transportoskola.ru

Характеристика социальной работы с пожилыми людьми. Тема: Социальная работа с пожилыми людьми. Роль ЦСО в социальном обслуживании. Пожилые люди как объект социальной работы

Почему работа с пожилыми людьми так важна? Что нужно учитывать при выстраивании работы с пожилыми людьми? Какие качества социального работника важны при налаживании отношений с пожилыми людьми? Какие проблемы помогает решить грамотная психологическая работа с пожилыми людьми? Почему работа с пожилыми людьми обязательно должна включать в себя культурно-досуговую часть?

Сеть пансионатов для пожилых людей

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему работа с пожилыми людьми так важна
  • Что нужно учитывать при выстраивании работы с пожилыми людьми
  • Какие качества социального работника важны при налаживании отношений с пожилыми людьми
  • Какие проблемы помогает решить грамотная психологическая работа с пожилыми людьми
  • Почему работа с пожилыми людьми обязательно должна включать в себя культурно-досуговую часть

Демографическое старение в 21 веке не только ставит определенные задачи перед государством, но и открывает новые возможности. В настоящее время старшее поколение все активнее участвует в социальной и экономической жизни страны. Следовательно, работа с пожилыми людьми сегодня является особенно актуальной.



Главные проблемы старшего поколения связаны с обеспеченностью жильем, материальным благополучием, занятостью и состоянием здоровья. Их решению и должна быть посвящена современная работа с пожилыми людьми. Потребность этой категории граждан в медико-социальном обслуживании увеличивается. Как ее полностью удовлетворить? Это вопрос государственной важности. Существует экспертное мнение, согласно которому, расходы на медицинскую помощь пожилым повышаются не из-за увеличения количества населения старческого возраста, а по причине общего подорожания медицинских и социальных услуг.

При работе с пожилыми людьми и инвалидами обязательно должны учитываться психологические особенности этой группы. Психическая деятельность подвержена возрастным изменениям. А они, в свою очередь, зависят от взаимодействия с факторами социальной среды, которые могут значительно трансформировать личность. Работа сиделки с пожилыми людьми также должна учитывать эти особенности.

Когда человек стареет, сфера его деятельности чаще всего сужается, что приводит к пессимизму, пассивной жизненной позиции, унынию. Подобные эмоциональные состояния негативно сказываются на здоровье, способствуют быстрому угасанию. Поэтому с ними необходимо бороться. Прекращение работы по профессии, потеря близких и одиночество, боязнь заболеть, материальные трудности – это объективные обстоятельства, оказывающие большое влияние на психику.

Учет возрастных психологических особенностей – обязательное условие продуктивной работы с пожилыми людьми. Следует найти подход к представителям старшего поколения, выяснить основания появления дискомфорта, объективно оценить проблему и предложить пути выхода из ситуации.

Работа с пожилыми людьми, психология которых трансформируется из-за биологических и социальных причин, должна строиться с учетом следующих изменений в различных сферах – интеллектуальной, эмоциональной, моральной:

  • появление сложностей с приспособлением к неожиданным ситуациям, с усвоением новых знаний;
  • ослабление с течением времени контролирующей и тормозной функции коры полушарий мозга, из-за чего отдельные свойства характера и особенности темперамента, сдерживаемые в молодости, начинают проявляться сильнее;
  • отказ пожилых людей приспосабливаться к новым моральным ценностям и нормам, манерам поведения, который становится причиной появления конфликтов с окружающими, обособления, ухода в себя.


Для людей старческого возраста характерными считаются такие особенности, как обидчивость, эгоцентризм, консерватизм, склонность к нравоучениям, погружение в воспоминания, замыкание в своем мирке.

Большинство таких психологических черт считается нарушением адаптации, свойственным старению. Для пожилых очень болезненны переоценка ценностей и крушение идеалов, а также попытки запятнать страницы истории страны. Исходя и этого, соцработники должны приложить максимум усилий, чтобы знания и жизненный опыт старшего поколения оставались востребованными.

У человека, достигшего преклонного возраста, изменяется социальный статус. Причинами становится ограничение или прекращение профессиональной деятельности, смена ценностных ориентиров, изменение образа жизни и круга общения, появление сложностей с психологической и социально-бытовой адаптацией к новым реалиям. Поэтому в процессе работы социального работника с пожилыми людьми должны формироваться и реализовываться особые методы, формы и подходы. Необходимо уделять достаточное внимание и тому, как старшее поколение относится к помощи, получаемой от соцработников.

На основе как практики, так и специальных исследований выделяются следующие стереотипы поведения, которые важно учитывать в соцработе с пожилыми людьми:

  • недоверчивое отношение к представителям социальных служб, отказ от помощи в быту, желание оставаться независимым;
  • настойчивые попытки получить как можно больший объем услуг, стремление возложить на специалистов исполнение полного спектра повседневных обязанностей;
  • на соцработника переносится недовольство из-за неудовлетворенности собственной жизненной ситуацией;
  • на назначенного помощника возлагается ответственность за самочувствие, материальное и моральное состояние пожилого человека.

