transportoskola.ru

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду. учебно-методический материал на тему. Воспитание культурно - гигиенических навыков. Планирование. Подготовительная группа Цель культурно гигиенических навыков в подготовительной группе

Введение

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков и умений является одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Актуальность : формирование у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания и культурного поведения - одна из задач успешной адаптации в обществе и в охране их здоровья.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию навыков самообслуживания. Приобщение дошкольников к формированию навыков культурно-гигиенических навыков - это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Задачи формирования культурно - гигиенических навыков

Успешное формирование культурно - гигиенических навыков решается через следующие задачи:

  • - формировать умения овладевать культурно-гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания;
  • - побуждать детей к самостоятельности;
  • - оснастить предметно - развивающую среду учебно-дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • - разработать методические рекомендации по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • - повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык». Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Принципы формирования культурно - гигиенических навыков.

К принципам формирования культурно - гигиенических навыков относятся:

  • - системный подход;
  • - планомерность и непрерывность;
  • - развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • - целостность подхода педагогов и родителей к формированию культурно - гигиенических навыков.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Методы формирования культурно - гигиенических навыков.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и «Девочка чумазая». На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.)

Формы работы с родителями.

Обязательное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Следующим условием выработки культурно - гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Стремление взрослых все делать за ребенка, нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не формируется. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в ДОУ и в семье.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Культура еды.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Формирование навыков самообслуживания.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети уже начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении в течение всего дошкольного детства. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

Куклы и игрушки в помощь.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В процессе обучения навыкам самообслуживания в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют дидактические игры: «Что нужно кукле?», «Что это?», «Мокрые рукава и полотенце», «Грязные и чистые руки», «Какой формы мыльце?», «Госпожа зубная щетка», «Путешествие в город предметов чистой гигиены» и пособия: кукла Маша - растеряша, Хрюша - грязнуля, Кот - чистюля.

Прогнозируемый результат.

У детей дошкольного возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

  • - ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
  • - самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
  • - имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • - умеет замечать непорядок в одежде и устранять его;
  • - ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

  • - родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
  • - принимают активное, живое участие в жизни группы;
  • - проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
  • - проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
  • - осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

B.C. ГОЛИЦЫНА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Введение

Предлагаемый вариант планирования разработан на основе содержания, определенного разными комплексными программами с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательные учреждениях. В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые, на наш взгляд, целесообразно планировать перспективно - на месяц или квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность; в зависимости от погоды (наблюдения за природными явлениями), настроения «состояния детей (инициирование сюжетно-ролевой игры), содержания учебного материала на занятиях (ознакомление с окружающим), отдельных проявлений в поведении детей (воспитание культуры поведения и положительных черт характера) и т.д. Отдельные направления воспитательно-образовательного процесса, такие как воспитание культурно-гигиенических навыков и частично труд (самообслуживание), предлагается планировать на квартал. Формирование этих навыков - длительная и кропотливая работа не одного дня.

Помимо содержания работы на месяц или квартал в пособии указаны примерные методические приемы, которые не претендуют на безусловное использование, но помогут воспитателям, особенно начинающим, реализовать предлагаемое содержание. Общие приемы - указание, напоминание, пояснение и т.п., - как правило, не указываются, так как в ходе воспитательно-образовательного процесса используются постоянно.

Предлагаемое в перспективном плане содержание может быть впоследствии дифференцировано в календарном плане в соответствии с основными видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально-художественная. Именно в такой структуре разработано пособие «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста», в котором выделены все разделы предлагаемого перспективного планирования и отведено место для календарного плана.



В настоящем пособии частично представлена область «Здоровье» и не представлены такие образовательные области, как «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение», «Музыка», содержание работы по которым, на наш взгляд, целесообразно планировать календарно.

Перспективное планирование занятий с детьми средней группы представлено в книге Н.С, Голицыной «Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы».

