transportoskola.ru

Роль примера святых в воспитании детей. Принципы православного воспитания мальчиков на примере Цесаревича Алексея. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию,любви к родителям, любви к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ»

Пузина Наталья Николаевна, МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель, ХМАО «Югра»

Аннотация

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то в впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.

Сегодня во многих регионах России предмет «Основы православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) уже введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.

По данным социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находиться в генетической памяти народа.

Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых и героев отечественной истории. Понимание феноменов христианской культуры как отражающих идеал святости был доступен в дореволюционной России ребенку любой среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления в содержании школьного образования материалов, раскрывающих духовную основу русской истории, понимания в ней феномена святости невозможно решать задачи нравственного воспитания подрастающих поколений. До настоящего времени из школьных учебников дети лишены возможности узнать о духовной основе героических действий Александра Невского и Дмитрия Донского, которые являются не только русскими князьями, но и святыми благоверными Русской Православной Церкви, преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли Русской, воинов-схимников Пересвета и Осябли и других выдающихся личностей русской истории, воплотивших в своей жизни идеал святости.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

При подборе материала для занятий необходимо учитывать психологические особенности школьников.

В связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Младшие школьники с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакомятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда те просят его остаться дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). А любовь к животным оказалась сильнее страха и у него появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. И даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был - тихим, кротким, работящим…

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования.

Опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, презентации, а также иконы.

Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

В воспитании подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Кроме того, этот пример - надежная прививка против заражения детского сознания фетишизма и идолам либерального общества. Ведь святые - это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в их житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса - веры во Христа. А что может быть важнее для человека, чем жизнь по вере и совести. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста: «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы,… столбы и надписи но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

  1. Е.И. Смольникова, «Я иду на урок в начальную школу», Москва, «Знаки», 2006.
  2. Л. Л. Шевченко, «Православная культура», Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

Елена Боброва
«Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Боброва Е. Л. ,

Воспитатель,

МБДОУ детский сад №72 «Акварель»

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и , в частности, Святитель Иоанн Златоуст , характеризует тяга и любовь к святости , которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых , и воспитывать на их примерах .

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущего, не зная прошлого.

Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых . Вот почему обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России , особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях.

Целью педагогической работы является :

Приобщение детей к истокам православной культуры;

формирование конструктивного отношения к миру, людям и себе.

Для достижения данной цели в работе по духовно -нравственному воспитанию детей были поставлены следующие задачи :

формировать целостное духовно –нравственное и социально–личностное развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры ;

Содействовать формированию у детей духовном мире , о житии святых , знакомить с основными религиозными понятиями;

Воспитывать у детей уважительное , милосердное, внимательное отношение к родным, навыки доброжелательного и добродетельного поведения .

За основу работы взята программа «Мир – прекрасное творение» - к. п. н. старшего научного сотрудника лаборатории русской школы КГУ Гладких Любовь Петровны, архимандрита Зиновия (А. А. Корзинкин, Владимира Михайловича Меньшикова. Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно нравственное воспитание ребенка.

Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.

При организации непосредственной образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности детей и необходимо помнить, что уровень нравственного и духовного развития у всех разный – это связано с условиями воспитания и образом жизни его семьи.

При всем внимании к возрасту детей , жития святых нельзя упрощать , искажать, сводить их к волшебной сказке.

В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, использую в работе те события из жизни святых , которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых . Так, на примере жития Сергия Радонежского учу детей терпению , старанию, послушанию, любви к родителям (например , когда родители просят остаться его дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). Можно учить любви к животным, ведь она у святого оказалась сильнее страха, и так появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. Можно учить трудолюбию, ведь даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…

Для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы : почему человек так поступил? К чему это могло привести?

Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним : актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни , тем больше в это погружаются и его воспитанники.

В своей работе широко использую наглядность (различные репродукции, иконы) ; она в значительной степени облегчает процесс духовно -нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например , репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы » , сцены из жития святых . Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире .

