transportoskola.ru

Гипнотическое замещение памяти. Существуют ли ложные воспоминания. Лечение нарушения памяти

К патологиям, относящимся к деятельности человека в психическом плане, относится расстройство личности, симптомы которого можно определить только при детальном знакомстве с болезнью. Чтобы понять, что это за состояние, необходимо обратить внимание на поведение больного и в случае их обнаружения, обратиться к врачу. А еще лучше, принять профилактические меры по устранению серьезного заболевания.

Психические заболевания - это целый кластер расстройств, к которым прямое отношение имеет описываемый нами недуг. Чтобы разбираться более грамотно в этом вопросе, нужно начать с привычных для нас примеров. Начнем с того, что каждый из нас - это индивидуум, обладающий определенным, нормальным типом мышления, восприятия реальности, окружения, отношения к разного рода ситуациям, времени, пространству и т.д. Как только наступает подростковый период, еще недавно несмышленый ребенок уже способен проявлять свои личностные черты характера, обладает своим стилем поведения. Несмотря на то, что с возрастом те или иные черты активируются или угасают, они все же сопровождают человека до последнего момента жизни. Но это пример обычного человека, не страдающего психической патологией. В случае с больным, расстройство личности - это ригидность, дезадаптация черт, вызывающие сбой в его функционировании. Больные люди время от времени подвергаются психологической защите безо всяких на то причин и раздражающих факторов, из-за чего такие лица практически всю жизнь остаются дезадаптивными, с незрелым типом мышления и т.д.

Согласно международным нормам, существует код «Расстройство личности мкб 10», так как проблема затрагивает все сферы человеческой жизни, и только опытный специалист способен выделить десять видов расстройств, три определенных кластера недуга, основываясь на клинических показателях.

Расстройство личности затрагивает все сферы человеческой жизни

Расстройство личности: симптомы и признаки

Изучим сначала признаки психического отклонения. Человек, страдающий расстройством, может длительное время скрывать свои особенности, что называется в медицине фрустрацией и в определенные моменты проявлять свой гнев, агрессию на окружающих. Большая масса больных тревожатся о своей жизни, у них практически всегда возникают проблемы с сотрудниками, родными, друзьями. Патология зачастую сопровождается перепадами настроения, чувством тревоги, паническими атаками, чрезмерным приемом психотропных, успокоительных препаратов, более того, возникает сбой в пищевом поведении.

Важно: специалисты обращают внимание на тот факт, что при тяжелых формах недуга, человек может впасть в глубокую ипохондрию, способен на насильственные действия, аутодеструктивные поступки.

В семье больной может вести себя весьма противоречиво, быть чересчур эмоциональным, жестким или заниматься попустительством, позволять членам семьи все что угодно, что ведет к развитию соматических и физических патологий у детей.

Для справки: исследования показали, что примерно 13% от общего числа населения планеты страдает РЛ, причем патология антисоциального характера чаще распространена среди мужчин, чем у женщинн (соотношение 6 к 1), пограничное состояние чаще у женщин (соотношение 3 к 1).

Симптомы личностных отклонений

Провоцирующие факторы заболевания могут возникнуть в детском, подростковом возрасте. Поначалу их можно определенно рассмотреть, но со стадией взросления, уже в будущей жизни, нет конкретной очерченности. Проявление признаков не наблюдается в конкретных аспектах, а касаются всех сфер деятельности человека - эмоциональной, мыслительной, межличностной, волевой. К основным симптомам недуга относятся:

  • патология в характере проявляется тотально: на работе, дома, среди друзей;
  • патология в личности сохраняется стабильно: начинается в детском возрасте и преследует всю жизнь;
  • из-за проблем с поведением, характером и т.д., возникает социальная дезадаптация вне зависимости от отношения окружающей среды.

