transportoskola.ru

Занятие любимое время года устанавливают последовательность. Конспект открытого занятия " Времена года" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. II. Актуализация опорных знаний

Тема урока : Времена года. Смена времён года.

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать в учащихся представление о смене времен года;
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете;
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
  • Продолжить развивать умение работы с учебником;
  • Привить бережное отношение и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) - движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
  • Иллюстрации природы в различное время года
  • Глобус;
  • Учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

  • Почему меняется день и ночь на планете?
  • Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  • Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
  • Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?

III . Объявление темы и основных задач урока.

Выберите вывод, - единственно правильный из этих следующих трех:

  1. Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
  2. Солнце вращается вокруг планет.
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)

Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:

  • Какие движения Земли вам известны?
  • (Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
  • К чему приводит движение вокруг своей оси?
  • (К смене дня и ночи.)
  • К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
  • (Мы пока не знаем.)
  • Как вы считаете, чему будет посвящен урок?
  • (Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)

На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций. Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?

IV . Изучение нового материала

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика - очень эффективно!).

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля - это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.


В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).

Далее рекомендуется провести практическую работу, используя глобус и фонарик. Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).

Вопросы для закрепления информации:

  • Какие движения осуществляет наша Земля?
  • Сколько дней длится год?
  • Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
  • Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
  • Какие бывают времена года?
  • Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, - на земле тепло, а когда опускается низко, - холодно.
  • Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
  • Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
  • Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?

2 . Физкультминутка

V. Систематизация знаний

Демонстрация смены времен года на Земле с помощью теллурия:

  • Дети! Посмотрите на этот прибор.
  • Кто из вас знает, как он называется?
  • (Теллурий)
  • Произнесите слово хором.
  • Вы сегодня сумеете раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор.
  • (Учитель включает теллурий.)
  • Я хочу выслушать ваши мнения.
  • Какие предположения?
  • (Модель Земли и Солнца, -теллурий изображает, как вращается Земля относительно Солнца.)
  • Какую роль будет играть лампа?
  • (Лампа играть роль Солнца.)
  • Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку.
  • (В первом случае лучи падают прямо на руку, а в иных случаях лучи падают наискосок.)
  • Так почему в первом положении руке было теплее?
  • (Потому что лучи были прямые, а рука находилась ближе к источнику тепла.)
  • Выполним такой же опыт с глобусом - моделью Земли. В глобусе есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
  • Проследим за вращением глобуса.
  • Куда «смотрит» ось Земли: на Солнце или в направлении от него?
  • (От Солнца).
  • Как вы считаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
  • (И свет, и тепло.)
  • Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Африке или в Антарктиде.
  • (В Африке больше тепла.)
  • Продолжим наблюдение за вращением глобуса вокруг Солнца.
  • Ось земли « смотрит» на Солнце или в направлении от Солнца?
  • (На Солнце.)
  • Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас длинные, лучи прямые,время года - лето. Пока наша полушарие обращено от Солнца - дни у нас короткие, лучи косые, время года - зима.
  • За какой период произойдет полное обращение Земли вокруг Солнца?
  • (За год.)
  • Сколько длится год?
  • (12 месяцев).
  • Итак, что происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
  • (Смена времен года.)
  • Какова главная причина смены времен года?
  • (Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.)
  • Почему летом день длится дольше?
  • (Солнце поднимается высоко над горизонтом.)
  • Почему зимой холодно?
  • (Солнце низко над горизонтом.)

VI . Подведение итогов

  • Как движется наша Земля?
  • Какая причина времен года?
  • Какие есть времена года?
  • Сколько дней в году?

На Земле существует 4 климатических пояса:

  • Экваториальный пояс - самый жаркий, где весной и осенью происходит засуха, а летом и зимой повышенная влажность.
  • Тропический пояс - практически весь год жарко и засушливо. Однако, один раз в год происходит сезон дождей - самый холодный сезон года.
  • Умеренный пояс - к нему можно отнести Западную Европу, Центральную часть России. Весной и летом относительно сухо с кратковременным выпадением осадков, осеню и зимой их выпадает огромное множество, в виде дождя и снега.
  • Арктика и Антарктида - в этой части времена года не меняются, происходит только смена дня и ночи, так как погодные условия одинаковые в течении года, температура всегда ниже нуля.