Прогулки, экскурсии и совместная деятельность с детьми были выделены в отдельное направление в работе, определив их как предварительную форму работы . Например , при изучении темы «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы » рассказала детям о празднике, о том, что Пресвятая Богородица – Заступница за весь мир, что событие произошло далеко в теплой стране, где когда-то давно жила сама Пресвятая Богородица . Предложила детям послушать стихотворение Виктора Афанасьева «Небесные паломники» и подумать, почему поэт сравнивает журавликов с паломниками. Дети рассказали о том, что Иисус Христос и Пресвятая Богородица жили в теплых странах, куда осенью улетают перелетные птицы. Дети ответили без труда, так как была проведена предварительная работа на прогулке, где наблюдали за изменениями в природе : за осенним нарядом деревьев, за отлетом птиц, слушали рассказ о теплых странах, стихи об осени, собирали разноцветные листья – все это послужило богатым материалом для будущей непосредственной образовательной деятельности и оказало помощь в становлении творческой личности ребенка.

Большинство детей , которые ходят в детский сад, растут в домах, где нет икон, поэтому знакомство дошкольников с искусством иконы просто необходимо, ведь икона говорит не только о виденном, но и о том, что внутри нас, связывая прошлое и настоящее.

При ознакомлении детей с иконой , читаются рассказы о христианских праздниках : Рождестве, Крещении Господнем, Пасхе, о традициях проведения их на Руси. Такая работа содействует знакомству детей с основами духовно -нравственных традиций русского народа.

Так на примере жития святого Георгия Победоносца , покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, рассказала детям о том, что святой Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах. Среди героев России был человек, который носил имя святого . Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец .

То не гром прогремел в тишине

То не сдвинулись тучи седые

То Георгий на белом коне

Снова встал на защиту России….

Такая работа формирует у детей представление о героизме, развивает эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

За время работы над темой «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых » было проведено несколько тематических развлечений и театрализованных представлений : «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола» , «Покровская ярмарка» , «День матери» , «Свет Вифлеемской звезды» , «Крещение Господне» . Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали , к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста : «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы… столбы и надписи, но и добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

, изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей. Но потом я подумал и понял, что он прав. Если у священника неблагополучно в семье, ему очень сложно делать Божие дело. Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: "Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется. И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своем доме, семье. Жена, семья даются батюшке один раз в жизни. Он не может жениться вторично, и он особенно должен беречь свою матушку и помогать ей. Свято место пусто не бывает, на любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

В современном мире, где осталось так мало любви, семья - тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей - детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, - а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они - чада Божии и только потом - наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви - самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест - не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука "9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один "афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме "Антикиллер» главный герой, "рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью "Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах - даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17–20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня - нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: "С осины не собирают апельсины» и "Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать "хорошее» и "плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет - первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может - скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья - это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: "Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений» . "Когда семья вместе - тогда душа на месте», - говорит народная мудрость.

Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей - недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

Один папа рассказывал: "Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства - самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка - целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок - только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

И напротив, дети, которым родители твердят: "Ты у меня глупый, неумеха, толстый», "Ничего хорошего из тебя не выйдет», - вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно "но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. …Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель - пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: "Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: "Ты зачем разбил вазу?» - "Я не хотел…» - "Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: "Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос - таков и ответ .

Частая ошибка - делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет - сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут - сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас - смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров "за» и "против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное - не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва - часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное - все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством - любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок - это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: "Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним "Верую», "Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: "знать, как “Отче наш”».

В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад - скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло - само по себе воспитание.

Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу "Фома» говорит: "Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: "У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них… Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете - от старших к младшим» .

Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

В том, что наши дети невоспитанны, жестоки, бесчувственны, подвержены дурным порокам, многие винят сегодняшнее время, испорченность его духа.