Расстройство личности можно выявить по ряду симптомов

Расстройство личности: виды

Согласно психоаналитической классификации, врачи выделяют ряд расстройств и самыми характерными из них являются:

Социализированное расстройство поведения

В данном случае, человек (ребенок, подросток и старше) стремятся привлечь внимание окружающих своим несоответствием к общепринятым социальным нормам поведения. Лица с такой патологией всегда обладают определенным шармом, особыми манерами, стремятся произвести впечатление на окружающих. Их главная черта характера - получать блага без вложения каких-либо физических усилий. Буквально с детских лет их сопровождает непрерывный ряд неправильных деяний: прогулы со школы, побеги из сада, дома, постоянное вранье, драки, вхождение в банды, криминальные группы, воровство, потребление наркотиков, алкоголя, манипуляция близкими. Пик патологии чаще всего приходится на пубертатный период от 14 до 16 лет.

Несоциализированное расстройство поведения

Данный тип поведения сопровождается упорной диссоциацией, агрессией, нарушением взаимоотношений со сверстниками, близкими. Отечественная психиатрия именует тип «девиантным», симптомы которого проявляются:

  • Аффективной возбудимостью - в характере преобладают раздражительность, приступы гнева, агрессии (драки, унижения, оскорбления). При запретах и ограничениях, возникает протестная реакция - отказ от посещения школы, учения уроков и т.д.
  • Психическая неустойчивость - чрезмерная внушаемость, зависимость от удовольствий, получаемых от внешних условий, склонность к обману.
  • Нарушение влечений - бродяжничество, побеги из дома, агрессия, садистские наклонности, нарушение сексуального поведения (преверсии).
  • Импульсивно-эпилептоидный - склонность к затяжным вспышкам аффективного поведения, длительный выход из состояния злобы, мщения, упрямства.

Расстройство личности органической этиологии

Психопатия - расстройство органического типа, возникает вследствие перенесенных заболеваний мозга:

  • травма черепно-мозговая;
  • инфекционные болезни: энцефалит, менингит;
  • чрезмерное потребление алкоголя;
  • прием наркотиков;
  • злоупотребление психотропными препаратами;
  • новообразования в головном мозге;
  • атеросклероз, диабет, гипертония;
  • аутоиммунные патологии;
  • мощная интоксикация.

По данным специалистов, расстройство нередко становится спутником эпилепсии, примерно 10% из общего числа больных страдают отклонениями в психике.

Важно: перечисленные провоцирующие факторы могут нанести психике человека серьезный урон, поэтому необходимо, вовремя обратиться к врачу за адекватным лечением в целях профилактики психических расстройств.

Сезонное расстройство личности

Многим из нас знакома сезонная депрессия, особенно в те времена года, когда мало солнца, идут дожди, небо пасмурное. Но не стоит путать данное состояние с аффективным поведением человека, повторяющимся в определенное время года. У лиц с САР проблема также возникает из-за недостатка солнечного света, основного поставщика гормона бодрости, радости, энергии. Но при этом, они совершенно не могут справиться с расстройством поведения, что выражается в таких признаках, как:

  • длительный сон;
  • чувство разбитости;
  • желание спать в дневные часы;
  • ранее пробуждение;
  • низкий уровень настроения;
  • падение уровня самооценки;
  • чувство безысходности, отчаяния;
  • плаксивость;
  • неспособность справиться с обыденными делами, занятиями;
  • вспыльчивость;
  • приступы агрессии, гнева, раздражительность;
  • напряженное состояние, тревожность.

При аффективном расстройстве сезонном человеку трудно переносить любые стрессы, даже мелкие неприятности, он не контролирует не только социальное, но и пищевое, половое поведение, что ведет к увеличению массы тела, сексуальным проблемам.

Плаксивость является одним из симптомов расстройства личности

Патология может возникнуть в любом возрасте, но чаще ему подвергаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте

В данном случае патология может выражаться по-разному, все зависит от того, какие клинические проявления сопутствуют человеку в течение жизни. Имеют значение индивидуальные особенности личности, как сложились его взаимоотношения с окружающими. Множество признаков приобретается не только в раннем возрасте, но и поздних этапах. Такие симптомы, как смешанные, длительно сохраняющиеся относятся к затяжным и глубоко укоренившимся манерам поведения, так как человек успел пережить массу серьезных ситуаций, и психика выработала ответную реакцию.

