Работа с родителями в доу соответствии фгос. Работа с родителями в условиях реализации фгос доу. изменение форм взаимодействия с родителями
Елена Еловая
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители , не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п . 1.6] Отталкиваясь от этого педагогический коллектив нашего детского сада ведущей целью в работе с родителями ставит создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; повысить педагогическую культуру родителей .
Педагоги ставят перед собой следующие задачи родительского образования в ДОУ :
1. формирование представления об этапах организации работы с родителями ;
2. выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком , родителями и педагогами , педагогами и детьми.
В детском саду работа с родителями организована по четырем формам :
1. информационно – аналитическая;
2. досуговая;
3. познавательная;
4. наглядно – информационная.
Основной задачей информационно – аналитической формы организации общения с родителями являются сбор , обработка и использование в дальнейшей работе данных о социальном статусе семьи каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей , наличие у них педагогических знаний, выявление потребностей в психолого – педагогической информации. Данная работа педагогами проводится в виде тестов, анкетирования, бесед. С помощью анализа полученной информации возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребенку и построение грамотного общения с родителями .
Досуговые формы организации призваны устанавливать партнерские отношения педагогов с семьями воспитанников, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья» , мероприятия приуроченные Дню защитника Отечества с участием пап и т. д., семейные конкурсы, выставки, строительство снежного городка на прогулочных площадках в зимний период, украшение участков в летний период.
Познавательные формы организации общения с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде общих собраний, консультаций, дней открытых дверей, «круглых столов» с привлечением узких специалистов. В адаптационный период детей раннего возраста практикуется присутствие родителей в группе .
Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления последних с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ . Позволяют оценить деятельность педагога. Наглядно – информационные формы включают в себя : родительские уголки , папки – передвижки, стенды, буклеты, памятки, листовки, рекомендации.
Сегодня, благодаря информационной открытости Детского сада (с 2013 г. функционирует сайт) даже самые занятые родители могут владеть информацией о деятельности образовательной организации и получать ответы на волнующие вопросы. Педагоги размещают фотографии, консультации, конструкты НОД, сценарии праздников. Родители могут ознакомиться с коллективом, графиком работы , со всей документацией регламентирующей деятельность сада, с основной образовательной программой – программой дошкольного образования, задать вопрос руководителю (работает «электронная приемная» ).
Популярность набирают и семейные проекты, такие как «Генеалогическое древо» , «Река времени» , «Мой дом» , «Моя семья» , «Безопасная дорога к дому» и т. д., с помощью них родители переходят из разряда пассивных наблюдателей в разряд активных участников. Семьи реализуют проекты в заданном формате, а дети презентуют их на занятиях. Задача таких мероприятий – создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей .
Педагоги активно подключили родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Были созданы пособия и игры (настольная песочница, наборы для театрализации, СенсиБары, геоборды, математические пособия и др.) развивающие у детей познавательную активность, воображение, тактильную чувствительность, интерес к творчеству. Хотелось бы отметить, что игры, изготовленные своими руками в разы дешевле «магазинных» аналогов и не уступают в качестве. Родители в свою очередь познакомились с требованиями нового стандарта дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде.
Взаимоотношения с семьями воспитанников в детском саду выстраиваются поэтапно :
I этап условно называется «Давайте познакомимся!» : в начале учебного года с родителями вновь поступивших воспитанников. На данном этапе родители знакомятся с детским садом, образовательной программой, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы . Педагог анализирует социальный статус семей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду через анкетирование.
II этап – «Давайте подружимся!» : родителям предлагаются активные методы взаимодействия (собрания, беседы, круглые – столы и т. д.) .
III этап – «Давайте узнавать вместе» : родители становятся активными участниками воспитательно - образовательных отношений (совместные проекты, экскурсии, развлечения, семейные праздники, исследовательская деятельность и т. д.).
