transportoskola.ru

Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог. Ребенок рисует черным цветом: что это значит Анализируем элементы образа

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Известно, что по рисункам детей порой можно определить не только особенности их личности, но и наличие проблем, в первую очередь — психологических. Какие особенности рисунков должны насторожить?

    Изменения в рисунках

    Допустим, вы заметили, что ребенок стал рисовать намного чаще или реже, резко поменялись стиль рисунков, сюжет, цветовая гамма… Раньше рисовал цветы и деревья, а теперь — злых людей. Раньше рисовал красными и желтыми красками, а теперь — черными и фиолетовыми. Или вообще каким-то одним цветом. Все это свидетельствует о том, что ребенка что-то беспокоит.
    Нечеткие линии

    Если рисунок выполнен ясными и четкими линиями — значит, с ребенком все в порядке. Если же линии слабые, плохо заметные, то на это стоит обратить внимание.
    Конечно, может быть и так, что ребенок просто не умеет толком пользоваться своим инструментом для рисования. Возможно, ему дали карандаш не по возрасту.
    Или он не очень хорошо представляет себе, что именно нужно нарисовать. Такие линии часто бывают в рисунках детей, не очень уверенных в себе. Попробуйте чаще его хвалить, обнимать, больше бывать вместе с ним, открывать перед ним окружающий мир.
    Слабость линий может являться, увы, и признаком более серьезных проблем — неврологических нарушений. Если вы заметили, что в рисунках ребенка нет нажима, линии едва видны, то есть смысл показать его специалисту — неврологу или хирургу.
    Несоответствие цветов возрастной норме

    Для каждого возраста характерно применение определенной цветовой гаммы. Например, до 2,5 года дети любят рисовать яркими красками — красной, желтой, синей, зеленой. Причем применяют их не всегда к месту.
    С 2,5 до 4 лет в рисунках может использоваться черный цвет. Это совершенно нормально, так как означает, что малыш научился более точно отражать окружающий мир.
    С 5 лет в рисунках опять обычно присутствуют только яркие цвета. Но они больше соответствуют реальным, чем в более раннем возрасте.
    К 7-8 годам все знакомые ребенку объекты должны быть раскрашены в реальные цвета. Если цвета не соответствуют реальным, то либо у вашего малыша есть креативная жилка, либо у него проблемы со здоровьем или психикой. К счастью, второй вариант встречается намного реже.
    Наличие штриховки

    Если многие объекты на рисунке заштрихованы, да еще с сильным нажимом, это может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает повышенную тревожность, чего-то боится или у него плохое настроение. Особенно тревожный признак — если ребенок заштриховывает не только объекты, но и пространство вокруг них.
    Попробуйте проанализировать ситуацию в семье. Возможно, ребенок постоянно становится свидетелем родительских ссор? Или ему пришлось адаптироваться к новой для него ситуации — смене места жительства, детскому саду, школе? Ребенку старше 6 лет стоит задать вопрос, что именно его беспокоит. Если ребенок младше, можно за ним понаблюдать. Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно — обратитесь к психологу.
    Стереотипные рисунки

    То, что малыш рисует одинаковые объекты — скажем, девочка — принцесс, а мальчик — солдат, еще не повод для беспокойства. Но если в рисунках отсутствует динамика, если, к примеру, все принцессы и солдаты одеты одинаково, и все нарисованные домики выглядят совершенно однотипно: дверь, окно, дым из трубы — это повод для консультации у детского психолога. Возможно, у вашего ребенка проблемы с мировосприятием.
    Нестандартные рисунки

    Иногда родители приходят в шоковое состояние, обнаружив, что ребенок рисует какие-то “дикие” вещи: например, сцены насилия или голых “тетенек”. Не стоит сразу набрасываться на малыша с руганью. Возможно, он это просто где-то срисовал — из компьютера или из глянцевого журнала для взрослых. Не исключено, что он даже не знает, что означает данный рисунок. Поэтому не спешите делать выводы.
    “Ущербные” изображения людей