Фактором развития расстройств в почтенном возрасте также является ряд заболеваний, присущих стареющему организму.

Важно: расстройство личности - диагноз весьма серьезный и за его можно упустить более опасный недуг - шизофрению, поэтому необходимо срочно обратиться к специалисту и пройти тщательное обследование.

Расстройство личности и работа

Для лиц с РЛ определенных типов необходимо подбирать работу с учетом особенностей поведения. При правильном выборе, труд помогает человеку реализовать себя, адаптироваться с социумом, удовлетворить финансовые нужды, а главное - переключиться от расстройств к более позитивным занятиям. Трудоустройство включает несколько этапов:

  1. Защищенный - больной работает под постоянным контролем доктора или социального работника, работа упрощенная, режим щадящий.
  2. Переходный - работа с обычным режимом, но продолжается контроль со стороны соцработника или врача.
  3. Общие основания - работа на обычном месте, с обучением на предприятии, контроль сохраняется.

Ни один специалист не даст универсальных рекомендаций по поводу трудоустройства человека с РЛ. Все зависит от индивидуальных способностей и выраженности симптомов заболевания.

Работа и труд вовсе не запрещены при расстройстве личности, а, наоборот, показаны

При сложных формах расстройств доктора не рекомендуют устраиваться на работу, посещать учебные заведения, пока не будет пройдено эффективное лечение и устранен диагноз.

Как лечить расстройство личности

Для устранения таких симптомов, как тревожность паника, депрессия и другие, предпринимается медикаментозное лечение. В число препаратов входят психотропные, нейролептические средства, ингибиторы серотонина. Для исключения депресонализации применяют Рисперидон.

Психотерапия направлена на исправление неадекватных признаков, но стоит помнить - лечение будет длительным. Когнитивно-поведенческий метод позволяет пациенту обратить внимание именно на его поведение, а не последствия, вызванные его поступками. Специалист может заставить больного подчиняться его приказам, например, перестать кричать, говорить тихо, спокойно, держать себя в руках в моменты приступов. Немаловажное значение имеет участие близких больного, которым также следует знать диагноз «расстройство личности», что это такое, общаться со специалистом и выработать определенную манеру поведения. Позитивных результатов можно ожидать после 5-6 месяцев постоянного воздействия на пациента. Оптимальный срок лечения - от 3-х лет.

Как снять диагноз «расстройство личности»

В России осуществляется бесплатная медицинская и консультативная помощь лицам с РЛ. Учета больных с данным диагнозом, как в прошлые времена уже нет. После соответствующего лечения, больные некоторое время находятся под динамическим обследованием в диспансере, то есть необходимо посещать врачей в течение полугода. Снимать диагноз в основном стремятся лица, желающие трудоустроиться в качестве водителя, охранника. Если пациент в течение пяти лет не посещает врача, то его карта передается в медицинский архив, откуда ее могут истребовать правоохранительные органы, отдел кадров и т.д.

Снятие диагноза возможно после успешного лечебного курса

Снять диагноз теоретически можно только через 5 лет, но только в том случае, если больной в течение года был под наблюдением, и врач отменил лечебную терапию. Для преждевременного снятия диагноза необходимо обратиться в психиатрическую клинику, пройти обследование, получить одобрение комиссии. Некоторые лица с РЛ, чувствуя себя совершенно здоровыми, уверены в позитивном решении врачей, но последние в свою очередь могут сделать противоположный вывод.

Расстройство личности – это психическое нарушение, которое может проявляться уже в детском и подростковом возрасте. Оно характеризуется подавлением одних черт личности и ярким проявлением других. В частности, шизоидное расстройство личности – это нежелание заводить друзей, отсутствие теплых эмоциональных контактов, но в то же время чрезмерная увлеченность нестандартным хобби. Например, такие пациенты могут строить свои теории по ведению здорового образа жизни. Вообще, расстройства личности имеют множество форм и видов.