Наш век – время разгула произвола, самочиния, так называемой «свободы», а на самом деле разнузданности и разврата. Утрачен авторитет родителей, старших, начальства, нет доверия ни к кому. Везде ложь и лицемерие, потеряны честь и совесть – они обесценены. В почете материальные богатства. Да, этот страшный дух времени растлевающее действует на детей и на подрастающее поколение. Но, тем более, возрастает роль родителей в домашнем воспитании детей.

Как предохранить ребенка от дурного влияния столь многих факторов нашего времени? Прежде всего собственным примером.

Если родители сами не почитают Бога, Его Церковь, с насмешкой говорят о всех авторитетах – гражданских, церковных; иронизируют и подвергают все сомнению при детях – каким образом ваш ребенок будет уважать вас – отца и мать? Он, естественно, потеряет уважение к родителям, к их власти над ним.

Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, искореняйте его сначала в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не забывайте о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, насколько вредна так называемая «свобода» как взрослым, так и детям. Говорят, что человека нельзя ни в чем принуждать – ни в вере, ни в учении. Какой же это вздор! Что же из такого, «свободного», по своей воле живущего, человека может выйти доброе? Ведь мы все принуждаем себя ко всему должному и полезному, к исполнению своего долга, обязанностей, а детей – к учению, к молитве, ко всякого рода делам. А если этого не делать, то что выйдет из наших детей? – Ленивцы, шалуны, которые, к тому же, научатся всякому злу и себялюбию.

1. Лучшее наследство родителей детям – доброе воспитание.

2. Воспитание детей нужно начинать с появления ребенка на свет.

В ребенке в процессе воспитания должно искореняться все дурное и насаждаться добрые начала.

Нет – своеволию, упрямству, лжи, обману, проявлениям наклонности к лени, лакомствам.

Да – благоговению перед Богом и молитве; послушанию и аккуратности, справедливости и откровенности, терпению и умению поступиться собой – самоотвержению.

Дети – не главные в вашем доме, они ваши помощники во всем . Вы, родители, всегда для них старшие, но не товарищи, подруги, а родители – Отец и Мать. И так должно быть с самого раннего возраста ребенка и на всю его оставшуюся жизнь.

Никогда дети не побеждают родителей, всегда слово старших – последнее.

Если в дальнейшем ваши дети, повзрослев, сбиваются с истинного пути и соблазняются дурными примерами – значит, родители с малых лет не занимались религиозным воспитанием ребенка, не учили его страху Божию .

Кто из детей с младенческих лет воспитан в христианском благочестии и набожности, то даже впоследствии нравственно развратившись, вспоминает те уроки и наставления, полученные им от родителей в детстве. Очень многие отвращаются от греховной жизни и встают на правильный путь.

Если ваши дети непочтительны и непослушны , то вы, родители, неумело воспитывали вашего ребенка, часто сами подавая дурной пример своим детям. Во-первых, не подавляли их самолюбия, давали волю во всем – в их капризах и хотениях. Во-вторых, в вас, матери и отцы, не было согласия между собой в своих запрещениях или ограничениях ребенку. В-третьих, вспышки, резкое проявление гнева, брань одного из родителей не содействовали уважению и почтению к вам ребенка, а поселили только страх в его душе и еще склонность к обману – «чтобы папа не ругался».

Нет согласья между родителями, ссоры, скандалы при ребенке – как бы вы ни старались привить что-то ему доброе, – ребенок не будет слушать ни вас, ни других членов семьи, семейный авторитет для вашего чада будет равен нулю.

Если дети ваши склонны к обману (но не фантазии – у маленьких это свойство их психики, например, «я видел слона, он со мной поздоровался» и т. п.) и лицемерию, то, во-первых, вы не научили любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему; во-вторых, не относились с полным доверием к ребенку, не верили ему на слово, а требовали подтверждения сказанного; в-третьих, сами во всех ваших словах и делах не были правдивы, т. е. обманывали и лицемерили (например, при госте говорили ему комплименты, высказывали любовь, а когда он уходил, «поливали» ушатом нелицеприятных слов при ребенке, т. е. только прикидывались друзьями.