VII. Закрепление пройденного материала.

Путь, которым Земля вращается вокруг Солнца, называют орбитой. Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Его причиной является движение Земли вокруг Солнца, который длится 365 дней, или год.

  • Почему происходит смена дня и ночи?
  • Почему происходит смена времён года?
  • Когда в Северном полушарии лето, какое время года будет преобладать в Южном? (зима).
  • Если в Северном полушарии весна, то в Южном полушарии?(осень)
  • Где в течение года Солнце светит одинаково? (в районе экватора)
  • Объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально? (времен года бы не существовало. Потому что любая точка на земном шаре, на освещаемой стороне, были бы одинаково удалены Солнца. Соответственно воздух прогревался равномерно).
  • На каком климатическом поясе мы проживаем?

VIII. Решение естественных задач

  • Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда исчезла вода?
  • Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.
  • (Ответы учащихся.)
  • Может вода испаряться при низких температурах?
  • (Нет)
  • Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу?
  • (Сушить)
  • Оно высыхает?
  • Значит, вода испаряется.
  • В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
  • Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
  • (В виде снега).
  • А снег - это вода. Круговорот воды бесконечен!

X. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

Виктория Цаер
Занятие в средней группе «Времена года»

Конспект занятия «Времена года »

средняя группа

Тема : «Времена года »

Цель : закрепить представления детей об основных признаках всех времен года , умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Задачи :

Учить детей различать признаки времён года ;

С помощью художественного слова показать красоту различных времён года , разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных и временах года ;

Воспитывать внимание, мышление;

Формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений;

Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого;

Развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : дерево, иллюстрации с изображением всех времен года , муляжи овощей, фруктов, раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия

Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. А путешествовать мы будем по временам года .

Скажите какие вы знаете времена года ? (Зима, весна, лето, осень) .

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года . Вот вам первая загадка.

Дел у меня немало : я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,

Ребята, а чего так много зимой? (Зимой много снега)

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный)

Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки)

Ребята, нам надо ещё одну загадку отгадать.

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… - Весна!

Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут рьчьи)

Ребята, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)

А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы)

Физминутка на внимание : какое время года я называю , такое движение вы и должны выполнить.

Зима - руки вверх, кружится (метель)

Осень - руки вверх, вниз (листья опадают)

Лето - присесть (нюхаем цветы)

Весна - прыжки (капают сосульки)

Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Послушайте стихотворение :

Как у наших у ворот чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные с загадками.

ЗАГАДКИ :

«Зимой спит, летом ульи ворошит» . МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками» . Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Ребята, а о каких животных были загадки? (диких)

А почему их называют дикими? (они живут в лесу, а не с человеком)

И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.) что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес)

Ребята, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.

Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касалась елочек и сосен.

Я… Осень!

А какая погода осенью ? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)

А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)

А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)

А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты)

Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (нет)

На столе лежат картинки повернутые вниз рисунком (одежда и обувь) . Дети по очереди берут картинку и говорят в какое время года ее одевают .

Молодцы, ребята, все времена года вы знаете .

А сейчас я хочу вам подарить раскраски с временами года .

Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.

Задачи. Уточнить . Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.

В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.

Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.

Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.

После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.

В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.

В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.

Весна красна!

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.

Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!

Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.

Весна. Стали дни светлее,

Ярче и длиннее, –

Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Солнышко лучится,

А зверькам не спится, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Лопаются почки,

Вырастут листочки, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Птицы прилетают,

Гнёздышки свивают, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Мячики, скакалки,

Игры и считалки, –

Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:

Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!

Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.

Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.

Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.

Подвижная игра “Гнёздышко”

Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:

Над землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко сиять,

Будешь птичкой ты летать.

Снаружи “летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: “Птичка вылетает!”. При этом гнездо “рассыпается”, первая Птичка “вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети “летают” как птицы. Ведущий командует: “В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.

Золотое Лето

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.

Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!

Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движе ниями.

Лето. Жаркая погода,

Вся в цветах природа, –

Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Тёплая водица,

Дома не сидится, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Бабочки танцуют,

Дети их рисуют, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Мы в походе нашем

Варим щи и кашу, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Ягодки поспели,

Вкусно люди ели, –

Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!

Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.

Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.

Звучит песня “Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется хореографическая композиция “Летний дождь” .

Подвижная игра “Бабочка и цветы”

Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:

Лето, солнышко, цветы,

Поиграй со мною ты.