Здоровье

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Данные приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они; используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Ниже приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Первый квартал
Питание Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков, руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ёжика»
Одевание - раздевание Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свой вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки», С. Прокофьева «Сказка про башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике»
Умывание Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком Дидактические игры: «Поучим Винни - Пуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»
Содержание в порядке одежды и обуви Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым Показ приемов работы, объяснение, напоминание
Второй квартал
Питание Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Одевание-раздевание Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение Чтение: 3. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Как петушок разбудил утром детей», «Уложим куклу спать»
Умывание Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются». Чтение: потешка «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая». Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте
Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
Третий квартал
Питание Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, Доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным, есть мясо, рыбу, котлеты Чтение: потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Как мишка учился кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»
Одевание-раздевание Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому Дидактические игры: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Умывание Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем»
Содержание одежды и обуви в порядке Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь Дидактические игры: «Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»
Четвертый квартал
Питание Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»
Одевание-раздевание Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»
Умывание Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки»
Содержание одежды и обуви в порядке Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде Дидактическая игра «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

Безопасность

Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с программой Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», предполагающей содержание знаний и навыков детей по нескольким блокам. В предлагаемом варианте перспективного планирования выделены 4 блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общение с незнакомыми людьми. Содержание программы по обеспечению комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планировании.

Младшие дошкольники недостаточно самостоятельны в своих действиях, в большей степени, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому вопросы их безопасности дома и на улице города в настоящем пособии предложены достаточно фрагментарно. В связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченными возможностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей, этот блок представлен не ежемесячно.

Темы Содержание Методические приемы
Сентябрь
«Ребенок и его здоровье» Хорошо быть здоровым Рассказ воспитателя о здоровье. Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», С. Капутикян «Маша обедает», Е. Янковская «Я хожу в детский сад». Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Узнай и назови овощи», «Куда положить урожай зайчика», «Угадай на вкус», «Назови правильно»
«Ребенок на улице города» Мы по улице идем Рассказ воспитателя о правилах дорожного движения
Чтобы был порядок, все должно лежать на своих местах Беседы: «Что где лежит», «Как мы убираем игрушки». Дидактические игры: «У нас порядок», «Куда положить предмет». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
«Ребенок и другие люди» С кем ты приходишь в детский сад Беседа о членах семьи ребенка
Октябрь
«Ребенок и его здоровье» Как надо одеваться, чтобы не болеть Показ последовательности одевания. Рассказ воспитателя. Чтение потешек. Дидактические игры: «Покажем мишкё, как правильно одеваться, чтобы не простудиться», «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевая игра «Семья»
«Ребенок на улице города» Какие бывают машины Целевая прогулка по. улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Машины на нашей улице». Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же». Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк». Продуктивная деятельность: «Построим автобус (машину)»