Необходимо помнить, что центром поступков, переживаний и бытия в целом всегда является личность, определяющая в том числе поведение в старости. И каждый человек преклонных лет – личность, имеющая самоценное значение.


Работа соцработника с пожилыми людьми предполагает выполнение следующих задач:

  • помогать адаптироваться к изменениям жизненных обстоятельств, понимать проблемы социального, личного, экологического, духовного характера, оказывающие негативное влияние, и способствовать их устранению;
  • предоставлять помощь в преодолении сложностей, заниматься реабилитацией, коррекцией поведения и поддержкой;
  • защищать, опираясь на законодательство, в случае необходимости использовать власть;
  • содействовать всестороннему использованию каждым престарелым человеком собственного потенциала для социальной самозащиты;
  • применять все возможные средства из разных источников для помощи нуждающимся и т.д.

Работа соцработника с пожилыми людьми требует универсальной подготовки. Специалист должен понимать и уметь распознавать большое количество соматических, психологических, моральных, бытовых проблем, которые возникают у его подопечных. Для успешной социальной работы с пожилыми людьми технологии и методики облегчения повседневного выполнения данных задач должны быть тщательно изучены работниками для применения на практике.

Для психологической работы с пожилыми людьми характерны определенные отличительные черты. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что есть несколько средств, с помощью которых можно компенсировать эмоциональное напряжение и повысить уровень социально-психологической адаптации старшего поколения. К таким способам относятся общение с природой, увлеченность искусством в контексте творческой деятельности и созерцания, формирование новых интересов, появление важной миссии, а также видение перспективы, что особенно значимо после 70 лет.


Психологическая работа с пожилыми людьми тесно связана с интересом к искусству. Посещение музеев и выставок, театральных мероприятий способствует психической устойчивости. Представители старшего поколения, увлеченные искусством, гораздо реже страдают депрессией по сравнению со сверстниками, безразличными к нему. Скорее всего, подобные интересы, став неотъемлемой частью личностной структуры, стимулируют стойкую мотивацию. Она не меняется под влиянием негативных явлений, свойственных старению – кризисов, потери социального статуса, сужения круга общения. Данное поведение помогает сформироваться стилю жизни, который способствует процессу адаптации в целом.

Для пожилых людей занятия творчеством вне зависимости от их уровня, а также любые другие хобби – это смыслообразующие мотивы. Возглавив иерархию личностных стимулов, они придают смысл прочим потребностям и устремлениям.

Погружение в творчество, как собственное, так и чужое, способствует повышению социально-психологической устойчивости представителей старшего поколения. Такая увлеченность полезна, поскольку стимулирует креативность, открывает новые горизонты, пробуждает инновационные устремления, чего так часто не хватает пожилым вследствие возрастных изменений. Творческая деятельность нужна для того, чтобы люди и в преклонном возрасте могли проявить социальную активность, а также находить выход из непредсказуемых обстоятельств, не поддающихся разрешению с помощью стереотипных моделей поведения.

Начало пенсионного периода и весь предпенсионный отрезок времени представляют собой неопределенную ситуацию, новые условия. Чтобы разрешать возникающие проблемы, необходимо проявление творческого начала, неадаптивные поведенческие стратегии, поступательное развитие тех личностных качеств, которые не становятся слабее в пожилом возрасте благодаря погружению в искусство.

Работа специалистов с пожилыми людьми обеспечивает формирование нужных для новой деятельности умений и навыков. Такое специальное обучение базируется на концепции непрерывного образования, которая провозглашает познание в течение всей жизни нормой и необходимостью для каждого человека. Согласно названной концепции, в любом возрасте должна быть доступна возможность дополнения, приобретения и применения ранее полученных умений и знаний. Для каждого человека, независимо от количества прожитых лет, должно быть доступно постоянное расширение кругозора, повышение культурного уровня, развитие способностей, получение новых профессий и совершенствование в них.

Для психологической работы с пожилыми людьми, по мнению специалистов, большое значение имеет их заинтересованность в игровой деятельности, спорте, и, в первую очередь, в обучении. Интерес к подобным занятиям не уменьшается с возрастом, пожилые просто отвыкают от них. Ряд психологов-геронтологов предлагает привлечение представителей старшего поколения к играм и обучению для повышения качества их жизни. Важным является также и тот момент, что подобный вид деятельности относится к групповой работе с пожилыми людьми, способствующей расширению временной перспективы и формирующей адекватный и стабильный круг общения.

Пенсионеры, вовлеченные в интересные мероприятия, гораздо меньше сконцентрированы на болезненных ощущениях и переживаниях.

