transportoskola.ru

Когда дети начинают ходить норма. Во сколько начинают ходить дети? Правила и рекомендации. Что такое ходьба

После успешного освоения навыков поднимания головы, переворачивания, ползания и усаживания, ребенок начинает переходить к открытию новых горизонтов и пытается встать на ножки, а потом и сделать первый в своей жизни шаг.

Этот этап очень важен для и для малыша, и для его родителей, ведь недаром первые шаги ждут с таким же радостным нетерпением, как и первую улыбку или первый зубчик.

Разумеется, что у взрослых возникает немало вопросов, споров и даже страхов, касающихся наступления такой значительной вехи в развитии ребенка. Особенно, если малыш не спешит начинать ходить.

Нормы развития ребенка: во сколько месяцев он должен начать самостоятельно ходить?

Как и другие умения, навык хождения и первые шаги - абсолютно индивидуальны для каждого ребенка, поэтому ни в коем случае не стоит сравнивать свое чадо с детьми друзей, знакомых или соседей, которые вовсю хвастаются их ранними успехами и достижениями, а вы полагаете при этом, что с вашим малышом что-то не так.

Педиатры акцентируют внимание на том, что график развития, как правило, у каждого ребенка будет свой, с допустимым отклонением в ту или иную сторону от существующих медицинских норм. Поэтому, изучая всевозможную литературу и эти самые нормы, помните, что они являются всего лишь примерными средними показателями.

На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности. Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы.

Считается, что ребенок, здоровый физически и психологически, может начать ходить в возрасте от девяти месяцев до шестнадцати-восемнадцати. Как видите, этот диапазон не зря является таким широким, ведь скорость освоения навыка зависит от многих важных факторов.

Если же рассматривать подробно процесс вставания и начала хождения, то обычно все происходит следующим образом:

  • В девять месяцев ребенок пытается подняться на ножки, держась за кроватку или другую опору.
  • В течение девятого-десятого месяцев дети будут совершенствоваться в умении вставать и постепенно смогут делать это более уверенно, а также все дольше и дольше держаться на ножках.
  • В это же время малыш может совершать первые пробные шаги, держась за мебель или за ваши руки. Также вы можете поддерживать его под руками. Иногда можно заметить, как ребенок вдруг отпускает ручки и стоит несколько секунд, пошатываясь, но ни за что не держась.
  • В одиннадцать месяцев малыш осваивает сгибание коленей. Он может даже пытаться приседать из положения стоя, чтобы поднять с пола какую-то игрушку. Еще одно открытие для него - наклоны.
  • К году ребенок научится координировать свои движения, держать равновесие. Возможно, он уже вовсю топает с вами за руку, но все еще боится сделать первый шаг самостоятельно. Для этого тоже нужно время - скоро наступит момент, когда малыш отпустит вашу руку и пойдет сам.

Какие факторы влияют на развитие?

Среди наиболее значимых можно выделить:

  • Наследственность или генетический фактор.

Вспомните или спросите у мамы, сколько вам было, когда вы сделали свои первые шаги, ведь если ближайшие родственники малыша не отличались ранним развитием, то малыш априори не будет исключением.

  • Насколько ребенок активен и физически развит.

Если у него есть лишний вес, и он ленился ползать или садиться, то и начать ходить ему тоже будет тяжело, а стройный ребенок вскочит на ножки гораздо быстрее, к тому же, выносливость, развитость и крепость мышц и суставов несомненно пригодится малышу для самостоятельного передвижения.

  • Не забывайте и про разницу между мальчиками и девочками.

Последние немного опережают в развитии своих сверстников-мальчишек.

  • Также очень важен темперамент и характер малыша.

Бойкие и энергичные холерики или сангвиники, будучи неимоверными непоседами, просто не могут усидеть на одном месте, а значит, они будут изо всех сил стараться открыть для себя новые горизонты и встанут на ноги или пойдут даже без вашей помощи. А вот медлительные меланхолики и уравновешенные флегматики совершенно спокойно будут ползать или сидеть, познавая мир вот так - никуда не спеша.

Помимо этого, конечно же имеет значение здоровье и общее состояние ребенка, эмоциональный фон и атмосфера в семье, а также непосредственное участие родителей в процессе развития.