Для успешного сотрудничества педагоги придерживаются принципов :
1. целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей ;
2. адресности – учета образовательных потребностей родителей ;
3. доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;
4. индивидуализации – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей .
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Воспитатель МБДОУ №70 г.Читы
Манакова Татьяна Валерьевна
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". (Закон «Об образовании в РФ»)
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Обеспечить психолого -педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов. целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Активизировать родительские воспитательные умения.
Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.
Принципы партнерства:
Позитивный настрой на общение.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не наставничество.
Динамичность.
Открытость.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ:
Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
Устные педагогические журналы, педагогическая библиотека
Тематические досуги, концерты
Оформление стенгазет и буклетов, фотомонтажей
Семинары– практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии
Клубы для родителей
Театрализованные представления для детей с участием родителей
Дни открытых дверей, открытые показы занятий
Участие родителей в подготовке к праздникам
Совместное создание развивающей предметно - пространственной среды
Тематические выставки, акции,творческие задания
Интервью с родителями и детьми на определенные темы
Конкурс семейных талантов
Книга пожеланий в группе.
Интерактивные игры.
План работы родительского клуба «Дошколенок». Старшая группа на 2015-2016г.
1.Организационнаявстреча.
Призентация книги
« Книга семейных
Кулинарных рецептов».
2. Выставка
« Готовим сами».
3.Утверждение плана работы.
1.Мастер –класс по изготовлению атрибутов к играм-забавам.
2.Семейный опыт. «Спорт в семье».
3.Презентация книги «Книга пожеланий».
1.Мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
2.Разыгрывание сценок родителями и детьми.
1.Мастер-класс
« Умею сам – научу другого ».
Изготовление игрушек и украшений для группы и участка.
1.Мастер- класс
« Игры на кухне».
Семейный опыт
« Мы играем в такие словесные игры…»
Февраль
Март
Апрель
Май
1.Подарки для пап»- изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт:
« Наша семья празднует этот праздник так..».
« Подарки для мам»-
изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт
« Традиции нашей семьи ».
1.Мастер –класс
« Волшебная бумага».
2.Семейный опыт
« Я готовлю своего ребенка к школе так…»
Общение:
« Заседание клуба
« Дошколенок » лично для меня это … »
Как активизировать участие родителей?
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Результаты использования эффективных форм работы с родителями
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.
Рост посещаемости родительских мероприятий.
Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы.
Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.
Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
Положительное отношение родителей к ДОУ.
Положительная оценка его деятельности.
Формы работы с родителями
в дошкольном учреждении
( в соответствии с требованиями ФГОС )
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
- установление единства в воспитании детей,
- педагогическое просвещение родителей,
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,
- привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание
Материнская школа - это последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот
Ян Амос Коменский
Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями.
А. С. Макаренко считал, что: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должны быть детский сад и школа как представительницы государственного воспитания. Детский сад и школа должны руководить семьей".
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таким образом, родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы делятся на групповые и индивидуальные, а так же на:
Традиционные
Нетрадиционные
- Родительские собрания,
- Семинары и консультации,
- Наглядный материал,
- Посещение на дому,
- День открытых дверей
- Анкетирование
- Родительские конференции и т.д.
- Конкурсы и проекты
- Родительские тренинги,
- Дискуссии,
- Психологические разминки,
- Круглые столы,
- Практикум,
- Родительские вечера, ринги…
- Информационно-аналитические
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядно-информационные
Информационно-аналитическая форма работы с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания в виде круглого стола, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор», читательская конференция, родительский клуб
Заседание "Школа молодых родителей»
Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми совместные досуги-КВН, ток-шоу, «мастер-класс», праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях, «семейная мастерская»
Наглядно-информационная используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками выпуск газет, копилка добрых дел,
групповые альбомы, родительские уголки
Консультация для родителей
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия ДОУ с семьей
Работа проводилась в 3 этапа :
- Констатирующий,
- Формирующий,
- Контрольный
В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2013 года по декабрь этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
- Анкета Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наше детское дошкольное учреждение. Мы хотим, что бы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
- Ф.И.О. родителей_________________________________________________ Имя ребенка, возраст _____________________________________________
- Есть ли еще дети в семье, их возраст. 1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания?