«Безопасность ребенка в быту» Домашние " животные - наши друзья Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем». Конструирование: «Больница для зверюшек»
«Ребенок и другие люди» Родители и чужие люди Беседа «Моя семья и другие люди»
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье» Овощи и фрукты - полезные для здоровья продукты Рассматривание овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вкусные и полезные фрукты». Дидактические игры: «Назови правильно овощи и фрукты», «Найди картинку». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Продуктивная деятельность: «Консервированные овощи в банке»
«Ребенок на улице города» Кто водит машину Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
«Безопасность ребенка в быту» Можно - нельзя Беседа о правилах поведения в группе
Декабрь
«Ребенок и его здоровье» Чистота и здоровье; важность гигиенических процедур Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца»
«Ребенок на улице города» Поведение в транспорте Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте». Моделирование проблемных ситуаций
«Безопасность ребенка в быту» Доброжелательное отношение к товарищам Наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций об играх детей. - Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, об умении делиться игрушками. Дидактические игры: «Как мишка играл с белочкой», «Нельзя драться»
Январь
«Ребенок и его здоровье» Мое тело: знание о частях тела Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Игра-шутка «Мое тело»
«Ребенок на улице города» Как вести себя на улице Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы»
«Безопасность ребенка в быту» Спички не тронь, в спичках огонь Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: К. Чуковский «Путаница»
Февраль
«Ребенок и его здоровье» Чтобы вырасти большим Рассказ воспитателя о правильном питании и соблюдении режима. Дидактическая игра «Что мы делаем утром (днем, вечером)»
«Ребенок на улице города» Сигналы светофора Целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Как переходить улицу». Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход». Дидактическая игра «Что говорит светофор». Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус» Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус»
«Безопасность ребенка в быту» Опасные таблетки Беседа о правилах обращения с лекарствами
Март
«Ребёнок и его здоровье» Витамины полезны для здоровья Рассматривание овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о витаминах. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Покажи такой же». Сюжетно-ролевая игра «Больница», Продуктивная деятельность: «Слепим витаминки»
«Ребенок на улице города» Правила перехода через дорогу Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как нужно переходить через дорогу». Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру»
«Безопасность ребенка в быту» Чтобы не было беды Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о правилах обращения с электроприборами. Дидактические игры: «Найди и назови», «Что для чего», «Можно - нельзя»
Апрель
«Ребенок и его здоровье» Мы любим физкультуру Рассматривание фотографий занятий физкультурой. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Ребенок на улице города» Если ты потерялся на улице Рассказ воспитателя. Упражнение «Если ты потерялся»
«Безопасность ребенка в быту» Опасные предметы, правила обращения с ними Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.п., беседа по ним. Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя»
Май
«Ребенок и его. здоровье» Мое тело: знание об органах чувств Рассматривание иллюстраций. Рассказ-беседа «Что для чего». Дидактическая игра «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайца)»
«Ребенок на улице города» Правила пешехода Рассказ воспитателя. Беседа «Вспомним важные правила». Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность приобщении с незнакомыми животными Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками». Рассказ воспитателя. Чтение: загадки о собаке и кошке
«Ребенок и другие люди» Мы едем отдыхать Беседа о поведении с незнакомыми людьми
Июнь-август
«Ребенок и его здоровье» Мы выросли и стали крепкими и сильными Рассматривание фотографий. Беседа о здоровье. Знакомые дидактические игры по желанию детей
«Ребенок на улице города» Пешеходы-малыши Целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций. Беседы о правилах поведения на улице и в транспорте. Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Найди и назови». Сюжетно-ролевые игры: «Поедем на дачу», «Едем в автобусе»
«Безопасность ребенка в быту» Съедобные и несъедобные грибы Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: «Красивый, но опасный мухомор», «Съедобные грибы»
«Ребенок и другие люди» Закрепление полученных знаний Рассматривание иллюстраций. Знакомые дидактические игры