Почему ребенок может начать ходить раньше положенного?

Случается, что малыш может пытаться подняться на ноги и намного раньше положенного срока, к примеру, в семь месяцев. Проходит несколько недель, и он уже будет стараться сделать первые шаги.

Для многих педиатров вопрос существенного опережения норм является спорным. Они приводят вполне весомые аргументы неготовности организма маленького ребенка к таким нагрузкам. Действительно - всему свое время, однако если ваш кроха все же встает или пытается ходить раньше нормы, то насильно вы уже его никак не усадите. Поэтому позвольте малышу развиваться, но сами не провоцируйте на вставание или хождение.

Сегодня мир развивается гораздо быстрее, чем даже десять-двадцать лет назад. Увеличивается темп и скорость жизни, а детской акселерацией уже никого и не удивишь.

Также стоит обратить внимание на то, что часто маленькие дети, которые научились вставать, держась за бортики кроватки или манежа, еще не умеют самостоятельно сесть обратно. Если вы не усадите ребенка, то он может очень долго так простоять, а это чревато не только усталостью, но и непосильной нагрузкой на его неокрепший позвоночник и другие кости.

Последствия раннего хождения

Врачи и противники раннего хождения аргументируют свою позицию тем, что в таком случае есть риск возникновения или развития следующих проблем:

  • искривление позвоночника;
  • проблемы со спиной, тазобедренными суставами;
  • искривление ножек буквой О или Х;
  • косолапость и нарушение формирования стопы;
  • травмы.

Однако многие из этих опасных последствий больше надуманы, ведь если ребенок может подняться на ножки или сделать шаг, значит, его мускулатура уже достаточно для этого окрепла.

Вспомните, как будучи совсем маленьким, кроха пытался отталкиваться ножками от твердой поверхности, когда вы держали его под ручками в вертикальном положении. Тем не менее, несмотря на наличие рефлекса, пойти он не мог, ведь мышцы тогда еще не были настолько развитыми.

Поэтому не стоит переживать, если все происходит естественным путем, но и форсировать события тоже не нужно.

Почему ребенок опаздывает в развитии и начинает ходить поздно?

Но вот вы уже отпраздновали первый маленький юбилей ребенка, прошло еще полгода, а малыш так и не делает попыток вставать или ходить. В этом случае вам непременно надо проконсультироваться с доктором и пройти полное обследование.

Как правило, свои заключение должны дать: педиатр, ортопед, невролог, хирург и психолог. Возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Иногда выясняется, что никаких серьезных проблем или патологий у ребенка нет. Просто он, будучи вполне здоровым, совершенно не хочет ходить.

Такое состояние может быть вызвано следующими причинами:

  • у малыша очень слабые и неразвитые мышцы;
  • критически низкий вес, причиной которого является неправильное или неполноценное питание, дефицит в организме витаминов и жизненно важных веществ;
  • лишний вес - обратная сторона медали;
  • ребенок родился недоношенным;
  • с крохой никто не занимается, у него отсутствует мотивация и стимулы для освоения нового навыка;
  • ребенок постоянно пребывает в замкнутом пространстве (манеж) или его держат только в ходунках;
  • стресс или нервное потрясение - ни один ребенок не станет делать первые шаги, если не будет чувствовать себя в безопасности;
  • малыш уже пробовал вставать или ходить, но произошло что-то негативное, что его сильно испугало, к примеру, он упал и получил травму, на него кричали и т. д.

К слову, сами родители могут быть причиной задержки развития своего ребенка, излишне его опекая или демонстрируя пример неправильного поведения.

Эти причины не являются опасными, ведь их можно решить достаточно быстро и просто. Гораздо хуже, если проблема будет заключаться в какой-либо патологии или аномалии развития, вызывающей задержку.

Это могут быть и всевозможные врожденные или приобретенные заболевания, и последствия тяжелой беременности или родов, и серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения неврологического характера. В таком случае потребуется полноценное лечение и целый комплекс дополнительных мер и действий.

