transportoskola.ru

Приобщение детей к театру через игру. Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте фгос дошкольного образования. высшей квалификационной категории

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

Педагог должен использовать разные возможности, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся»; предложит малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками.

С настоящими театрализованными представлениями дети могут познакомиться в детском учреждении при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и силами педагогов, родителей и старших детей.

Педагоги могут инсценировать знакомые детям сказки, стишки и в повседневной жизни. Для этого можно использовать разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланеграфе), а также обыкновенные игрушки. Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Для этого лучше всего использовать знакомые детям сказки - «Репка», «Теремок», «Колобок», «Куроч- ка-ряба» и др. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малыши могут «тянуть» репку, в «Куроч- ке-рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает эмпатию, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.

Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).

Педагоги поддерживают интерес детей к музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях-, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.

Вопросы и задания 1.

В чем заключается художественно-эстетическое развитие детей в раннем возрасте? 2.

Какие приемы используют педагоги для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру? 3.

Охарактеризуйте развивающую среду, способствующую приобщению детей к разным видам художественно-эстетической деятельности. 4.

Назовите приемы, пробуждающие у детей интерес к участию в разных видах художественно-эстетической деятельности. 5.

Каким образом педагоги могут стимулировать развитие у детей творческого воображения?

Еще по теме ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ЛЕКЦИЯ XIII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности
  3. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
  4. ЛЕКЦИЯ XI. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в игровой деятельности
  5. ЛЕКЦИЯ IX. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой моторики рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками – это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили…

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

(Выразительные движения. 1. Ребенок изображает больного. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу. 2 Голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.)

По существу этюды – это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

ул. Молодежная, д. 37

Консультация для воспитателей по театральной деятельности

«Значение театрализованных игр для детей средней группы»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей«Театральная деятельность в детском саду»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Особенности его эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей:«Приобщение детей к театрализованной деятельности»

Составил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Д ошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 4 -5 лет у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, мы формируем интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребенок не хочет есть или спать). Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.Далее – небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке “Рукавичка” надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты. Затем можно предложить ребенку игры-имитации: “Покажи, как прыгает зайка”; “Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка”, “Покажи, как ходит петушок”.Следующий этап – отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем. Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет вашему ребенку? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.Для дошкольников 4-5 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра. У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет “актрису” по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр – это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки. В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Ольга Костыгина
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка .

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь .

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой

физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Результаты обследования детей

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, т. к. родители мало читают детям художественные произведения Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения , но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение .

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра , поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры , что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Я в своей работе использую театральную деятельность , которая пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями , прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий , необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей .

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель , а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста , уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность , в частности в театрализованную игру , позволит привить интерес к восприятию художественной литературы , а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Именно поэтому была поставлена цель : Прививать интерес дошкольников к художественной литературе , через театрализованную деятельность .

Задачи :

1. Создать систему работы по приобщению детей к книге .

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову .

4. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников , в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.

5. Формировать нравственные качества личности дошкольников , такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Принципы работы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в проект . Это самый ответственный принцип : если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, сложного задания.

3. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы , которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности

Этапы работы

Для эффективной работы и решения поставленных задач вся деятельность была разбита на 3 этапа

этапы Практические формы работы с детьми Практические формы работы с родителями

1. Информационно-аналитический Организация выставки книг в книжном уголке

Просмотр иллюстраций в книгах

Подбор методической литературы

Подбор дидактических игр анкетирование

Разработка перспективного плана

2. Внедренческий чтение книг

Беседы по прочитанному.

Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

Выразительное чтение

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Дидактические игры.

Элементы инсценирования.

Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

Изготовление масок, костюмов.

Создание книжек - малышек родительские собрания;

Консультации;

Семинары-практикумы;

Выставки детской литературы ;

Дискуссии;

Анкетирование;

Фотопрезентации.

Участие родителей в литературных конкурсах , в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок

Изготовление масок, костюмов

Создание книжек - малышек

3. Оценочный театральная постановка сказки

Наблюдение за деятельностью детей

Опрос совместные досуги, праздники;

Анкетирование

Ожидаемые результаты

1. Создание и апробирование системы работы по приобщению детей к книге , через театрализованную игру .

2. Оказание помощи родителями в решении проблемы

3. Заинтересованность детей в изучении русских народных сказок, потешек, басен.

4. Выражение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек через театральную деятельность .

Возможные проблемы (риски)

Риски Пути преодоления

Нет постоянно обновляемой библиотеки в детском саду Взаимодействие с сельской и районной детской библиотекой

Недостаточно литературы , методических материалов по проблемам детского чтения Изучение опыта работы других детских садов

Небольшое разнообразие игрушек и атрибутики для театрализованной игры Взаимодействие с родителями

Отсутствие театра в нашем городе Приглашение детских выездных театров в детский сад

Результативность опыта.

Я считаю, что в результате работы создана система работы по приобщению детей к книге , удалось познакомить детей с жанрами художественной литературы . Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст. Дети охотно составляют свои сказки, дети осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера) Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Мои воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг дошкольников показал , что более 95% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

С ребятами проводится большая системная работа.

В течение 4 месяцев я знакомила детей с устным народным творчеством (былины, сказки) . Воспитанники пересказывали, изображали прочитанное в рисунках, лепили героев используя пластилин, глину, совместно с родителями делали поделки из природного материала, шили костюмы, репетировали роли любимых героев, показывали сказки.

Ирина Бахарева
Приобщение детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста .

Театрализованная деятельность в детском саду даёт возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей , помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные : с художественным образованием и воспитанием детей ; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Проблема развития творческой активности и игровых умений детей дошкольного возраста в театрально – игровой деятельности нашла отражение в трудах таких известных отечественных педагогов и психологов, как А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина, Э. Г. Чурилова, О. А. Белобрыкина, Е. В. Мигунова и др.

Работу по приобщению дошкольников к театрализованной игре я начала с создания развивающей среды в группе, которая способствовала развитию театрально – игровой деятельности детей . В театрально – игровом центре расположила различные виды театров : бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе , театр кружек ; реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей; набор кукол, элементы костюмов, маски; поставила красивую ширму для показа кукольных спектаклей. В литературном уголке разместила книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – панорамы, музыкальные книги и очень любимые детьми книги на колёсах.

Приобщение дошкольников к театрально – игровой деятельности невозможно без участия родителей. Привлекая родителей к театрализованным играм , подчёркивала успехи детей , это способствовало возрождению семейной традиции устройства домашнего театра . Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов – приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью , радостными ожиданиями. Давала советы родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности детей , приобретённый ими в детском саду , при проведении семейных праздников. Это способствует повышению уровня самоуважения у детей , они чувствуют свою значимость в семье, проявляют эрудицию, творчество.

Так как театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, то при этом должна обязательно учитываться психологическая комфортность. При приобщении дошкольников к театрально – игровой деятельности необходимо придерживаться следующих правил : театрализованные игры различны по своему содержанию и имеют разнообразную тематику; ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса; максимальная активность детей во время подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрально – игровой деятельности .

Публикации по теме:

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для педагогов «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе.

Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке «Колобок» Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке "Колобок" в младшей группе A «Грибочки» в МБДОУ - "Детский.

Загрузка...