Можно часто услышать, что чрезмерно эмоциональных или эксцентричных людей называют психопатами. Об истинном значении этого термина редко кто задумывается. Психопатия же серьезное нарушение, определяющееся чрезмерной выраженностью одной из черт личности при недоразвитости других. В западной классификации более употребим термин «расстройство личности», а не «психопатия». И этот диагноз включает в себя множество непохожих на себя расстройств.

Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и к окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, эмоциональный дискомфорт и субъективный дистресс.

Причины, по которым они возникают, чаще всего кроются в подростковом или даже в детском возрасте, причем каждый тип расстройства личности имеет свой характерный возраст формирования. С начала своего возникновения эти дезадаптивные личностные черты уже не имеют очерченности во времени и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления не ограничиваются каким-либо аспектом функционирования, а затрагивают все сферы личности – эмоционально-волевую, мышление, стиль межличностного поведения.

Основные симптомы расстройства личности:

  • Тотальность патологических черт характера, которые проявляются в любой обстановке (дома, на работе);
  • Стабильность патологических черт, которые выявляются в детском возрасте и сохраняются до периода зрелости;
  • Социальная дезадаптация, являющаяся следствием именно патологических черт характера, не обусловленная неблагоприятными условиями среды.

Расстройства личности встречаются у 6-9% населения. Их происхождение в большинстве случаев неоднозначно. В их развитии могут играть роль следующие причины:

  • патологическая наследственность (прежде всего алкоголизм, психические заболевания, расстройства личности у родителей),
  • разного рода экзогенно-органические воздействия (черепно-мозговые травмы и другие негрубые повреждения мозга в возрасте до 3-4 лет, а также пре- и перинатальные нарушения),
  • социальные факторы (неблагоприятные условия воспитания в детстве в результате потери родителей или воспитание в неполной семье, с родителями, не уделяющими внимание детям, больными алкоголизмом, асоциальными личностями, имеющими неверные педагогические установки).

Кроме того, часто отмечаются следующие особенности нейрофизиологического и нейробиохимического функционирования:

  • наличие на ЭЭГ биполярно симметричных тета-волн, свидетельствующих о задержке созревания головного мозга;
  • у пациентов с высоким уровнем импульсивности обнаруживается повышение уровня некоторых половых гормонов (тестостерона, 17-эстрадиола, эстрона);
  • с общим снижением уровня социальной активности больных коррелирует повышенный уровень моноаминоксидазы.

Существует множество классификаций личностных расстройств . Одной из основных является когнитивная классификация расстройств личности (другая - психоаналитическая), в которой выделяют 9 когнитивных профилей и соответствующих расстройств. Рассмотрим наиболее характерные.

Параноидное расстройство личности

Для страдающего данным расстройством человека характерна тенденция приписывать окружающим злые намерения, склонность к образованию сверхценных идей, самой важной из которых является мысль об особом значении собственной личности. Сам больной редко обращается за помощью, а если его направляют родственники, то при беседе с врачом он отрицает проявление расстройств личности.

Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, постоянно кем-то недовольны. Подозрительность и общая тенденция к искажению фактов, путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий окружающих в качестве враждебных, нередко приводят к необоснованным мыслям о заговорах, субъективно объясняющих события в социальном окружении.

Шизоидное расстройство личности
Шизоидное расстройство личности характеризуется замкнутостью, необщительностью, неспособностью к теплым эмоциональным отношениям с окружающими, сниженным интересом к сексуальному общению, склонностью к аутистическому фантазированию, интровертированностью установок, затруднением в понимании и усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется в эксцентричных поступках. Страдающие шизоидными расстройством личности обычно живут своими необычными интересами и увлечениями, в которых могут достигать больших успехов.

Для них часто характерна увлеченность различными философиями, идеями усовершенствования жизни, схемами построения здорового образа жизни за счет необычных диет или спортивных занятий, особенно если для этого не надо непосредственно иметь дело с другими людьми. У шизоидов может оказаться достаточно высоким риск пристрастия к наркотикам или алкоголю с целью получения удовольствия или улучшения контактов с окружающими людьми.

Диссоциальное расстройство личности

Диссоциальное расстройство личности характеризуется обращающим на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами. Больные могут обладать специфическим поверхностным шармом и производить впечатление (чаще на врачей противоположного пола).