Последствия задержки

Если ваш ребенок полностью здоров, но не начал ходить в положенный срок, не стоит паниковать. Он обязательно пойдет, когда будет к этому готов. Просто постарайтесь исключить все возможные факторы задержки и занимайтесь с малышом, развивайте его, мотивируйте, помогайте ему всеми доступными методами.

Педиатры также отмечают, что иногда детям бывает сложно осваивать два навыка сразу, к примеру, ребенок может позднее пойти, потому что как раз в это же время у него интенсивно развивается речь, а значит, он раньше заговорит.

Разумеется, если причина задержки развития все же в патологии или заболевании, то может быть отставание и при освоении других навыков.

Можно ли помочь малышу пойти в срок: основные способы и рекомендации врачей

Поскольку освоение новой двигательной активности может оказаться для ребенка не совсем простой задачей, вы должны максимально ему помочь.

Заметьте важный момент - не заставить или научить ходить, когда захотите вы, а поддержать и помочь, когда будет готов физически и психологически сам малыш, выражающий желание и стремление пойти.

Для этого существует несколько несложных способов.

Гимнастика и физические упражнения

Чем больше заниматься с ребенком, тем сильнее и развитие у него будут мышцы.

Физически активному малышу гораздо проще осваивать каждый этап развития, поэтому обязательно выполняйте с ним сначала простую гимнастику, а затем, по мере взросления, и всевозможные специальные упражнения, помогающие укрепить мускулатуру и подготовить ее к нагрузкам, развивающие чувство равновесия и координацию движений.

После полугода и до девяти месяцев подойдут занятия на фитболе. Усложняйте те упражнения, которые вы делали с ребенком на мяче ранее. Теперь он может и сидеть на нем с вашей поддержкой, и лежать на спинке или животике.

Настала очередь тренироваться стоять. Сначала посадите малыша на фитбол спинкой к себе, поддерживая его под руки, покачайте ребенка на мяче в разные стороны, вперед и назад. Потом поставьте его на мяч и покачивайте уже в таком положении.

После девяти месяцев, помимо стандартных развивающих упражнений, как «велосипед», «ножницы» или махи ножками и ручками, начинайте выполнять более сложную, комплексную гимнастику.

  • Показывайте малышу, как можно стоять.

Для этого сядьте рядом с ним на пол или другую твердую поверхность так, чтобы он сидел на корточках к вам лицом. Потом обхватите его в области грудной клетки и приподнимайте вверх - ребенок должен полностью распрямить ноги и упереться ими в пол.

  • Предыдущее упражнение гораздо веселее выполнять под музыку, делая просто ритмичные прыжки.

Также можно рассказывать малышу какую-то тематическую потешку.

  • Если ребенок быстро и уверенно ползает, а также может подняться сам на ножки, держась за опору, устройте ему настоящую погоню за любимой игрушкой.

Пусть она перемещается сначала по полу, будто «убегая» от него, а потом спрячется где-то повыше, к примеру, на кресле, диване или стуле. Тогда малышу придется встать на ножки, чтобы достать ее.

  • С десяти месяцев, если кроха уже пробовал делать первые шаги, держась за руки, можно делать упражнение с каталкой или коляской.

Суть в том, чтобы ребенок шел за катящейся коляской, держась за ее ручку.

  • Когда малыш начнет уверенно стоять, можно использовать палки, на подобие лыжных, или два шеста.

Ребенку нужно взяться за эти палки, а взрослому - положить свои руки сверху и шагать вместе с крохой, переставляя палки и опираясь на них, как и при ходьбе на лыжах.

  • Также хорошо помогает хождение в обруче.

Пусть малыш стоит внутри него, а вы передвигайте обруч в разные стороны, чтобы подтолкнуть ребенка по-разному двигаться, к примеру, ходить по кругу, идти вперед или назад.

  • Если малыш уже вовсю топает с вами за руку, сделайте ему препятствие в виде натянутой между мебелью веревки.

Он должен научиться переступать через веревку. Постепенно увеличивайте высоту препятствия.

Очень эффективным для общего развития ребенка будет плавание, которое и укрепит все мышцы тела малыша, и закалит его.

Массаж и прочие способы

При некоторых затруднениях или отклонениях от нормы в ходьбе, нарушениях неврологического характера либо других проблемах ребенку обычно назначают лечебный массаж.