Необходимо приучать детей ненавидеть ложь ; говорите ребенку, что Бог запретил лгать, каждая ложь – грех пред Богом. Одна из причин, почему ребенок приучается говорить неправду, – снисходительность родителей. Так, если он сделал что-то дурное и не признается в этом, начинает врать – необходимо наказать ребенка, так он поймет, что это плохой поступок.

Если ваши дети недовольны вами , упрекают вас за то, что вы не смогли обеспечить им хорошую жизнь, не оставили денег, квартиры, и они сами всего должны добиваться в жизни, то, уважаемые родители, вы забыли с детства приучать их к непритязательности, довольствоваться тем, что имеют. Вы, родители, не радели о духовных началах в семье, считали первым делом накормить, обуть и одеть ребенка, и все. Поэтому с младенчества не изнеживайте детей, всячески укрепляйте физически, воспитывайте выносливость (не кутайте, не делайте слишком мягкой постели, не позволяйте долго спать и т. д.).

Бедные родители должны приучать детей добровольно и терпеливо переносить бедность и нужду по примеру Иисуса Христа. Вот что они могут говорить своим детям: «Не бойся, мой сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если сам будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4, 21). Не надо при своих детях жаловаться на нужду или завидовать тем, кто лучше живет.

Если ваши дети ленивы , не хотят помогать вам в ваших делах, то вы не приучили их к трудолюбию, не привлекали к домашним делам, общим семейным заботам.

Если ваши дети неряшливы, неаккуратны – то вы предоставляли их собственной воле: не убирает постель – некогда, ложится поздно – лишь бы дома был, пусть смотрит телевизор и т. д.

Если ваши дети бесстыдны , ничего не боятся и не стесняются, вы в детстве не говорили им, что это некрасиво, например, когда ребенок ходит в полунагом виде в присутствии своих домашних (конечно, ребенок постарше), или девушка надевает какой-то наряд, слишком откровенно подчеркивающий или обнажающий какие-то части тела. Сами родители должны в этом подавать пример детям.

Если ваши дети завистливы , недоброжелательны к ближним, то вы не пресекли во время этот порок в детях, например, недовольство, когда предложили ребенку какую-то вещь, игрушку, одежду, а он оттолкнул их от себя, потому что лучше у Пети, а у него хуже. Такой поступок не должен пройти безнаказанно.

Родителям также не следует иметь любимцев , если в семье несколько детей. Не должно быть чего-то особенного, например в пище или игрушках, даже для ребенка младше других. Надо стараться мерить всех одной меркой – одинаковой похвалой, наградой и наказанием. Младших детей также следует наказывать за те проступки, за которые подвергаются взысканию и старшие дети (конечно, учитывая возрастные особенности младших и старших детей, т. е. поступать разумно). Самое главное – необходимо говорить детям, что зависть отвратительна Богу, это очень большой грех, даже зло произошло из зависти – об этом говорит Священное Писание (Каин и Авель; фарисеи ложно, из зависти, обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти)… «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему».

Уважаемые родители! Чтобы ваш ребенок не напоминал неукротимого, дикого, жестокого и беспощадного зверя, для которого не существуют ни законы, ни обязательства, ни вы сами, наказывайте детей с самых юных лет .

1. Нельзя наказывать за несовершенства и недостатки , доставшиеся ребенку от природы, например, неспособность к учебе или каким-то занятиям (при условии, что вы видите трудолюбие и прилежность его, но успехи более чем скромные).

2. Нельзя наказывать строго за шалость и проступки, свойственные юношескому легкомыслию или природной ветрености . Например, играя в футбол, ребенок по детской рассеянности разбил окно, или нечаянно дома – тарелку.

Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ними: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой. (Домострой. С. 46).