  • спортивных занятий и любых видов активной деятельности, предполагающих физические нагрузки, при этом лица преклонного возраста могут не только выступать в качестве участников подобных мероприятий, но и быть зрителями, а также организаторами;
  • литературного и художественного творчества;
  • различных видов рукоделия – вязания, вышивки, макраме и т.д.
  • ухода за домашними животными;
  • занятий любимым делом;
  • культурных мероприятий – познавательных экскурсий, посещений театральных представлений, выставок и т.п.;
  • настольных или компьютерных игр;
  • развлекательной досуговой деятельности – просмотра кинофильмов, чтения книг и т.д.;
  • общения – телефонных бесед, проведения тематических вечеров, групповых развлекательных мероприятий.


Пожилые нуждаются в более продолжительном отдыхе, который может включать совершенно разноплановые мероприятия. Различные формы проведения досуга способствуют наполнению жизни новыми смыслами. Работа с одинокими пожилыми людьми предполагает организацию интересных встреч. Занятия творческими видами деятельности, познавательные события объединяют, повышают качество жизни. Отсутствие потребности развлекаться у пожилых – это миф. На самом деле у представителей старшего поколения меняется лишь специфика предпочитаемых развлечений, которые становятся более ориентированными на познание, философские беседы, творчество.

Работа по организации досуга пожилых предполагает учет индивидуальных черт характера. Также нужно принимать во внимание половую принадлежность пенсионеров. Мероприятия, вызывающие интерес у женщин, могут не найти отклика у пожилых представителей сильного пола, и наоборот. Разберем, какие именно занятия подойдут пенсионерам в зависимости от их половой принадлежности.

Сильный пол по-прежнему предпочитает играть в шахматы, шашки, домино. Эти традиционные настольные игры уже превратились в специфический ритуал, объединяющий соревновательную составляющую и возможность обговорить животрепещущие вопросы. В любом возрасте мужчинам интересна рыбалка в качестве приятного отдыха на природе.

Достигнув пенсионного возраста, многие представители мужского пола начинают увлекаться творческими видами деятельности – сочинением стихов и прозы, рисованием, участием в работе танцевальных или вокальных коллективов.


Досуг для пожилых женщин

Различные направления рукоделия относятся к наиболее востребованным и доступным вариантам приятного и полезного времяпрепровождения для пенсионерок. Работа с женщинами старшей возрастной категории предполагает занятия вышиванием, лепкой, вязанием и т. д. Кроме удовольствия, такой досуг оказывает положительное воздействие на функционирование мозга, поскольку развивает мелкую моторику рук.

Пожилые женщины могут расширить круг общения, вступая в различные сообщества по интересам для демонстрации своих работ и обмена опытом. Пение также часто становится способом творческой самореализации. Многие пожилые женщины с удовольствием участвуют в самодеятельных хорах и ансамблях, которые функционируют во многих городах и поселках России. Чтобы принимать участие в деятельности подобных коллективов, не нужно долго обучаться и тратить материальные средства.


Современная работа с пожилыми людьми по организации досуга предполагает использование различной тактики и стратегии для представителей разных групп, однако выделяются следующие общие направления:

  1. Необходимость оказывать все возможные виды помощи гражданам, попавшим в критические обстоятельства.
  2. Реализация мероприятий по предупреждению и устранению факторов, приводящих к формированию социально-проблемных групп среди населения пожилого возраста.
  3. Необходимость возвращения каждого человека преклонных лет из социально-проблемной группы в социально-стабильную.
  4. Стремление сохранять устойчивость социально-стабильной группы для того, чтобы предотвратить переход из нее в социально-проблемную группу.

Работа с досуговыми технологиями должна помогать старшему поколению адаптироваться в социокультурном окружении с помощью освоения навыков общения. Для этого важно умение специалиста подбирать и предлагать пожилому человеку наиболее подходящее для него занятие, которое позволит избежать концентрации внимания на переживаниях и болезненных ощущениях.

Различные программы самореабилитации также отличаются высокой эффективностью. Они состоят из специальных тренировочных комплексов, в которых чередуются физические и умственные нагрузки. При этом интенсивность тренингов увеличивается по мере того, как улучшается состояние пожилого человека. Успех реабилитации, адаптации в социуме, формирование независимого образа жизни представителей старшего поколения во многом определяется участием в этих процессах профессионалов – медицинских и педагогических работников, психологов, специалистов в области культуры, реабилитологов и т.д. Большое значение имеет и работа волонтеров с пожилыми людьми. Эффективность также зависит от тесного сотрудничества практиков и ученых, государственных и негосударственных организаций, общественности и СМИ.

В качестве реабилитации может использоваться игротерапия, музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия. Однако наиболее часто практическое применение находят следующие виды организации досуговой деятельности:

  • Арт-терапия является универсальной психотерапевтической методикой. Она относится к междисциплинарным методам, находится на пересечении психологии, медицины, педагогики, социальной работы и культуры. Терапия художественным творчеством применяется в качестве комплексной реабилитации, призванной устранять или уменьшать нервно-психические расстройства у пожилых, восстанавливать или развивать нарушенные функции и компенсаторные навыки. Главная задача арт-терапии заключается не только и не столько в физической реабилитации и приобщении к трудовой деятельности, сколько в восстановлении социального и индивидуального достоинства людей преклонного возраста.