Обязательно найдите хорошего специалиста, который мог бы делать его малышу, так как самостоятельно вы такую процедуру выполнить не сможете.

Кроме того, старайтесь заинтересовать ребенка ходьбой, мотивировать его:

  • выбирайте для крохи новые и интересные маршруты для освоения нового пространства вашего дома или квартиры;
  • играйте с малышом - отходите от него на несколько шагов и зовите к себе, но подстрахуйте в случае падения;
  • если нет коляски или каталки, используйте естественные опоры, как небольшую табуреточку, чтобы делать самостоятельные шаги;
  • не паникуйте и не показывайте своего испуга ребенку, если он вдруг упадет - так вы можете отбить у него охоту ходить вообще. Если малыш упал на попу, просто улыбнитесь, скажите «бух» и помогите ему подняться;
  • если есть возможность общения со сверстниками, позволяйте детям играть вместе - глядя друг на друга или на чуть старших друзей, они гораздо быстрее научатся и вставать, и ходить;
  • обязательно хвалите кроху за каждый маленький успех.

Ходунки и другие приспособления - больше пользы или вреда?

Также вы можете найти различные приспособления, которые должны помогать в обучении и способствовать скорейшему освоению навыка ходьбы. Среди таких приспособлений есть и уже вышеназванная коляска или каталка, а также ходунки и вожжи-поводок.

Несмотря на то, что многие считают их очень полезными и нужными для ребенка, противники подобных товаров приводят массу аргументов, доказывая, что те же ходунки или вожжи на самом деле только вредят малышу и наоборот замедляют обучение.

Что касается ходунков, то они могут быть опасны в следующих случаях:

  • если модель приспособления не отвечает нормам безопасности и может привести к травмам ребенка;
  • если малыш еще не сидит самостоятельно, а его уже ставят в ходунки;
  • если ребенка оставляют в ходунках одного надолго и без присмотра;
  • если он находится в ходунках в течение длительного времени без перерыва - это создает излишнюю нагрузку для спины малыша.

На самом деле, польза от ходунков больше ощутима для родителей, чем для ребенка. Находясь в этом приспособлении, малыш застрахован от падений, он на виду и никуда не денется, как если бы ползал сам на четвереньках.

Но вот вряд ли это может помочь научиться ходить, ведь ребенок просто катается в ходунках, отталкиваясь от пола ногами. К тому же, в дальнейшем он будет лениться ходить самостоятельно, привыкнув полагаться на своего «помощника».

Насчет коляски-каталки было написано выше. Обычно деткам нравится ее толкать перед собой, плюс - она подходит по росту, в отличие от игрушечной коляски. Используя это приспособление, вы помогаете малышу перемещаться самостоятельно, при этом он будет чувствовать себя вполне уверенно и сможет не терять равновесие.

Вожжи-поводок - довольно своеобразное приспособление, в точности повторяющее конструкцию и внешний вид поводка для собаки. Многие родители именно поэтому и не приобретают вожжи.

Но если ваш ребенок делает только первые шаги, а с координацией движений у него пока не очень выходит, поводок, как страховочная лонжа, не позволит ему упасть. Впрочем, падения - тоже часть обучения, ведь не научившись падать, он не научится и вставать.

Готовим комнату для ребенка с соблюдением всех мер безопасности

После того, как малыш начнет вставать и делать первые шаги, вы должны создать все необходимые условия для его качественного, но главное - безопасного передвижения по дому или квартире.

  • Нельзя, чтобы пол был холодным или скользким.

Ограничьте хотя бы на первое время перемещение ребенка по линолеуму, кафелю или паркету. Идеальным станет мягкое ковровое покрытие.

  • Поскольку мебель будет использоваться, как опора, на пути у малыша не должно быть ничего неустойчивого или того, что может упасть.

Уберите все шаткие полки и стеллажи, большие цветочные горшки или вазы и т. д.

  • Защитите углы мебели и стен специальными резиновыми или силиконовыми накладками.
  • Поставьте предохранители или замки на двери шкафчиков и ящики.
  • Все ценные, тяжелые или хрупкие предметы должны быть спрятаны далеко и надежно.