Я, дружочек, не шучу,

Поднимусь и улечу!

По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:

День сегодня интересный,

У меня сачок чудесный.

Буду тихо я шагать,

Чтобы бабочку поймать.

По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.

Осень

Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: “Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.

Сентябрь. Спит в природе лето,

Значит осень это, –

Осень. Это осень.

Сентябрь. Выросли в лесочке

С шапочкой грибочки, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Дождик вдруг закапал,

Долго-долго плакал, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Листики резные,

Все они цветные, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Ветер часто дует,

С листьями танцует, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Машут “До свиданья!”

Птицы на прощанье, –

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Праздник урожая,

Труд мы прославляем,

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!

Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.

Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.

Подвижная игра “Солнышко и туча”

Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: “Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.

Дети идут по кругу, педагог говорит слова:

– Снова утренней порой

Встало солнце над горой.

Заискрилось, а потом

Осветило каждый дом.

Внезапно звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль “домиков” или “зонтиков”, куда прячутся их дети.

Игра повторяется 2-3 раза.

У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: “Дети” и “Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой “домик”. “Дети” собираются в свой круг, “Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.

Когда звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга “Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды “Дети” должны найти свои “домики”.

Зимушка-зима

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.

Звучит песня “Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется “Танец снежинок” .

Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.

Зима. Спит в снегу природа,

Замерзают воды, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Рано сядет солнце,

Глянет ночь в оконце, –

Январь. Это Зимушка-зима.

Зима. Кружатся снежинки –

Крошечные льдинки, –

Февраль. Это Зимушка-зима.

Зима. Звери в тёплых норках,

Дети мчатся с горки, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Новый Год встречаем,

Песни распеваем, –

Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!

Подвижная игра “Зимние забавы”

По команде ведущего “Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде “Коньки” они изображают катание на коньках. По команде “Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде “Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде “Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.

Хоровод Месяцев

Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.

Игра “Времена года”

Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.

Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда “Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.

Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда “Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.

В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.

Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.

Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.

проведения открытого занятия по теме: « В гостях у времён года»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях а природе, ознакомить их со значением пословиц и поговорок; упражнять в отгадывании загадок; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: птичка, овощи и фрукты.

Подготовительная работа: разучивание стихов и пословиц о временах года; игровая песня «Как под наши ворота»,

План проведения.

1. Загадки о зиме.

2. Загадки о зимних приметах.

3. Игра «Морозный рисунок»

4. Закличка Весны «Жаворонки».

5. Стихи о весне.

6. Слушание отрывка из альбома П. И. Чайковского «Времена года» (апрель)

8. Стихи о лете

9. Игра «Фрукты – овощи»

10. Стихи о цветах

11. Хороводная песня «Как под наши ворота»

12. Сценка «Спор овощей»

13. Подведение итогов.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о временах года, а вот какое время года первое вы попробуйте узнать из загадки: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет… Когда это бывает? (ответы детей.

С чем к нам приходит зимушка – зима? (ответы детей) А сейчас я вам загадаю загадки и жду правильные отгадки.

1. Бел. да не сахар, нет ног, да идёт?

2. Белая морковка зимой растёт?

3. Без рук, без ног, а рисовать умеет?

Воспитатель: Действительно, мороз умеет рисовать причудливые узоры, давайте и мы с вами превратим свои руки в снежинки и

увидим, какие узоры у нас получились.

(Игра «Морозный рисунок»)

(дети кружатся под музыку, а когда она останавливается, с помощью рук создают различные образы животных. птиц, предметы.).

Воспитатель: А стихотворение о зиме почитаем? Ледененье пришло, зиму в дом принесло

Снег заледенило, лёд на речке вымело.

ДИМА Ребят в санки усадило, с горки покатило.

Тишина в лесу стоит, молодой снежок блестит.

Мы любим, зимушка, тебя, твой иней и ледок,

И снег пушистый на ветвях, и санки, и каток.

Воспитатель: А кто же следующий гость?

ВЛАД Полно, беленький снежочек, на талой земле лежать.

Время, беленький снежочек, тебе таять, пропадать.

Устав от зимы, люди с нетерпением ждали весну и торопили её закличками и зазывалками. Давайте и мы весну

покличем:

УЛЬЯНА Жаворонки, жавороночки, прилетайте к нам.

Унесите от нас зиму лютую, принесите к нам весну красную.