  • К очень полезным видам досуга для пожилых относится туризм, играющий важную роль в оздоровлении представителей старшего поколения благодаря подвижному образу жизни. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) в преклонном возрасте оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние. Ограничение подвижности зачастую становится причиной стресса, потери уверенности в себе, угасания жизненных сил. Работа с пожилыми людьми, включающая занятия спортом и туризм, помогает им получать необходимую эффективную поддержку с помощью установления разнообразных и независимых контактов.


Достигшим преклонного возраста людям зачастую не хватает общения, им необходимы возможности для реализации творческого потенциала. В течение многих лет человек копит знания, приобретает навыки и опыт, опекает других, но наступает момент, когда общество отправляет его «на заслуженный отдых». Такую установку социума нельзя назвать разумной как с социально-экономической точки зрения, так и с прочих позиций. Пожилые нуждаются в использовании активных форм социальной адаптации.

Жизнь в преклонном возрасте не должна ограничиваться материальными и биологическими нуждами. Для полноценного бытия человеку необходимо в полной мере удовлетворять духовные, психологические и социальные потребности. Это становится возможным в процессе социально-культурной деятельности, способствующей адаптации, объединению и общественной интеграции пожилых, что дает возможность реализовать способности и удовлетворять высшие потребности человеческого существования. Социально-культурная работа, организованная профессионально и грамотно, также оказывает положительное воздействие на психосоматическое состояние пенсионеров.

Работа с пожилыми людьми в учреждениях культуры

Социально-культурные учреждения в практической работе с представителями старшего поколения часто применяют анимационные технологии, способствующие удовлетворению потребностей в общении, творчестве, развлечениях, двигательной активности, культуре.

Социальный результат анимационной работы с пожилыми людьми, к которому необходимо стремиться – это полноценное удовлетворение социокультурных потребностей личности. Анимационные социально-культурных программы в зависимости от степени активности их участников можно разделить на следующие группы.

Зрелищные социально-культурные мероприятия

Внешняя активность зрителей проявляется достаточно слабо. Отличительная черта зрелища – высокая эмоциональность, достигаемая с помощью ярких внешних эффектов и выразительных форм. Зрелищные программы, в которых присутствуют разные виды искусства, чаще всего используются для проведения социально-культурной работы с пенсионерами. К концертно-зрелищным мероприятиям в учреждениях соцзащиты привлекаются участники как взрослой, так и детской художественной самодеятельности.

Еще одним видом социально-культурной анимации является созерцание. В отличие от зрелища, в ходе которого зрителям что-либо показывают, созерцание характеризуется большей активностью субъекта, так как этот процесс является одним из способов познания внешнего мира. Пожилые могут созерцать красоту природных ландшафтов или городских архитектурных шедевров, рассматривать экспонаты музейных коллекций.

Культурно-просветительные анимационные программы

Ориентированы на предоставление полезной информации. Работа специалистов с пожилыми людьми по подготовке культурно-познавательных программ обязательно должна брать в расчет интересы слушателей. Для проведения мероприятий необходимо использовать информацию, которая сможет заинтересовать представителей старшего поколения. Помимо лекций, освещающих вопросы литературы и искусства, для пожилых часто проводятся встречи с медицинскими и социальными работниками, юристами, кулинарами и диетологами, агрономами. Особенность этих мероприятий заключается в возможности живого общения пенсионеров со специалистами.

Обучающие программы

Призваны предоставлять пожилым людям знания и обучать определенным навыкам, которые могут быть жизненно важными или просто полезными для досуговых увлечений. Подобные занятия должны проводиться квалифицированными специалистами, владеющими методологией обучения. Пожилым участникам подойдут программы, обучающие навыкам оказания первой доврачебной помощи, самомассажа, ЛФК, кулинарии и диетического питания, различным видам рукоделия.

Охватывают самые разнообразные календарные праздники, которые отмечаются в течение года. Работа с пожилыми людьми в доме культуры и в других учреждениях данной сферы включает программы, посвященные Дню победы, новогодним праздникам, Дню пожилого человека, Международному женскому дню, Дню матери. В подготовке мероприятий принимает участие персонал учреждений и общественные организации, также привлекаются все заинтересованные граждане. Отличительная особенность таких программ – многообразие ярких действий, которые осуществляются параллельно или последовательно, и активность пожилых посетителей.

Подвижно-рекреационные программы

Заключаются в проведении прогулок в местах отдыха. Они могут совмещаться с экскурсионными программами, развлекательными занятиями, свободным общением пожилых людей.