Необходимо наказывать детей и применять самое строгое и чувствительное средствотелесное наказание в следующих случаях.

1. Когда все другие меры оказались бесплодными (строгий разговор, лишение прогулки, стояние на коленях, даже угроза). И если оно употреблено, то ребенок должен его почувствовать и надолго запомнить.

2. Телесное наказание применяется, если проступки ребенка проистекают из упорства и злой воли, он не хочет сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения. Это, прежде всего, обман, кража, дерзость к родителям, невыполнение их распоряжений и указаний, жестокость по отношению к другим и т. д.

Конечно, телесное наказание есть первое и последнее средство, самое строгое и чувствительное.

К другим наказаниям относятся: временное лишение пищи – обеда, завтрака – оно особенно полезно против упрямства и лени; для неуживчивых, склонных к ссорам, мстительности детям действенным наказанием является запрет общения с товарищами и закрывание в определенную комнату. На достаточно чувствительных детей очень действует то, что за их поступки родители перестают с ними общаться или холодно, жестко разговаривают, показывают всем своим видом недовольство. Выговор и внушение, использующиеся как наказание, должны быть краткими, немногословными, а угрозы родителей приводимы в исполнение.

Исправление ребенка – вот главная цель наказаний. И все они должны быть отеческими и не переходить в жестокость, не должны совершаться во гневе. Это не месть, а следствие того, что ребенок совершил грех, оскорбил Бога, и об этом, в первую очередь, необходимо сказать ребенку.

При наказании детей всегда руководствуйтесь любовью – только исправление их, и более ничего. Таким образом, впоследствии они будут благодарны родителям, что их строго держали и добрым воспитанием направили в нужное русло жизни, сформировав христианина, достойного гражданина своего Отечества.

Пусть для всех нас, живущих в XXI веке, послужат напоминанием и примером слова известного церковного и государственного деятеля Сильвестра, жившего в эпоху Иоанна Грозного, автора книги «Домострой», что есть добродетельная жизнь христианина, какой раньше считали русские люди жизнь праведную, а от какой предостерегали.

…держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по Божественному Писанию. Видел, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями. А если какою виной душевной или телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, сокрушенно прося прощение, духовные его наставления с признательностью исполнял, чтобы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал мне. Даже если в чем не повинен, и несправедлива молва и брань или насмешка какая и упреки, и побои, все равно я во всем повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием Бог восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благотворите клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости, вас изгоняющих, ударившему тебя по щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй тому, кто отберет у тебя одежду твою и сорочку, и всем просящим у тебя подай, у отнимающего твое не требуй, а если кто-то попросит тебя пройти один переход – пройди с ним два», припоминая при том и молитву у причастия: «Господи мой, помилуй ненавидящих меня и враждующих со мной и поносящих меня, как и клевещущих на меня, пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и грешного, не пострадает во зле ни в нынешнем, ни в будущем веке, но – очисть их милостью своею и покрой их благодатью своею, всеблагий!»

И тем всегда утешал я себя, что не погрешил никогда против службы церковной с юных лет и до сего времени, разве что был болен; ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да простит во всем.

А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж…

А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил. Ты, чадо, тому подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и Бог наградит вдвойне. Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь свою по-христиански и в заповедях Твоих!

Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем. (Домострой. С. 169–171).

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».

Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись. Об этом говорят, например, такие стихи сегодняшнего времени.

И сестренку, и братишку я у мамы попрошу.
Но сказала мама строго: У тебя фантазий много,
Мы ковер сначала купим, люстру, лампы, мебель, бра.
…Ее папа рад, ее мама рада – вторую девчонку рожать не надо,
Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка,
Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска.

Совершенно новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» – значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет – его не видно, не слышно.

Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.

Сейчас смысловое пространство «детство» наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности, отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.

Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи .

В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.

В качестве заместителей родительского воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.

Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.

Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи, ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее – принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.

Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.



Загрузка...