Это же касается острых, колющих и режущих предметов, бытовой химии, лекарств.

  • Лучше убрать со столов скатерти, ведь их так весело стягивать вместе со всем содержимым на пол.

Длинные шторы можно закладывать на подоконник.

  • Электрические розетки должны быть заблокированы специальными заглушками, а провода - спрятаны.
  • Если в доме есть лестница, покупайте ворота или ставьте блокираторы.

Очень сложно предугадать все, но попытайтесь максимально обеспечить малышу пространство для перемещения и расширьте его возможности для безопасной и веселой ходьбы.

Причины и особенности отклонений от нормы

Начиная ходить ребенок может передвигаться по-разному, и не всегда это будет правильно. Некоторые дети ходят, ставя стопы параллельно друг другу, а другие наоборот - носками врозь. У многих можно заметить, как они стараются при ходьбе словно «печатать» каждый шаг, ведь перекатывать маленькую ступню с пятки на носок они еще не умеют.

Обязательно проходите плановые осмотры у педиатра и консультируйтесь с ортопедом, если у вас возникают какие-либо подозрения или вопросы. Ребенок может ставить ступни носками врозь, потому что он пытается так удержать равновесие, а со временем, когда научится это делать, начнет ставить ножки ровнее.

В то же время, иногда те малыши, которые изначально ставили ступни ровно, потом могут косолапить. Ваша задача - вовремя заметить проблему и показать ребенка доктору.

Еще одним отклонением от нормы может быть то, что малыш пытается ходить на носочках. Ничего страшного в этом нет. Зачастую причиной такой особенности становится гипертонус, который легко убрать с помощью массажей, ванночек, физиопроцедур и другой профилактической терапии.

Доктор Комаровский развеет все сомнения и страхи, связанные у мам с хождением детей на цыпочках.

Обувь для малыша - стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?

Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.

Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.

Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:

  • она должна быть только натуральной - подойдет мягкая кожа или замша;
  • проверьте - обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
  • чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
  • если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
  • если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть - мягкими;
  • супинатор тоже следует выбирать гибкий.

Первые шаги - это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.

До года малыш делает огромный скачок в своем развитии. Родители внимательно следят за всеми этапами взросления крохи. Особенно их волнует, когда ребенок начнет ходить, потому, что это психологически важный момент перехода из младенчества в период раннего детства.

Когда ждать первые шаги

Во сколько месяцев дети начинают ходить зависит от многих индивидуальных факторов. Усредненная норма – около года. Но некоторые дети идут раньше, некоторые чуть позже. И тот, и другой вариант считается нормальным. Однако врачи особо не приветствуют раннее хождение до 10 месяцев. Они считают его не показателем раннего развития, а фактором риска возникновения проблем ортопедического характера. Кости еще недостаточно крепкие и могут деформироваться под собственным весом малыша.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но эти первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.

Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Важно знать! В этот период родителям нужно удержаться от форсирования событий. До 10 месяцев ходить самостоятельно опасно так как кости еще недостаточно окрепли. Займитесь лучше умственным развитием ребенка, учите новые слова или собирайте пирамидку.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Иногда родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

Особенности ходьбы грудничков и правила безопасности

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

  1. Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  2. Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  3. Параллельная постановка стоп.

Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

Психологическая поддержка малыша при обучении ходьбе

Период обучения самостоятельной ходьбе совпадает с активным развитием речи. В 8 месяцев кроха начинает произносить разрозненные слоги, а к 10 месяцам – общается при помощи первых слов: дай, на, мама, папа. Но пассивная речь у грудничка развита намного лучше активной. Он хорошо понимает что ему говорят. Улавливает кроха и тон разговора взрослых.