Подвижно-развлекательные мероприятия предусматривают вовлечение пенсионеров в активное движение, соответствующее их возрасту. Подобные программы обычно состоят из коллективных танцев, различных игровых конкурсов. При их подготовке и проведении необходимо учитывать возрастные особенности участников во избежание перегрузок организма.

Любительские анимационные программы

Проводятся с целью вовлечения пожилых в занятия творческой деятельностью, могут быть как систематическими, так и разовыми непродолжительными.

Физкультурно-оздоровительные программы

Это работа с пожилыми, требующая контроля со стороны специалиста по ЛФК. Ее обязательным условием является учет состояния здоровья и индивидуальных особенностей участников преклонного возраста.

Рассчитаны на пожилых людей, у которых отсутствуют противопоказания для занятий спортом на любительском уровне.

К необходимым условиям организации подобной работы, относятся:

  • наличие спортивного оснащения, подходящего по своим параметрам для лиц старшего возраста;
  • присутствие специалистов, готовых тренировать пожилых;
  • отсутствие социально-бытовой дискриминации занимающихся спортом пенсионеров.

Общественное сознание должно быть освобождено от социокультурных стереотипов, транслирующих отношение к пожилым как к «пережиткам прошлого».


Работа по подготовке и проведению социально-культурных программ, предназначенных для пожилых, должна основываться на понимании не только проблем, но и специфики этой возрастной группы. Люди, относящиеся к этой категории, отличаются высокой активностью в социальной жизни. Пожилые любят проявлять инициативу, они стремятся к самостоятельному принятию решений и независимым действиям, им доставляет удовольствие делиться своим опытом. Следовательно, проекты, ориентированные на старшее поколение, должны предоставлять пенсионерам возможность максимального развития способностей и применения творческих сил.

Цель работы с пожилыми людьми состоит в формировании у них представления о старости как о периоде, благоприятном для раскрытия творческого потенциала. Программы должны помогать пенсионерам в адаптации к новому образу жизни и изменившейся социальной роли. Работа с лицами преклонного возраста призвана создавать условия для эффективного применения их знаний и умений, богатого жизненного опыта. Участие в социально-культурных мероприятиях для многих представителей старшего поколения должно превратиться в специфический метод реабилитации событий минувших лет, особенно значимых для них. Важно, чтобы это происходило независимо от исторической оценки прошлого с точки зрения современных знаний.

В период старения общение является не только социализирующим фактором, но и способом социальной и социально-психологической реабилитации. При рассмотрении в данном аспекте оно выступает не столько в роли естественно присутствующего в жизни пожилого человека явления, сколько специально организуемого обществом для лиц преклонных лет.

Старшее поколение относится к слабо защищенной социальной категории. Пожилые люди имеют колоссальный жизненный опыт и могут принести обществу значительную пользу. Недопустимо оставлять их наедине со своими проблемами, позволять замыкаться в себе. Главным условием достойного существования в старости является возможность расширения социокультурных контактов, осуществление активного взаимодействия с окружением. Основная задача социально-культурной работы с пожилыми – оптимизация общественной жизни представителей старшего поколения.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их не волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни данной категории населения.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 1990-х гг., и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с этой категорией населения. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

  • неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
  • стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
  • недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
  • социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Она определяет и поведение человека в процессе старения.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми:

  • оказывать помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
  • помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  • защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
  • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
  • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Чтобы быть успешным в работе с пожилыми людьми, специалист по социальной работе должен иметь универсальную подготовку. Понимание и осознание множества психологических, соматических, морально-этических, материально-бытовых проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, способными помочь и облегчить повседневную практическую работу и общение с данной категорией населения, - это лишь немногое из того, что должен знать и уметь специалист.

С точки зрения профессиональной подготовки, работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование - профильное и непрофильное.

Неспециалистов (вспомогательный обслуживающий персонал) следует подразделять натри группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Как показывает практика, все они имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки и профессионального мастерства. Далеко не все работники социальных служб, занимающие должности специалистов по социальной работе, могут успешно выполнять должностные обязанности, обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения специфических проблем пожилых клиентов. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации пожилого человека и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Работа с пожилыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях.

Понятие «профессионализм в социальной работе» не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Еще в начале XX в. утверждалось, что социальная работа - это не профессия, а социальный работник - это второстепенная должность. Однако постепенно статус и социальной работы, и социального работника изменился. Авторитет этой профессии значительно повысился.

Профессионализм в социальной работе, по определению Л.В. Топ - чего, - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Следовательно, профессионализм социального работника характеризуется наличием у него ряда профессионально значимых качеств:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и профессиональных умений;
  • способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности;
  • развитости духовно-нравственных качеств.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация. В данном случае социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Итак, какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми для данной категории клиентов социальных служб являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на 3 группы:

  • личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
  • навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
  • отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Качества, неприемлемые для социальных работников:

  • личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
  • навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
  • отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом, клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, овладеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Таким образом, умение слушать - одно из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого человека, понять его нужды, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие старого человека, принятие советов; все усилия должны быть направлены на его активизацию, побуждение к самостоятельному разрешению личных проблем.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками.

Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для этого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точек зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

В XXI веке старение населения оказывает глубокое влияние на общество и требует того, чтобы директивные органы уделяли этому процессу все больше внимания. Старение населения открывает новые возможности, связанные с активным участием старших поколений как в экономической, так и в социальной жизни в широком смысле.

Старение населения также обусловливает возникновение важных задач, особенно задач, связанных с обеспечением финансовой жизнеспособности пенсионных систем, покрытием расходов на системы здравоохранения и всесторонним задействованием потенциала пожилых людей в качестве активных участников процесса общественного развития.

Основные проблемы пожилых людей связаны со здоровьем, материальным положением, занятостью и жильем. Вполне естественно, что с ростом их числа, особенно старых и престарелых людей, возрастает необходимость их медицинского и социального обслуживания. Это создает серьезную проблему для государства. Хотя некоторые эксперты утверждают, что расходы на заботу о пожилых людях растут не в результате увеличения этой доли группы среди населения, а вследствие общего удорожания медицинского и социального обслуживания на душу населения.

Поскольку проблема старения носит международный характер, помощь государства в этом вопросе должна регулироваться законодательно. В 1991 г. были приняты Принципы ООН в отношении пожилых людей, а в 1992 г. - практическая стратегия ООН "Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года".

Основные системы по оказанию наиболее важных видов услуг пожилым и престарелым людям получили название "формальных" и "неформальных". К формальным услугам относятся государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства (такие услуги обычно оказывают по месту жительства), а к неформальным - члены семьи, друзья и соседи.

Хотя существует много различных видов стационара для пожилых, домов для престарелых, значительную часть потребностей пожилых людей в уходе и лечении обеспечивают их родственники, оказывая помощь на неформальной и порой взаимной основе. В определенных случаях родственникам может выплачиваться компенсация от местных органов власти.

Происходящая при старении сложная перестройка механизмов высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психических функций, психической деятельности и поведения человека .

Возрастные изменения психической деятельности зависят также от взаимодействия ее с социальными факторами, способными существенно изменить психический склад человека, его личность. К их числу относятся типичное для периода старения сужение сферы деятельности и обусловленное им преодоление отрицательных эмоций, ускоряющих старение: пессимизм, грусть, пассивная к окружающему мину жизненная позиция. Особое значение имеют и такие объективные обстоятельства, как потеря близких, страх перед заболеванием, одиночество, плохое материальное положение, прекращение профессиональной деятельности.

Социальный работник, работающий с пожилыми людьми, должен знать психологические особенности людей этого возраста. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы.

На формирование психики всех людей и пожилых в частности, оказывают воздействие биологические и социальные факторы, под воздействием которых у пожилого человека происходят следующие изменения.

В интеллектуальной сфере - появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам.

В эмоциональной сфере - постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы в какой-то мере маскировались, к старости стали более заметными

В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, замыканию в своем мире.

Среди характеристик, считающихся типичными для пожилого возраста, - консерватизм, стремление к нравоучениям, обидчивость, эгоцентризм, уход в воспоминания, самоуглубленность.

Большая часть этих психологических особенностей рассматривается как нарушение адаптации в старости. Пожилые люди крайне болезненно воспринимают крушение прежних идеалов и ценностей, попытки очернить прежние страницы жизни государства. Поэтому приоритетной задачей работников социальных служб является преодоление невостребованности жизненного опыта знаний пожилых людей .

Часто социальный работник сталкивается с таким явлением в жизни пожилых людей, как "социальное одиночество". Оно характерно для неполных пожилых семей, имеющих детей и других родственников, но практически потерявших с ними связь. Преодолеть такое состояние старикам могут помочь окружающие их люди, церковь, социальные работники. Причем важна не только помощь, но и взаимопомощь, которая облегчает жизнь одиноких пожилых людей.

Углубить одиночество может неожиданная потеря близких, родных, друзей, знакомых, а также неожиданная перемена места жительства. Такая ситуация связана с глубокими переживаниями и, как правило, создает стрессовое состояние.

Социальная работа с теми, кто тяготится своим одиночеством может заключаться в вовлечении их в группы самопомощи, клубную работу, организации центров дневного пребывания, помощь на дому, или устройство в стационарные учреждения.

Для удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека ему необходимы различные ресурсы. У пожилого человека возрастает запас психологических и моральных, внутренних ресурсов, но значительно понижаются физические ресурсы, изменяются социальные ресурсы (часто социальная структура пенсионера меняется до неузнаваемости).