«Вода с гор потекла - весну принесла.» Вот и Весна к нам пожаловала.

Дарит нам своё тепло, чтобы всё вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались, птички песней заливались.

(разбор заклички «Жаворонки» и стихотворения.)

Воспитатель: (чтение стихотворения о весне)

А уж ясно солнышко припекло и повсюду золото разлило.

ВАНЯ Ручейки на улице всё журчат, журавли курлыкают и летят,

Скоро всей земелюшке быть в венке.

Иди, весна, иди, красна, принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок, большой урожай в наш богатый край!

(П. И. Чайковский «Времена года» «Апрель»)

Воспитатель: А что же в народе о весне говорили, вы, ребята, знаете?

1. Увидел грача – весну встречай. ВЛАД

Воспитатель: Уж ты, ласточка, ты, касаточка. Ты возьми ключи весенние, запри зиму, отопри…. (лето)

Цветов много на лугах, рожь золотая на полях, ягоды, грибы в лесах,

Спеют яблоки в садах, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы поприветствуем лето, только так, как это делали в далёкие времена, с поклоном.

Приди к нам, лето, с радостью, с великой милостью!

С рожью зернистою, с пшеницей золотистою!

С овсом кучерявым, с ячменём усатым,

С калиною, малиною, с чёрной смородиною!

С грушами, яблоками, со всякою садовинкой.

С цветами лазоревыми, с травушкой – муравушкой!

Да, лето к нам приходит с богатыми дарами, которые нужно вовремя собрать.

(Игра «овощи, фрукты») (дети собирают в корзинки овощи и фрукты.)

Воспитатель: Ребята, а вы были летом на лугу? Видели, какие красивые цветы там растут? А знаете, если хорошенько

прислушаться, то можно услышать их разговор. Верите? Послушайте сами.

Ромашка: Глазки золотые, белые реснички – белые ромашки, дружные сестрички. МАРТА

Василёк: Я синею в поле чистом, я – свободный василёк!

Хорошо расти на воле и украшать простой венок! ВИКА

Незабудка: Я – незабудка нежно – голубая, я – скромный, маленький цветок, вплетите и меня в венок. АНЯ

Воспитатель: Действительно, из полевых цветов получается удивительный венок.

Катя: Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.

Из них венок сплести могу вот так! Вот так! Вот так!

(все дети становятся в круг)

Воспитатель: Вот какой большой хоровод получился из наших цветов. (хоровод «Как под наши ворота»)

Воспитатель: Но недолго осталось тешиться теплыми летними деньками. До свидания, лето красное!

Хорошо зима снегами, весна цветами, лето – грибами, а … (осень) – стогами.

Дети: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень спросим, что в подарок принесла?

КАТЯ Пришла я к вам с ливнями, с хлебами обильными, с корнем глубоким!

Принесла вам хлебушка на весь год, разных овощей полный огород.

Только овощи на огороде спор учинили.

Баклажаны синие, красный помидор затевают длинный и серьёзный спор.

Дети вместе: Кто из нас из овощей и вкуснее, и нужней.

Ведущий: Выскочил горошек – ну, и хвастунишка.

Горошек: Я такой хороший зелёненький мальчишка!

Если только захочу всех горошком угощу.

Ведущий: От обиды покраснев свекла проворчала.

Свекла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.

Капуста: Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи,

А какие вкусные пироги капустные!

Редиска: Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко – низко,

А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Морковь: Про меня рассказ недлинный – кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок, будешь крепким ты, дружок!

Ведущий: Тут надулся помидор, и промолвил строго.

Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.

Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.

Лук: Я приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.

Угадали, я ваш друг – я простой зелёный лук!

Картошка: Я, картошка, так скромна – слова не сказала…

Но картошка всем нужна – и большим и малым!

Хором: Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех нужней?

Воспитатель: Какой же овощ, ребята, самый нужный, самый полезный? (ответы детей)

Воспитатель: За богатый урожай мы должны быть благодарны всем временам года: зимой земля отдыхает, сил набирается, весной урожай сажают, летом он спеет да созревает, а только осенью его собирают. Поэтому все времена в народе любимы, каждое время года с радостью встречают и провожают.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Тема: Домашние животные и их детеныши. Цель: актуализация словаря детей по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии. Коррекционно-образовательные задачи: - учить детей образовывать сложные...