Основная черта – стремление непрерывно получать удовольствие, максимально избегая труда. Начиная с детского возраста их жизнь представляет собой богатую историю асоциальных поступков: лживость, прогулы, побеги из дома, вовлеченность в криминальные группы, драки, алкоголизация, наркотизация, воровство, манипулирование окружающими в собственных интересах. Пик антисоциального поведения приходится на поздний подростковый возраст (16-18 лет).

Истерическое расстройство личности

Истерическое расстройство личности характеризуется чрезмерной эмоциональностью и стремлением к привлечению внимания, которые проявляются в различных жизненных ситуациях. Распространенность истерического расстройства личности в популяции составляет 2-3% с преобладанием у женщин. Часто оно сочетается с соматизированным расстройством и алкоголизмом.

Перечислим основные черты, характерные для данного расстройства: поиск внимания окружающих к себе, непостоянство в привязанностях, капризность, непреодолимое стремление всегда быть в центре внимания, вызывать к себе сочувствие или удивление (не важно по какому поводу). Последнее может достигаться не только экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью, фантазерством, но и наличием у них «таинственных болезней», которые могут сопровождаться выраженными вегетативными пароксизмами (спазмы, ощущение удушья при волнении, тошнота, афония, онемение конечностей и другие расстройства чувствительности). Самое непереносимое для больных – равнодушие со стороны окружающих, в этом случае предпочитается даже роль «отрицательного героя».

Обсессивно-компульсивное расстройство личности

Людям с обсессивно-компульсивным расстройством личности свойственны озабоченность порядком, стремление к совершенству, контролю над психической активностью и межличностными отношениями в ущерб собственной гибкости и продуктивности. Все это значительно сужает их приспособительные возможности к окружающему миру. Больные лишены одного из важнейших механизмов приспособления к окружающему миру – чувства юмора. Всегда серьезные, они нетерпимы ко всему, что угрожает порядку и совершенству.

Постоянные сомнения в принятии решений, вызванные страхом совершить ошибку, отравляют им радость от работы, но тот же страх мешает им сменить место деятельности. В зрелом возрасте, когда становится очевидным, что достигнутый ими профессиональный успех не соответствует первоначальным ожиданиям и приложенным усилиям, повышен риск развития депрессивных эпизодов и соматоформных расстройств.

Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности
Для тревожного (уклоняющегося, избегающего) расстройство личности свойственно ограничение социальных контактов, ощущение собственной неполноценности и повышенная чувствительность к негативным оценкам. Уже в раннем детстве эти пациенты характеризуются как чрезмерно робкие и застенчивые, они искаженно воспринимают отношение к себе, преувеличивая его негативность, а также риск и опасность повседневной жизни. Им трудно говорить на публике или просто обратиться к кому-то. Потеря социальной поддержки может привести к тревожно-депрессивной и дисфорической симптоматике.

Нарциссическое расстройство личности

Наиболее отчетливо проявляющиеся у людей с подросткового возраста представления о собственном величии, потребности в восхищении со стороны окружающих и невозможность переживания. Человек не допускает, что может стать объектом критики – он либо безразлично ее отрицает, либо приходит в ярость. Следует подчеркнуть черты, занимающие особое место в психической жизни человека с нарциссическим расстройством личности: необоснованное представление о своем праве на привилегированное положение, автоматическое удовлетворение желаний; склонность эксплуатировать, использовать других для достижения собственных целей; зависть к окружающим или убеждение в завистливом к себе отношении.

Методики лечения расстройств личности

Терапия расстройств, связанных с характерологическими отклонениями, сугубо индивидуальна. При выборе лечебного воздействия, как правило, принимаются во внимание не только диагностические и типологические характеристики, но также структура расстройства личности, возможности самоанализа и субъективное опосредование психопатологии, особенности поведения и реакций (агрессивные и аутоагрессивные тенденции), наличие коморбидной личностной и психической патологии, готовность к сотрудничеству и достаточно продолжительному терапевтическому альянсу с врачом (что особенно важно у личностей избегающих, жаждущих признания и диссоциальных).