- Да Нет Иногда 2. Читаете ли Вы книги по педагогической литературе? Да Нет Иногда 3. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
- Взаимоотношения между детьми
- Взаимоотношения между детьми и родителями
- Организация здорового образа жизни ребенка
- Приобщение к культурным ценностям
- Другое
- 4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
- На занятиях, в игровых формах
- На родительских собраниях
- На родительских конференциях
- В индивидуальных беседах со специалистами
- Другое
- 5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка? Да Нет Иногда
- 6. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
- Семья
- Государство
- Социальная среда
- Воспитатели (МДОУ)
- 7. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
- Да Нет Затрудняюсь ответить 8. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
- Да Да, но нет времени совсем Нет Иногда 9. Какому направлению воспитания Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение? (можно выбрать 2 направления)
- * Спортивно-оздоровительное * Экологическое
- *Умелые руки * Нравственно-этическое
- *Музыкальное *Танцевально-пластическое
- *Театрализовано-речевое *Другое _______________
- 10. Хотели бы Вы вести кружковую работу?
- Да Да, но нет времени совсем Нет
- 11. Какой кружок Вы могли бы вести в группе?
- *Юный спортсмен *Хоровой *Танца и пластики *Умелые руки *Юннаты *Художественная лепка *Музыкальный *Этикет*Юный художник *Другое
- Спасибо!
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2013 г. по апрель 2014г
Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители .
- 1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?
- 2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
- 3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
- 4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
- 5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?
- 6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?
- 7. Как он выполняет свои обязанности по дому?
- 8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
- 9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
Клуб "Счастливая семья"
Выпуск стенгазет «Вот мы какие!»
Конкурс «Портфолио моей семьи»
Выставка семейных альбомов
"Тропинка к счастливой семье"
На последнем контрольном этапе , который проходил в период с апреля по май 2014 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
Сравнительный анализ анкеты
Следите ли вы за статьями в журналах, программами на телевидении по вопросам воспитания?
Читаете ли Вы книги по педагогической литературе?
Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
Организация здорового образа жизни
Приобщение к культ. ценностям
В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
На занятиях, в игровых формах
На родительских собраниях
На родительских конференциях
В инд. беседах со специалистами
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Государство
Социальная среда
Воспитатели (МДОБУ)
Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
Да, но нет времени
Хотели бы Вы вести кружковую работу?
Да, но нет времени
Таким образом ,
использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
- Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
- Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
- Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
- Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
- Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
- Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
- Будьте терпеливыми к ним.
- Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
- Поддерживайте тесные контакты.
- Высказывайте свою признательность им.
- Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
- Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
- Поощряйте посещаемость родительских собраний.
- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
- Обучайтесь навыкам сотрудничества.
- Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
- Спасибо
- за внимание!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка
Фронтальная консультация
Тема: « Сотрудничество с родителями -
эффективные формы работы
в соответствии с ФГОС ДО ».
Составила: Николаева Л.Н.,
старший воспитатель
Кузнецк, 2015
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья
в руки педагогов детского сада.
Здесь важен не принцип параллельности,
а принцип взаимопроникнове ния
двух социальных институтов…»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющег о закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые - их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированн ый подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованнос ти родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи работы с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
“Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап - “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательск ая, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованнос ти коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой : открытость дошкольного учреждения включает "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению " открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированн ым, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Пример открытости демонстрирует педагог. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума , своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразователь ная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека и др.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированны е "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества . Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке , подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность : все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированн ым подходом .
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка . Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-пе дагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка:
эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу .
Традиционно-нетр адиционные формы
работы с семьей
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированна я помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированн ый подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Посещение семьи ребенка.