    Если ребенок вдруг начинает рисовать людей, особенно близких, с отсутствующими частями тела — без рук, ног, лиц, глаз, рта, ушей — это может указывать на реальные проблемы в отношениях с данным человеком. Возможно, нарисованный таким образом отец или брат нарушает личные границы ребенка, наказывает его или третирует. Либо ведет себя в семье так, что это напрягает ребенка. Если вы заметили такое, попытайтесь разобраться в ситуации.
    Нестандартные детали на изображениях людей

    Если вы заметили на теле нарисованного человека заплатки или у него переплетены руки и ноги, это может указывать на то, что у ребенка что-то болит. Заплатки или переплетения обычно появляются как раз на больных органах.
    Расположение рисунка

    Если рисунок едва не вылезает за края листа бумаги, это говорит об эгоцентричности ребенка. Он стремится быть в центре внимания, “заполнить” собой все пространство. Это означает, что либо малыш крайне избалован, либо, напротив, обделен вниманием.
    Если объекты мелкие, “теснятся” в углу листа, то у ребенка низкая самооценка. Если лист для рисунка слишком велик, это признак высокой самооценки. Уровень притязаний такого маленького художника выше, чем то, что он имеет сейчас. В обоих случаях ребенку нужно помочь реализовать свой потенциал.

    В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

    Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

    Красный говорит о быстрой возбудимости.

    Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

    Зеленый – показывает, что он ищет покой.

    Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

    Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

    Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

    Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

    Точка, точка, два крючочка

    К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.

    Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом.

    И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.

    Шея на рисунке выражает связь ра­зума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.

    Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.

    Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.

    Кто тут главный?

    Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

    И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

    Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

    Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу.

    А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

    Нарисовать свой страх

    Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

    Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

    Кстати

    Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.

    Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.

    Характер по рисунку

    Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

    Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

    На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

    Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

    Начиная с годовалого возраста , все дети любят рисовать. Стоит только им увидеть карандаш или шариковую ручку, так сразу они норовят схватить их в свои маленькие ручки и украсить своей живописью любую подвернувшуюся под руку бумагу: книгу, газету и даже обои. Родителям, конечно, интересно посмотреть, что рисует их малыш. Но годовалый ребенок еще не умеет ничего рисовать, поэтому он чертит линии, черточки и ставит жирные точки. Однако выбирать цвета в этом возрасте дети уже умеют, а потому при рисовании стараются использовать яркую и многоцветную палитру.

    Чем контрастнее цвета в детском рисунке, тем неспокойнее у него на душе. Например, сочетание ярко-красного цвета с черным говорит об агрессивности , а зеленый с синим - о его спокойствии. Малыши двухлетнего возраста уже начинают выбирать свой любимый цвет и часто рисуют только этим цветом. Очень редко дети в этом возрасте рисуют яркими красками, чаще всего они выбирают темно-синий, черный, серый и коричневый цвет.

    Связано это с тем, что малыш желает, чтобы родители заметили его рисунки и выбирает цвет, который наиболее контрастный с белой бумагой. Тревожиться насчет этого родителям не следует, в этом возрасте это совершенно нормально. Но за черточками, фигурками, кружочками и человечками ребенка трехлетнего возраста уже скрывается ценная информация. Внимательные родители могут самостоятельно, без помощи психолога, расшифровать их и выяснить, что творится в душе у ребенка.

    Больше всего дети 3-х летнего возраста пытаются изобразить человека. Они рисуют голову, которая одновременно похожа на туловище, рот и глазки, которые представляют собой линию и пары кружочков. Ножки и ручки в детском рисунке напоминает палочек, а шея, нос, пальцы, уши, ресницы чаще всего в творениях искусства детей этого возраста отсутствуют. Они появятся позже, а пока малыш воспринимает мир, как пространство наполненное людьми. Он понимает, что в этом мире существует и он, у которого должно быть свое личное место там, где его больше всего любят. Поэтому он рисует себя в кругу членов семьи, воспитателей или друзей из детского сада. Вот что можно узнать из детских рисунков в виде человечков:

    1. Малыш перестал рисовать, а на бумаге красуется только один человечек. Это тревожный сигнал. Значит, он по каким- то причинам не видит себя в структуре семьи и чувствует себя одиноким. Обычно дети младшего возраста сначала рисуют себя, затем того члена семьи, которого считают более важным. Обычно это мама или папа, потом они старательно выводят брата или сестру, бабушку или дедушку и так далее.