В многочисленных исследованиях указывается на эффективность психотерапии расстройств личности, а также социально-средовых и педагогических воздействий, гармонизирующих поведение и способствующих достижению стабильной адаптации. Психофармакологические средства как метод коррекции расстройств личности – относительно новая концепция. Психофармакотерапия в данном случае не преследует цели полного купирования симптоматики, формирующейся в рамках динамики расстройств личности, ее задачи ограничиваются коррекцией гипертрофирующихся до уровня психопатологических образований патохарактерологических проявлений. Соответственно, лечение расстройства личности проводится в амбулаторных условиях, имеет поддерживающий характер.
Например, SSRI применяется при депрессивных расстройствах и возбужденных состояниях, употребление противосудорожных средств позволяет уменьшить возбуждение и проявления гнева. В частности, такой препарат, как «Рисперидон» может быть назначен пациентам при депрессии, а также тем, у кого наблюдается начальная стадия расстройства личности.

В психотерапии при лечении различных расстройств личности главной задачей является снятие стресса и изоляция пациента от источника стрессовых ситуаций. Это впоследствии уменьшает другие проявления симптоматики – уменьшается тревожность, подозрительность, вспышки гнева и депрессию. Тем не менее, наиболее сложной задачей для специалиста при подобных расстройствах является установление доверительных отношений между пациентом и врачом. Именно успешная интеракция может принести результат, так как лечение расстройств личности – это длительный процесс.
Вовремя и правильно подобранное психотерапевтическое и фармакологическое лечение повышает качество жизни человека с такой трудной судьбой и «не оставляет места для терапевтического пессимизма».

Расстройство личности у мужчин

Невозможно однозначно утверждать, что для мужчин характерен тот или иной тип расстройства: на практике у мужчин встречаются самые различные виды расстройства личности. В частности, нередко это параноидное и шизоидное расстройство личности, относящиеся к категории А, также часто встречаются пограничное и антисоциальное расстройство.

При параноидном типе проявляется следующая симптоматика:

  • отсутствие нормальных отношений с окружающими людьми;
  • постоянные подозрения в отношении близких и родных;
  • зависть;
  • эмоциональная холодность;
  • замкнутость и излишняя серьезность.

Шизоидное расстройство личности проявляется следующей симптоматикой:

  • равнодушие к окружающим;
  • нелюдимость;
  • избегание шумных вечеринок и мероприятий;
  • отсутствие социальных контактов;
  • эмоциональная холодность;
  • черствость.

Пограничное расстройство личности проявляется:

  • импульсивностью;
  • частыми депрессиями;
  • склонностью к деструктивному поведению, направленному на себя – например, такие пациенты способны угрожать голодовкой, суицидом или иными увечьями, чтобы добиться желаемого;
  • отсутствие здоровой критики, способность идеализировать значимого человека;
  • эксцентричное поведение.

Антисоциальное расстройство личности проявляется:

  • безразличием;
  • безответственностью;
  • лживостью;
  • пренебрежением безопасности близких людей;
  • агрессией;
  • вспыльчивостью;
  • неспособностью вести себя в рамках устоявшихся культурно-социальных норм.

Следует отметить, что этот тип расстройства характерен для преступников, люди с таким нарушением часто попадают за решетку. Они совершенно не могут понять, зачем следовать правилам и моральным устоям и часто идут на преступления, пренебрегая своим будущим и безопасностью близких.

Подчеркнем, что любой тип расстройства личности требует длительной терапии. Как правило, это сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. В некоторых случаях может быть рекомендована трудотерапия или другие вспомогательные психотерапевтические методики. Это очень тяжелое заболевание, для того, чтобы увидеть прогресс в лечении могут потребоваться месяцы.

Расстройство личности у женщин

Для женщин наиболее характерно истерическое и нарциссическое расстройство личности. В первом случае будут проявляться следующие симптомы:

  • неадекватное поведение;
  • расстройства сексуального характера;
  • потребность побыть в центре внимания;
  • театральная речь;
  • излишняя драматизация ситуаций;
  • идеализация отношений;
  • склонность приписывать случайным знакомым серьезные намерения;
  • импульсивность;
  • эксцентричное поведение, яркие эмоции.