К основным формам работы социального работника с пожилыми людьми относят такие формы оказания помощи через институт социальной работы:

Предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические консультации)

Материальная помощь

Социальное обслуживание на дому

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания

Проведение реабилитации (медицинской, психологической, трудовой)

Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Помощь в бытовых вопросах (ведение домашнего хозяйства, поход в магазин)

Помощь в социализации (клубы, кружки) и устройстве досуга (танцы, литературные вечера, походы в театр)

В Российской Федерации есть ряд законов, норм и документов, созданных для стандартизации социальной сферы и помощи социальным работникам в оказании социальных услуг. Эти нормативные документы касаются по большей части финансовой поддержки, а также, социального обслуживания на дому и в специальных медицинских учреждениях и консультаций людей пожилого возраста .

Среди социально-медицинских учреждений можно выделить такие, различные по целям и способам функционирования:

Отделения дневного пребывания,

Отделения временного круглосуточного пребывания пожилых людей,

Социально-реабилитационные отделения,

Специальные дома для одиноких и престарелых,

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов,

Геронтологические центры.

Также для облегчения самостоятельной жизни пожилых людей существуют такие услуги: социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви, одежды, бытовой техники, клубы общения, пункты проката предметов медицинской и реабилитационной техники, службы социального такси. Все эти учреждения открываются при центрах социальной помощи.

Также важную часть жизни пожилых людей, в частности, пенсионеров, составляет досуг. Важная задача социального работника - помочь в организации разнообразных культурных мероприятий.

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

Работа со старыми пожилыми людьми всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, недаром так велика текучесть кадров. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медсестры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то вынужденных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Особенности пожилых людей

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения. С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше -- внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные--прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее. Но возраст все-таки есть возраст.

В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровообращение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности -- все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Необходимо учитывать особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача -- это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности. Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем -- отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным.

Особого внимания заслуживает отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

  • 1) активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
  • 2) явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних всех бытовых обязанностей;
  • 3) недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
  • 4) социальный работник воспринимается как объект. Который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Для социальной сферы главным является тот факт, что среди старых людей обнаруживается тенденция к медленно нарастающим болезненным патологическим процессам, принимающим хроническое течение и трудно поддающимся лечению. Если принять во внимание, что с 40 - 45 лет уже происходит "накопление" болезней, то понятно, почему так много среди очень старых людей лиц, не способных даже к самому элементарному самообслуживанию.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельность отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.

У всех людей имеются индивидуальные особенности. Нет одинаковых людей и нет одинаковых проблем. Сегодняшние пожилые и старые россияне родились, выросли и состарились в тяжелые годы нашей истории, на их долю выпали революции, войны, переходы из одной общественной формации в другую, кардинальные экономические и социальные перемены, репрессии, катастрофы и т.д. Архаичные мудрые старцы, овладевшие таинствами бытия и представляющие собой кладезь спокойствия, доброты и сердечности, остались в сказках и легендах. Наше время породило "новых стариков". Выросшие и сформировавшиеся в определенных социально-экономических условиях, основанных на базе конкретных морально-этических установок, эти люди в большинстве своем имеют своеобразный жизненный опыт, который "наградил" их в пожилом возрасте определенными особенностями: нервозностью, повышенной тревожностью, подозрительностью и агрессивностью.

Оглядываясь на прожитую жизнь, все пожилые люди как бы подводят итоги, и от того, как они оценивают свою жизнь сами, зависит их уравновешенность, спокойствие и самоуважение. Немногие наши старики уверенно оценивают сегодня прожитую ими жизнь со знаком плюс, учитывая те результаты, к которым она их в итоге привела и о которых мы говорили выше. Отсюда комплекс собственной неполноценности, обида, печаль и огорчение, чувство бессилия и страх перед будущим, которые испытывает сегодня большинство наших стариков.

Кроме этого, у стареющих людей существует и естественная причина обрести эти негативные личностные характеристики: старость сама по себе - состояние малоприятное (ноги не ходят, руки не держат, глаза не видят, память сдает), но все это многократно осложняется тем, что окружающие замечают ошибки, нелепости и неспособность к самоконтролю пожилых людей. Плюс ко всему - чисто физиологические перемены: большинство имеют серьезные возрастные изменения в состоянии психики, связанные с андропаузой у мужчин и менопаузой у женщин. У пожилых людей наблюдаются и склеротические поражения сосудов головного мозга, которые вызывают замедленную реакцию, нарушение памяти, отсутствие ассоциативного мышления и т.д.

Все это и приводит к старческому невротизму, для которого характерны тревога, тревожность и поиски защиты. Желая обрести хоть какую-то точку опоры, пожилые люди с надеждой смотрят на окружающих. В период их личностного формирования, который проходил при социализме, у них сложились определенные стереотипы того, где, как и от кого эту защиту можно получить, и соответствующие ожидания и требования к "присутственным местам". Они до сих пор искренне верят, что должны быть люди, которые несут ответственность за их состояние, за то положение, в котором они оказались, и ищут этих людей, чтобы предъявить им свой счет. Попытки государства хоть как-то смягчить материальные трудности пенсионеров, настолько бывают неуклюжи и организационно не продуманы, что зачастую вызывают не благодарность тех, на кого они направлены, а их негодование.