Социализация

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью предлагается примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.

Система формирования игровых навыков предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, показ игровых действий, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Поэтому о них речь не идет. В настоящем пособии указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей.

Название игр Содержание игровых навыков и умений Методические приемы
Сентябрь
«Семья» Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать Рассматривание иллюстраций. Чтение: С: Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты. Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»
«Строительство» Строители строят дома для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Построим зайке домик». Продуктивная деятельность: «Заборчик для лисички»
Октябрь
«Семья» Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок». Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Поликлиника» Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций. Беседа « Как доктор лечит детей ». Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха». Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»
Ноябрь
«Семья» Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты Чтение: колыбельные песни. Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле выбрать покупку». Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки»
«Магазин» Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателями
«Транспорт» Шофер возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей Беседа «Как машины ездят по улице». Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине»
Декабрь
«Семья» Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Елочка», Е. Ильина «Наша елка». Дидактические игры: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед». Продуктивная деятельность: «Шарики на елке», «Расческа для Пушистика»
«Парикмахерская» В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет: он вежлив и внимателен
«Транспорт» Дети едут на экскурсию по городу, рассматривают празднично украшенные улицы Целевая прогулка на улицу. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Что мы видим на картинке», «Расскажем зайке про нашу улицу»
Январь
«Семья» Папа - шофер, работает на грузовой машине, заправляет ее бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит ее к врачу Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Где работает папа», «Что делать, если кто-то заболел». Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходёр «Шофер». Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как работает шофер»
«Строительство» Строители строят дом, гараж, башню, украшают дома к празднику Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Февраль
«Транспорт» По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте»
«Магазин» В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары Целевая прогулка к магазину. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Как мы будем покупать продукты»
«Строительство» Строители строят гараж для машин, дом для игрушек Рассматривание деталей строительного материала. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Как построить дом для кукол»
Март
«Семья» Праздник 8 Марта поздравление мам, праздничное угощение Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного 8 Марта
«Поликлиника» Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает детям витамины Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования. Дидактическая игра «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»
«Кафе» В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вы ходили в кафе». Дидактическая игра «Мы пришли в кафе»
Апрель
«Детский сад» Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках, играем на чистом участке Наблюдение за проведением субботника. Беседа «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»
«Магазин» В магазине продаются игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями Дидактические игры: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»
«Парикмахерская» Мастера стригут, причесывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»
Май
«Семья» Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие) Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я переезжала на новую квартиру». Беседа «Как нужно встречать гостей»
«Транспорт» Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофер помогает переносить их в новый дом, устанавливать в комнатах Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя. Чтение: Н. Павлова «На машине». Дидактическая игра «Что везет машина»
Июнь-август
«Семья» Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание Рассматривание картин и иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я жила на даче». Чтение: Я. Тайц «По грибы»
«Транспорт» Автобусы везут детей из детского сада на дачу Рассматривание иллюстраций. Беседа «Куда можно поехать на автобусе»
«Детский сад» Дети из детского сада переехали на дачу Рассказ воспитателя «Как я работала в детском саду на даче». Чтение: Г. Билл «Новичок на прогулке»
«Магазин» В магазине продаются разные товары Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие бывают магазины», «Что и как продается в магазине». Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

на 2015 - 2016 учебный год

Старшинова Валерия Михайловна,
ГБОУ детский сад № 95 компенсирующего вида

Режимные процессы

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру-ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом ма-сло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек

Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Второй квартал

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения вовремя еды»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и пра-вильно умываться, насухо вытираться по-лотенцем, взяв его из шкафчика и развер-нув на ладошках

Игра-драматизация по произве-дению А. Барто, П. Барто «Девоч-ка чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав-шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке

Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Третий квартал

Питание

Закреплять умение правильно пользовать-ся столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не пере-кладывая их из руки в руку, есть с закры-тым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды - серьезное

дело»

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и акку-ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе-щения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, прояв-лять желание помочь им совершенство-вать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Четвертый квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья

Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН - процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столом Одевание-раздевание Уход за вещами и постелью Водные процедуры
Первый квартал (первая четверть)
  • отрабатывать навык пользования вилкой;
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы);
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу;
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук;
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой;
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце;
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал
  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно;
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами.
Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу - кукле Чистюле.
  • учиться чистить и просушивать обувь;
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались;
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.
Третья четверть Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).
  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает;
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде;
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности;
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.
Четвёртый квартал Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.
  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать;
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли);
  • учиться следовать порядку при заправке кровати;
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.
Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия - наглядность, игры, практика - применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей - каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой - настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло);
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода);
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья,
    Он руками ест варенье.
    Слиплись пальцы у Серёжи,
    Приросла рубаха к коже.
    Ног от пола не отнять,
    Рук от ног не оторвать.
    Слиплись локти и колени,
    Уши склеило варенье.
    Раздаётся жалкий всхлип –
    Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться);
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены - твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки);
  • демонстрация (любой навык - пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом);
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игры

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:


Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе

Название (оборудование) Цели Ход игры
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов). Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду.
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).
  • обобщить знания ребят о ЗОЖ;
  • развивать монологическую речь.
Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры.
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать).
Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами).

Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

Практические приёмы

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом);
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.

Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно .

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана - поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Временной промежуток Темы Методические приёмы
Первая четверть «Как кушать вкусно»;
  • беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»;
  • чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
«Я сам»
  • беседа «Каждой вещи - своё место»;
  • чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам»;
  • дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
«Вода, мыло, полотенце»
  • чтение: И. Ищук «Мои ладошки»;
  • дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо мыть руки и умываться».
«Укладываем кроватку спать»
  • дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Вторая четверть «На приёме у короля»
  • беседа «Культура поведения вовремя еды»
«Каждой вещи своё место»
  • беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
«Чистота»
  • беседа «Как заботиться о своей одежде»;
  • чтение: Д. Крупская «Чистота».
«Не хотим мы быть чумазыми»
  • игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая».
Третья четверть «Поведение за столом»
  • беседа «Культура еды - серьёзное дело».
«Почему важно одеваться самому»
  • чтение: М. Зощенко «Глупая история».
«Любим купаться»
  • чтение: Е. Винокуров «Купание детей».
«Зачем нужна гигиена»
  • беседа «Чистота - залог здоровья»;
  • дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»;
  • продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.
Четвёртая четверть «Культура поведения за столом в общественных местах и дома»
  • чтение: О. Григорьев «Варенье»;
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе».
«Письмо от Неумейки»
  • чтение: Я. Аким «Неумейка».
«Нам не всё равно!»
  • чтение: Т. Кожомбердиев «Всё равно».
«Борьба с оторванными пуговицами»
  • показ;
  • продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Совершенствовать умения:

  • Держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем,
  • есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Закреплять умение:

  • намазывать ножом масло на хлеб
  • отрезать кусочек мяса, сосиски.

Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке

Закреплять

  • умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
  • полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения

  • правильно пользоваться столовыми приборами,
  • есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,
  • есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Одевание-

раздевание

Закреплять умения:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
  • правильно размещать свои вещи в шкафу,
  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,
  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:

  • самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
  • просьбу о помощи выражать словесно, обращаясь к детям или взрослому, не забывать говорить «пожалуйста» и благодарить.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

Не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умение:

  • аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
  • выворачивать рукава рубашки или платья,
  • расправлять одежду,
  • аккуратно ставить обувь.

Совершенствовать умения:

  • наводить порядок в своем шкафчике.
  • Аккуратно развешивать вещи в шкафу.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.

Умывание

Совершенствовать навыки:

  • намыливать руки до образования пены,
  • тщательно смывать,
  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,
  • вешать полотенце на место,
  • пользоваться индивидуальной расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком.

Совершенствовать умения :

Закреплять умение:

Совершенствовать умения:

  • быстро и аккуратно умываться,
  • соблюдать порядок в умывальной комнате.

Закреплять умение:

  • мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

ние

в порядке

одежды

и обуви

Совершенствовать умение

  • заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом.

Учить:

  • просушивать и чистить свою одежду,
  • мыть, протирать, чистить обувь
  • пришивать оторвавшиеся пуговицы

Принимать участие в смене постельного белья:

  • стелить чистую простыню
  • надевать чистую наволочку

Формировать привычку

следить за своим внешним видом

Напоминать товарищам

о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им

Принимать участие в смене постельного белья:

  • стелить чистую простыню
  • надевать чистую наволочку

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

Мет-е приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дид. упражнения («Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи», «Расскажем малышам, как надо умываться», «Как правильно заправлять кровати», «Как помочь товарищу»), худ-е произведения; беседы «Вспомним, как надо правильно кушать», «Каждой вещи – свое место», «Культура поведения во время еды», «Наводим порядок в шкафу для одежды», «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьезное дело», «Как помочь товарищу», «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото»; чтение И.Ищук «Мои ладошки», С.Махонин «Завтрак», А.Барто «Девочка чумазая», Д.Крупская «Чистота», Д.Грачев «Обед», Е.Винокуров «Купание детей»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. I квартал

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.)

1.Беседы:

«Будь всегда вежлив»

«Вспомним правила вежливости»

«Ласковое слово и кошке приятно»

2. Чтение:

С. Маршак «Двенадцать месяцев»,

С.Михалков «Ежели вы вежливы»

В.Осеева «Волшебное слово»

3. Обыгрывание и обсуждение ситуаций:

«Ты пришел утром в детский сад»

«Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»

«Разные формы приветствия и прощания»

4. Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией.

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»

Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»

Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»

Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»

Положите

льные моральные качества

Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»


Загрузка...

Последние статьи

Реклама