При нарциссическом расстройстве личности проявляются такие симптомы:

  • зависть;
  • склонность считать себя центром вселенной;
  • мечты о власти;
  • использование других людей для своей выгоды;
  • потребность в особом отношении к себе;
  • стремление завоевывать похвалу и признание от окружающих.

У женщин расстройство личности лечится так же, как и у мужчин – как правило, это сочетание фармакотерапии и психотерапии. Все препараты и методики подбираются индивидуально врачом-психиатром. Отметим, что как и в случае с пациентами-мужчинами требуется длительное лечение, в течение нескольких месяцев.

Расстройство личности у детей

Для детей обычно характерны тревожное и зависимое расстройство личности. Это связано с негативной обстановкой дома, в школе или другом окружении ребенка, насилием, моральными унижениями.

При тревожном расстройстве у детей отмечаются:

  • низкая самооценка;
  • неуклюжесть;
  • частые тревоги;
  • преувеличение проблем;
  • замкнутость;
  • неумение выстраивать социальные контакты.

При зависимом расстройстве личности у ребенка будут проявляться следующие симптомы:

  • роль жертвы в любой ситуации;
  • пассивность;
  • избегание ответственности;
  • низкая успеваемость в школе;
  • чувствительность к любой критике;
  • плаксивость;
  • замкнутость;
  • одиночество;
  • сильная неуверенность в себе.

Лечение в случае расстройства личности у детей подбирается с большой тщательностью – это щадящая фармакотерапия, длительная работа с психологом, постоянное наблюдение психиатра, а также дополнительные психотерапевтические методики (иппотерапия, спорт-терапия, снузелен-терапия и другие).

Общие методики профилактики различных расстройств личности

Разработанного стандарта по профилактике расстройств личности не существует, поскольку каждый человек индивидуален. Однако, существуют общие рекомендации от врачей-психиатров. Прежде всего, избегать негативного влияния стрессовых ситуаций. Если человек не владеет своими эмоциями и реакциями, можно проконсультироваться у психолога и получить психологические инструменты для адекватного реагирования на стресс и решения конфликтов.

Вместе с тем существуют предпосылки для развития расстройства личности, как правило, они связаны с психотипом человека, сформированным в детстве и юности, а также перенесенными психотравмирующими ситуациями. В этом случае необходимо наблюдаться у врача-психиатра и психотерапевта для поддерживающего курса психотерапии.


Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные .

I. К количественным нарушениям памяти относят гипермнезию, гипомнезию и амнезию .

Гипомнезия - общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий. Нередко гипомнезия сопровождается анэкфорией , когда больной не может вспомнить и хорошо известные ему факты (название знакомых предметов, имена родственников и т.д.), ответ будто «вертится на языке». Больной обычно осознает ослабление памяти и пытается ее компенсировать, используя мнемотехнику, узелки «на память», записи-напоминания, старается класть вещи на одно и тоже место и т.д. Основные причины гипомнезии — органические (особенно сосудистые) заболевания мозга, интоксикация при инфекционных и соматических заболеваниях, астенический синдром, депрессии.

Гипермнезия (термин Джеймса Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности. Примером гипермнезии служит уникальная память Соломона Вениаминовича Шерешевского , описанная нейропсихологом Р.А. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти», а также случай Джилл Прайс . В своем рассказе «Фунес, чудо памяти» аргентинский литератор Борхис попытался передать чувства, переживаемые людьми с гипермнезией:

Он помнил формы южных облаков на заре 30 апреля 1882 года и мог мысленно сравнить их с мраморным рисунком на кожаном переплете книги, на которую взглянул только раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения при Кебрачо… Воспоминания эти были непростыми — каждый зрительный образ сопровождался ощущениями мышечными, тепловыми и т. д. Он мог восстановить все свои сны, все фантазии. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню. Он сказал мне: «У меня одного больше воспоминании, чем было у всех людей в мире с тех пор, как мир стоит». И еще: «Мои сны все равно что ваше бодрствование… моя память, сударь, как сточная канава…» «Фунес, чудо памяти» Хорхе Луис Борхес

— утрата памяти. Амнезии подразделяются на:
1 генерализованная амнезия — вид амнезии, при котором не возможно установить временные рамки начала и конца болезни.