Тяжелое состояние души, которое неизбежно при постоянном огорчении, неудовольствии, чувстве полного одиночества (иногда даже в семье), не может не привести к тяжелым последствиям и, прежде всего, к напряженности в отношениях пожилых людей с окружающими, перерастающей в конфликты и противоборство.

социальный адаптация пожилой пенсионер

Категория «пожилой человек»: анализ теоретических подходов

В последнее время постоянное возрастание доли пожилых людей становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически во всех развитых странах. Старость становится длительным и значительным этапом индивидуального развития, фактором изменения социальных процессов. Это обусловлено следующими причинами успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни. Все это ведет к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости обусловливает низкий уровень замещения поколений.

Так кто же такой «пожилой человек». Четкого, однозначного понятия «пожилой человек» пока еще наукой не выработано.Активные дискуссии на сей счет среди ученых и специалистов продолжаются. Однако ясно, речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, впоследствии чего данный человек уже испытывает определенные психофизические ограничения. Пожилой человек может иметь какие-либо отягчающие его жизнь заболевания, тем не менее, в некоторых случаях, он функционально не дееспособен, либо ему необходима помощь со стороны. В толковом словаре Ожегова «пожилой» определяется как «начинающий стареть, немолодой», а «престарелый» - «то же, что и старый». Каждый ученый по своему интерпретирует слово «пожилой». В учебнике Курбатова: « пожилые люди это генерация лиц старшего возраста в которой, в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре группы: собственно пожилые (55 -- 64 года), старые (65 -- 74 года), очень старые (75 -- 84 года), престарелые (85 лет и старше). В словаре Басова такое определение: «пожилые люди -- поколение людей старшего возраста, обладающее возрастной уникальностью, только ему одному присущим опытом, образом жизни».

Ритм старения существенно зависит от образа пожилых людей, их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Среди пожилых людей выделяют самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные домоседы; проводящие интенсивно и разнообразно свой досуг и т. д. «Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование различных теорий, среди них: освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.».

Теория освобождения. Согласно теории освобождения (Э.Камминз, У.Генри), акцент делается на изменение в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшение внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называют уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение требований в семье, урбанистический стиль жизни. Указанные изменения по разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной. Другие из них задаются вопросом: представляет ли собой “освобождение”, “разъединение”, универсальное и неизбежное явление?

В настоящее время теория освобождения в значительной степени вытеснена теорией активности. Эта теория связывает особенности жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. Сохранение жизненной активности, многообразие вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты изменениям, и даже большие перемены воспринимаются ими не как угроза, а, скорее, как вызов своим возможностям. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полную ставку после выхода на пенсию, или заниматься добровольческой деятельностью), стареющие люди сохраняют свое психическое спокойствие. В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти лет Социальная работа: Учебное пособие/Е.И.Холостова.-7-е изд.-М.:"Дашков и К0", 2010.- 645с..

Согласно анализируемой теории, любой человек может найти себе место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. В настоящее время эта теория приобретает все большее признание в практике социальной работы, служит основой социальных программ и проектов.

Согласно теории меньшинств, пожилые люди - социальное меньшинство, которое имеет, как известно, более низкий социально-экономический статус, подвергается дискриминации, является объектом предубеждения других слоев населения. Теория меньшинств фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминационный характер существующих стереотипов старости: старость-болезнь, старость-бедность, старость-зависимость. Однако, навязывание социальным окружением модель поведения не является непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения.

Теория субкультуры. Дискриминация старшего поколения, осмеяние его ценностей дает основание для выделения особой субкультуры старости. При всем многообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, просматривается одна общая линия, объединяющая их мироощущения. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей. Если стареющим людям удается завести новых друзей и сохранить уже сложившиеся связи, они способны к созданию и освоению такой культуры. Это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Знание этой субкультуры помогает социальным работникам осуществлять социальную поддержку этой категории населения, осуществляя, в том числе, межпоколенный подход.

Теория стратификации. Некоторые профессионалы убеждены в наибольшей плодотворности теории возрастной стратификации, согласно которой каждое поколение людей, включая младшее и старшее, уникально и обладает только ему присущим опытом.

Теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, так как они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а так же методы организации работы с клиентом. Теория позволяет специалисту объективно оценить ситуацию, найти реальные пути решения проблемы.

Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптацией. Единственная различие - то, что задачи, связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а так же методы организации и осуществления социономической деятельности.

Сознательно избранная теория гарантия того,что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков или симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, социальный работник целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - стабилизирует социальное функционирование индивида. Именно этой социальной направленностью социальная работа отличается от дружеского участия или родственного вмешательства.



Загрузка...