  2. Загрузка... Ахмедгалиева Валентина Васильевна Воспитатель МБОУ Репьевская СОШ дошкольная группа « Малышок» Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи для старшей группы «Медовое путешествие...

  3. Загрузка... Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. «Урайский специализированный Дом ребенка» Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зима...

  4. Загрузка... Открытое логопедическое занятие в ДОУ «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» (с использованием ИКТ) Учитель-логопед: Омельчук М....

  5. Загрузка... Открытое занятие по рисованию В средней группе №6 Тема: « Яблоко- спелое, яблоко - сладкое» Воспитатель: Вишнякова Нина Викторовна Рисование красками Тема: « Яблоко...

Юлия Зенова
Конспект занятия «Времена года» (средняя группа)

Конспект занятия «Времена года »

средняя группа

Тема : «Времена года »

Цель : закрепить представления детей об основных признаках всех времен года , умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Задачи :

Учить детей различать признаки времён года ;

С помощью художественного слова показать красоту различных времён года , разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных и временах года ;

Воспитывать внимание, мышление;

Формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений;

Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого;

Развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : дерево, иллюстрации с изображением всех времен года , муляжи овощей, фруктов.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу вместе с детьми , здороваются с гостями.

Дети у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времён года » , стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года ?

Скажите, какие вы знаете времена года ? (Зима, весна, лето, осень) .

«Платочек - платочек ты можешь летать, лети быстрей, в любое время года занеси поскорей

А для того чтобы нам узнать в каком времени годы мы оказались нужно отгадать загадку и вы должны отыскать картинку, на которой изображено это время года .

Вот вам первая загадка.

Дел у меня немало : я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,

«Запорошило дорожки,

Разукрасило окошки.

Радость детям подарило

И на санках прокатило.»

Дети, а чего так много зимой? (Зимой много снега)

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный)

Дети, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки).

А сейчас давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Первой к нам зима идёт,

Новый год она ведёт.

За зимой, второй - весна,

Говорят : "Весна - красна".

Третьим - лето всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой - осень,

Лес наряд свой сбросил.

Дети, нам надо ещё одну загадку отгадать.

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… - Весна!

Рыхлый снег на солнце таит

Ветерок в ветвях играет

Значит к нам пришла

Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут ручьи)

Дети, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Дети, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)

А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы)

Физкультминутка на внимание : какое время года я называю , такое движение вы и должны выполнить.

Зима - руки вверх, кружится (метель)

Осень - руки вверх, вниз (листья опадают)

Лето - присесть (нюхаем цветы)

Весна - прыжки (капают сосульки)

Дети, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Послушайте стихотворение :

Как у наших у ворот чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные с загадками.

ЗАГАДКИ :

«Зимой спит, летом ульи ворошит» . МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками» . Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Дети, а о каких животных были загадки? (диких)

А почему их называют дикими? (они живут в лесу, а не с человеком)

И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Солнце подпекает

Цветы расцветают

Ягоды поспевают

Когда это бывает?

Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.) что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес)

Дети, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.

Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.

Игра «Оденем детей на прогулку»

(дети одевают мальчика и девочку на весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду).

Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (нет)

Дети по очереди берут картинку и говорят, в какое время года ее одевают .

Молодцы, дети, все времена года вы знаете .

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касалась елочек и сосен.

Я… Осень!

А какая погода осенью ? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)

А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)

А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)

А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты)

Дидактическая игра «Овощи и фрукты» , «Соберём урожай»

Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

А сейчас я хочу вас угостить конфетами.

Публикации по теме:

«Времена года. До свидания, Осень!» Конспект занятия Программное содержание: Сформировать у детей обобщенное представление о временах года. Уточнить и расширить представление детей об осени,.

Дополнительное образование. Конспект занятия «Времена года: осень» (старшая группа) Задачи: Закреплять знания о временах года, судить о противоположностях; Учить определять различные и одинаковые свойства предметов; сравнивать.

«Времена года». Конспект открытого занятия по логоритмике Конспект открытого занятия по логоритмике «Времена года» Цели и задачи. 1. Обобщение представлений о временах года и типичных явлениях в.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Времена года» ОРГ. МОМЕНТ. Д/и. «Когда это бывает?» Дождь поливает, листва опадает когда это бывает? (осенью) Мороз донимает, снег выпадает, когда это.



Загрузка...