили детей с профессией продавца. В Доме Культуры -знакомились с интересной работой актеров.

Очень увлекательно проходят встречи с интересными людьми- «Мастер своего дела».

Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. -участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова.

Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей, как лечить больных, как вести здоровый образ жизни.

Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.

Традиционно в нашей группе проводятся «Дни общения», дни рождения детей с хороводом, караваем, я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный клуб, который получил название «Дружная семейка».

Поэтому у себя в детском саду мы тоже открыли клуб семейного общения. Его миссия - оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых, изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); изготовление атрибутов, пособий.

Провели в группе праздники: «Осень в гости приглашает» , «Мамочка любимая»,«8 Марта - праздник мам» ,«В гости к ёлке», «Мой папа самый лучший», «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение, «День Победы», « До свиданья детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Информация для родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.

Обеспечиваем открытость дошкольного образования;

Создаем условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживаем родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечиваем вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

Тематические выставки;

Тесты, опрос на любые темы;

Консультации специалистов;

Семейные спортивные встречи;

Почта доверия

Открытые занятия для просмотра родителей;

Родительская гостиная, клуб;

День открытых дверей;

Сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Это учет индивидуальности ребенка.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

Это укрепление внутрисемейных связей,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Результат нашей работы - положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Организация: МБОУ «Степаненская СОШ» Тименский детский сад

Населенный пункт: Удмуртская Республика, Степаненки

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Взаимодействуя друг с другом, создаются оптимальные условия полноценного развития ребенка.

Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении на практике информации, как правило, из Интернета.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.

Перестраивать что - либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стереотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные родительские собрания,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники,досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • организация совместной трудовой деятельности, н
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи велось последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространённым методом изучения семьи, проводим анкетирование, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволил нам собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование мы проводим в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе, если есть надобность для решения поставленных задач.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволило нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи, я знакомлюсь с опытом семейного воспитания. Такие посещения дают мне возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).

Провожу консультации, отвечая на вопросы родителей, стремлюсь при этом дать квалифицированный совет.

Ведём и наблюдение как метод изучения семьи . Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Мы использую не только наблюдение со стороны, а создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.), а так как мы живём на селе и у нас печное отопление, приглашаю родителей ещё и на распилку и расколку дров. У нас свой огород, где мы выращиваем абсолютно все овощи и это тоже с помощью родителей.
  • проводим совместный досуг;
  • занятия с родителями и детьми.Причём даём родителям возможность побыть воспитателем, родители проводят занятие по различным темам: «Проффесия продавец» . Мама продавец рассказывает о своей работе, далее следует посещение магазина, где дети уже наглядно видят работу продавца.Соответственно всё занятие находиться под нашим контролем.После такой формы работы, родители по другому смотрят на работу воспитателя, понимая какой это труд. Дети же гордятся своими родителями.

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.

Мы условно разделили родителей на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары. Но они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейные работы на конкурсы, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Наша задача как педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, мы активизируем их педагогические умения, вовлекаем в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Мы выделяем из этой родительской группы энергичных мам и пап, которые стали членами родительского комитета и нашими активными помощниками.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия стали доверительные отношения между нами педагогами и родителями. У родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Как правило, во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. В таких случаях мы приглашаем родителей для встречи за круглым столом. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

Ведём коллективную форма работы с родителями - это родительское собрание. Подготовку к родительскому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовлюсь к конкурсам, изготавливаю памятки, приглашения на собрания, оформляю благодарности. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов.

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.

Регуляр­но проходят конкурсы: «Конкурс кукол»,«Наши защитники Отечества»,

«Осенние фантазии» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои,интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс .

Инте­ресно проходят занятия по работе с крупами, изготовление аппликаций нетрадиционным способом:«Аппликация из ваты»,всё это можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.

Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, День Защитника Отечества, 8 марта, организуем дни рождения, чаепития и многое другое.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель­ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио­нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-­оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях:«Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово­му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре­бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де­тей.

Традиционным стало проведение акции «Подари игрушку детям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от­ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

А также мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители .

У них появ­ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при­мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле­ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни­мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

  • У нас есть уголок для родителей. В котором содержатся - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями: «Выставка цветов», «Выставка картин из мелко нарезанных ниток»
  • Информационные листки , которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравляем с днем рождения.
  • Памятки для родителей , на различные темы.
  • Папки–передвижки , которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди­телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво­его труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших ро­дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да­ло определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе­ра взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Подводя итог, хочу сказать:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;
  • Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • вовлечь семьи в образовательную деятельность;
  • поддерживать образовательную инициативу семьи;
  • Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде, что мы и пытаемся делать.

Список использованной литературы

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
Загрузка...

Реклама