фиксационная амнезия — утрата памяти на текущие события.

фиксационная амнезия — спутник деменции

прогрессирующая амнезия — вид амнезии, при котором по закону Т. Рибо разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний и заканчивается все более и более отдаленными в прошлом событиями. Так И.В. Журавлев приводит в пример случай «сдвига в прошлое», когда пожилой мужчина начинает думать, что он живет в 60-х годах, когда он был молод, а живущая с ним под одной крышей дочь — это его жена.

2 локализованная амнезия (ограниченные) — вид амнезии с определенным временным периодом, на который утрачивается память.

Локализованные амнезии

уникальный случай Генри Густава Моллисона

антероградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие после травмирующего инцидента. Например, человек может не помнить первые дни, когда он вышел из комы.

ретроградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие до травмирующего инцидента.

конградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие на период измененного сознания (комы, онейроида, белой горячки, сумеречного состояния сознания)

смешанная амнезия

ретардированная амнезия (запаздывающая) — какой-то период времени или события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

палимпсест — утрата отельных событий и деталей своего поведения, возникающая в период алкогольного опьянения. Общий ход события в памяти сохраняется.


Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями,
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал — мне давай сообщать,
Что хозяйку ругал, всех хотел застращать,
Что я голым скакал, что я песни орал,
А отец, говорил, у меня генерал. «Антиалкогольная» Владимир Высоцкий

3 диссоциативная амнезия — вид амнезий, в основе которых лежат механизмы вытеснения.

селективная амнезия — избирательная потеря памяти, при которой пострадавший забывает отдельные события, произошедшие в течение ограниченного периода времени. Например, женщина, потерявшая ребенка, может не помнить своего ребенка и связанные с ним события, однако помнить нейтральные параллельные события.

тотальная амнезия — вид амнезии, при которой утрачивается вся информация, касаемая личности больного (имя, возраст, место проживания, информация о родителях и друзьях и т.д.).

II. К качественным нарушениям (парамнезии) относятся:

псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция — обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.

криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот. При этом подлинный источник информации нередко забывается. Например, пациент который услышал, что некто болел чем-то серьезным и вскоре от этой болезни умер, некоторое время спустя вспоминает, что это именно у него (или также у него) появлялись признаки соответствующей болезни и это он должен был умереть, но по счастливой случайности этого пока не произошло.

контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам.

Художественные фильмы, в которых персонажи страдают различными формами нарушения памяти:

50 первых поцелуев / 50 First Dates (мелодрама, 2004)
Вспоминать о прекрасном / Se souvenir des belles choses (драма, мелодрама, 2001)
Дневник памяти / The Notebook (драма, мелодрама, 2004 г.)

Енен / Н.Н. / Enen (драма, триллер; Польша, 2009 г.)

c438dddc4c5216c1730d269fef35fb2e

Змеиная яма / The Snake Pit (драма, 1948 г.)
Империя волков / L’empire des loups (триллер, 2005 г.)
Мой ревнивый парикмахер / Min misunnelige frisør
Морщинки / Arrugas (мультфильм, драма, 2011 г.)
Помни воскресенье (драма, мелодрама, 2013)
Потерянный / Un homme perdu / A Lost Man
Прежде чем я усну / Before I Go to Sleep (триллер, детектив, 2014)
Хочу обнять тебя / Dakishimetai: Shinjitsu no monogatari (мелодрама, 2014)
Эрик Кандель: В поисках памяти Статья подготовлена dr.Freud на основании лекции Игнатия Владимировича Журавлева, кандидата психологических наук, врача-психиатра, старшего научного сотрудника кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова



Загрузка...