Важно положительно комментировать усилия ребенка. Для развития речи необходимо называть действия малыша: идет, стоит, держится ручками. Подбадривание при помощи уверенного и спокойного тона покажет ребенку, что он действует правильно, взрослый рядом, а он в безопасности, несмотря на новый непривычный вид деятельности. Не нужно родителям показывать свой испуг и при падении крохи.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

Когда ребенок начинает ходить, это указывает на то, что произошло полное урегулирование систем в организме, отвечающих за этот сложный процесс. Сколько ему при этом будет месяцев, не важно, если он самостоятельно получил этот навык. Чтобы ребенок начал самостоятельно передвигаться без поддержки, должны быть развиты двигательно-моторные навыки, позволившие ему принять вертикальное положение тела и сделать свои первые шаги. Во сколько месяцев это произойдет, зависит от генетических особенностей организма и общего развития малыша.

Родители при нормальном состоянии здоровья младенца, выполняющие все рекомендации педиатра по формированию правильных произвольных навыков, могут получить хорошие результаты в более ранние сроки. Не следует беспокоиться, во сколько пойдет ребенок, если педиатр считает, что развитие малыша соответствует нормам. Должно пройти время, чтобы малыш начал ходить естественным образом. Неизвестно, сколько времени понадобится малышу, чтобы научиться твердо стоять на ногах и передвигаться в пространстве, сохраняя равновесие.

Когда ребенок начинает ходить, он совершает координированные движения ног и рук, и одновременно поддерживает равновесие своего тела. Эти умения и навыки формируются от рождения и до полутора лет, и норма, определяющая сроки начала самостоятельного хождения, не установлена.

Что такое ходьба

Ходьбой называется перемещение тела в пространстве под управлением головного мозга и центральной нервной системы. Каждый шаг состоит из переменных, согласованных движений мышц, которые называют сгибателями и разгибателями.

Когда ребенок должен начать ходить, у него появляется согласованная работа рецепторов, сухожилий, связок, мышц. Прежде чем это сделать, требуется научиться управлять движениями мускулов и быть способным их координировать. В каком возрасте это произойдет, зависит от многих причин.

Ходьбе мозг учится достаточно долго, и хорошее управление движениями формируется после 4 лет. До этого возраста идет созревание клеток головного мозга и центральной нервной системы. Девочки и мальчики начинают самостоятельно принимать вертикальное положение после 6 месяцев. После того как ребенок начал передвигаться с опорой, и активно тренирует свои мышцы и мозг, нужно ожидать, что он сделает свой первый шаг самостоятельно и будет развивать это умение дальше.

Мальчики и девочки могут пойти в любом возрасте, этот навык не зависит от пола. Они сделают свой первый шаг, когда их нервная система будет достаточно сформирована для этого.

Вся жизнь маленького ребенка до ходьбы должна быть подчинена подготовке к этому важному событию. Чтобы опорно-двигательный аппарат был готов к движению, нужно соблюдать основные этапы в формировании двигательного развития у ребенка.

Через какие этапы формируется навык

Произвольные навыки должны формироваться постепенно, плавно вытекая друг из друга. Это естественный процесс развития, за которым следует наблюдать, и не торопить события. Нужно сформировать по очереди способности:

  • поднимать и удерживать голову;
  • поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки;
  • поворачиваться со спины на бок и живот;
  • пониматься из положения лежа с опорой на ноги и руки;
  • ползать;
  • принимать вертикальное положение с опорой;
  • ходить с опорой;
  • ходить без опоры.

Только правильное развитие малыша позволит ему сформировать центральную нервную систему и начать ходить в тот период, когда детский организм будет к этому готов.

В чем важность этапов

Первые произвольные движения появляются у младенца уже около полутора месяцев. Выложенный на живот, он поднимает и удерживает голову. Это движение заставляет развиваться центр речи, и малыш начинает произносить первые звуки, которые педиатры называют гуление.

Способность контролировать положение головы в пространстве сменяется в возрасте 3 месяцев умением поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки. Это умение развивает зрительно-моторные навыки. Дети после этого начинают осмысленно тянуться к игрушке и захватывать ее ручкой, пробуя на вкус.

В возрасте 4 месяцев реализуется очень важный навык. Малыш начинает поворачиваться со спины на бок и живот. Родители должны отработать повороты в обе стороны, чтобы мозг развивался равномерно. При достаточной тренировке этого навыка малыш начинает лепетать.