    2. Ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме папы или мамы. Так рисуют дети из неполных семей, когда один из родителей отсутствует. Такой рисунок сигнализирует о скрытой неприязни к тому человеку, которого в его рисунке нет. Это своеобразная детская месть за то, что ему обидно чувствовать себя обделенным родительской лаской отца или матери. Опасный сигнал, если ребенок нарисовал всех членов семьи, но не стал рисовать среди них себя. Значит, ему не хватает родительской любви и он не чувствует себя нужным в семьи.

    3. По размерам частей тела человечков можно узнать, какое мнение у ребенка о себе. Если малыш нарисовал себя маленьким, а остальных членов семьи большими, то он слишком сильно зависит от мнения родителей. Тактику воспитания таких детей надо пересмотреть, слишком жесткие требования и наказания способны подавить индивидуальность и самостоятельность ребенка. Человечек с маленькой головой также говорит о заниженной самооценке ребенка, значит он не чувствует себя умным и сомневается в своих способностях. Если же на детском рисунке туловище человека прочерчены четко, а голова еле заметна, то это рисунок застенчивого и робкого ребенка. Крупное туловище и большая голова указывают на то, что ребенок не комплексует и считает себя сильным.


    4. Если на рисунке руки мамы или папы чересчур длинные, то это говорит о том, что этот родитель его часто наказывает и он боится его. Толстые и большие ноги у родителей сигнализируют о напряженной атмосфере в семьи, значит, малыш подсознательно желает лучшего отношения между родителями. Отсутствие рта у папы или мамы на рисунке - плохой сигнал. Это сигнализирует о том, что этот родитель часто ругает малыша и он не хочет больше слышать его слов. Также человечков без рта рисуют дети необщительные, которые не имеют друзей в садике и испытывают от этого душевное страдание. Если всех людей ребенок рисует с поднятыми руками, то родителям пора задуматься о причинах формирования у ребенка агрессивного характера. Ребенок получает удовольствие от того, что его боятся, и ждет от родителей немедленного выполнения всех своих капризов.

    На детских рисунках детей 5-7 летнего возраста появляются глаза, нос, пальцы, шея, ресницы, волосы и одежда. Чем тщательнее прорисовывает ребенок лицо человека, тем больше он озабочен своим внешним видом. Если руки у человека прижаты к телу, то ребенок растет замкнутым, он не чувствует себя счастливым. Открытую и жизнерадостную натуру ребенка можно узнать по изображению человека с широко расставленными в разные стороны руками, открытыми ладонями и улыбающимся до ушей ртом. Если ребенок вместо человечков рисует зубастых страшилищ, то это признак детской агрессии.

    В детских рисунках отражается отношение ребенка к окружающим людям и его восприятие самого себя. Анализ рисунка ребенка не только расширяет возможности родителей в выявлении скрытых недостатков в характере ребенка, но и дает полную информацию о допущенных ими ошибках при воспитании. Если ребенок каждый раз рисует одного и того же зубастого человека, то родителям стоит задуматься о том, что так сильно пугает его и поближе познакомиться с его окружением в детском саде или же пересмотреть свои методы воспитания.

    Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?

    Выбор цвета

    Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета - это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.

    Особенности цветовосприятия у детей

    Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

    Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное - белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет - красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

    Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

    Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

    Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

    Причины

    Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

    Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

    • Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
    • Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
    • Развитая фантазия . Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик - самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
    • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи - частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.

    Когда начинать бить тревогу?

    • Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
    • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
    • Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты – война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
    • Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет , это может быть проявление послестрессового синдрома.

    Мнение психолога

    Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.

    Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

    Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

    Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

    Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

    Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

    Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка - способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

    Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:



    Загрузка...