День открытых дверей .
Беседы индивидуальные и групповые . Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится т. о., чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованнос ть, доброжелательнос ть.
Консультации. Формы проведения консультаций различны.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практик умы .
Родительские собрания проводятся групповые и общие.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение , а если получится, то и дискуссию .. Важно определить актуальную тему конференции К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Наглядно-информа ционные формы организации общения:
Слайдфильмы, презентации
Выставки детских работ
Фотовыставки
Семейные выставки
Информационные стенды
Папки - передвижки
В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Семейный клуб.
Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованнос ти. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Семейные клубы - динамичные структуры.
Сотрудничество специалистов, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений в духе равноправия партнеров.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон (контакт)доверия ".
Месяц добрых дел
Мероприятия, организованные по инициативе родителей
Досуговые формы организации общения с родителями
Мастер-классы
«Встречи с интересными людьми»
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только - избегать формализма.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду , воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи:
В настоящее время основные законы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Конституция Российской Федерации
Семейный Кодекс Российской Федерации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права:
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Всеобщая декларация прав человека.
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
согласно которым воспитание образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Знание нормативно-право вых документов международного, федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить взаимоотношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.
Документы для скачивания:
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Описание: данная статья предназначен для воспитателей детских садов.Назначение: распространение педагогического опыта.
Задачи: Обмен опытом с воспитателями детских садов.
Семья, как нам известно, это образец для подражания. Ребёнок берёт примеры поведения с отца и матери, братьев и сестёр.
Любая педагогика без семьи – невозможна. В семье складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; (Современные программы образования дошкольников, такие как «Радуга», «Развитие», «Детство» строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.)
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Система работы по взаимодействию с родителями
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Имея достаточный опыт работы с детьми (13 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что каждый ребёнок – уникален. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Но одного желания мало. К нам в детский сад каждый год приходят новые дети, т.к. детский сад посещают дети в возрасте от 1 до 3 лет. Каждый год приходится устанавливать связь с новыми родителями. Родители, придя в детский сад, присматриваются к нам. В своём роде проходит та же адаптация. И как же понять, что особенного и интересного ждут от нас родители? В этом вопросе, конечно же, помогает анкета. Анкетирование проводится на начало учебного года. Анкета помогает выяснить социальный статус, предпочтения ребёнка, навыки и умения, которыми малыш обладает, придя в ДОУ, сколько детей в семье и какие между ними отношения.
Анализ данных помогает ближе познакомиться с интересами ребёнка, что в свою очередь может положительно оказаться на адаптации. Также выявить запросы родителей помогают личные беседы. Благодаря такой организации составляется примерный план работы с родителями на год. Почему примерный, потому что после того как мы ближе познакомимся с детьми, у нас появятся вопросы, с которыми необходимо будет выйти к родителям. Это уже отражается в календарном планировании.
Наверное, каждый воспитатель хочет, чтобы родители группы были активными участниками, а не пассивными слушателями.
Чтобы добиться этого мы применяем различные формы работы с детьми.
Очень эффективными всё же остаются родительские собрания. Это традиционная форма является очень действенной, к тому же, на родительские собрания планируются выступления и сотрудника ГИБДД, и медицинской сестры.
Обязательно проводятся анкетирования родителей по годовым задачам ДОУ.
Хорошей формой в работе с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Руками наших мам» «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Мы практикуем награждение дипломами участников выставок. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
Регулярная организация фотостенда с фотографиями «Вот как весело живём» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, буклеты, перекидную систему.
Конечно же, современные родители очень заняты. И тут на помощь приходят современные ресурсы.
Родители стали инициаторами того, чтобы создать группу в контакте. В группе организатор выкладывает для остальных родителей различные темы для обсуждения. Фотографии с выставок рисунков и поделок из пластилина.
Родители могут ещё получить информацию через сайт детского сада. Кроме того у многих педагогов есть свои личные блоги и мини-сайты.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.