После того, как малыш освоил перевороты, он большую часть времени должен проводить в положении лежа на животе. Это происходит в возрасте около 5 месяцев. Такая позиция позволит ему развиваться правильно. Если ребенка оставлять во время бодрствования на животе, то после 6 месяцев он постепенно научится ползать, и это намного важнее для его развития в этом возрасте, чем ходить.

Осваивая навык ползания, дети совершенствуют тонические мышцы, отвечающие за позу, удерживающую положение тела. Этот этап позволяет ребенку сформировать в будущем правильную осанку при статичном положении тела. В это же время происходит тренировка вестибулярного аппарата и формируется зрительное пространство.

Ползание способствует дальнейшему развитию речи, и ребенок начинает говорить слогами. В это же время ребенок начинает самостоятельно садиться и менять положение тела.

Пройдя все эти этапы, ребенок может пойти самостоятельно. Принятие вертикального положения может произойти во втором полугодии жизни во время ползания.

Малыш начинает ходить самостоятельно в тот момент, когда проходит без опоры несколько метров. У многих детей это происходит ровно в год, у других навык формируется в возрасте до 18 месяцев.

В чем опасность раннего начала ходьбы

Некоторые родители в начале ползанья допускают ошибку и усаживают младенца в ходунки или прыгунки. Этим они нарушают естественный процесс формирования совместных произвольных двигательно-моторных навыков. В детских тренажерах большей частью работают ноги, а руки отстают в развитии, что потом скажется на развитии мелкой моторики и речевой функции.

Приспособлениями для развития мышц ног можно пользоваться только после рекомендации врача, который считает, что тренировка мышц необходима для ребенка.

Для здоровых малышей такие занятия могут быть вредны:

  1. Дети, не прошедшие все этапы развития и освоившие хождение с помощью тренажеров, в возрасте до 6 лет теряют равновесие и падают намного чаще, чем их сверстники, научившиеся ходить естественным способом.
  2. Дети, пропустившие стадию ползания, не научились правильно приземляться на руки. Это делает их более уязвимыми при падении и становится причиной травм головы и опорно-двигательного аппарата.
  3. После тренажеров у ребенка могут развиться патологические состояния опорно-двигательного аппарата, которые придется корректировать с помощью невропатолога и ортопеда до 4-5 лет.

Когда дети делают ранние первые шаги до года, часто выявляются ортопедические заболевания, требующие врачебного контроля. Родители в этот момент должны внимательно следить за положением стоп на плоскости, оценивать походку и осанку ребенка. Если что-то покажется необычным, нужно обратиться за консультацией к ортопеду и обсудить с ним сложившуюся ситуацию.

В каком возрасте ребенок начинает ходить? Если верить специалистам, то они утверждают, что малыш должен начинать ходить самостоятельно около года. Но данное утверждение отражает среднестатистические показатели, а каждый маленький человек является индивидуальностью. И поэтому он может становиться на ножки и делать первые шажочки немного раньше, или позже. Основная часть детей осваивает ходьбу в промежутке от девяти месяцев и до полутора лет.

Данное явление происходит не сразу. Вначале кроха потихоньку встает, затем передвигает ножками, держась за опору или руку взрослого, а уже через некоторое время обретает способность передвигаться самостоятельно.

Отчего зависят сроки

Отчего зависит, со скольки месяцев ребенок начинает ходить? Для этого существует ряд факторов:

  1. Особенности наследственности. Часто бывает, как показывают наблюдения, что если один из родителей начал ходить рано, то и малыш этот навык осваивает быстрее своих ровесников.
  2. Немалую роль играет конституциональная особенность и пол. Девочки и худенькие дети обоего пола первые шаги совершают раньше.
  3. Сроки начала ходьбы определяются и особенностями темперамента малыша. Если он непоседа, и постоянно активно изучает мир, то и пойдет он быстрее. Спокойные и более уравновешенные дети не так сильно спешат это делать.
  4. Роль играет также и состояние мускулатуры. Поэтому очень важно, чтобы родители занимались с ребенком и помогали ему окрепнуть.
  5. Ребенок начнет передвигаться позже, если в квартире нет для этого условий. Тот же эффект дает использование ходунков. Они позволяют малышу исследовать мир быстро и без особого напряжения, а ходьба требует приложения сил.
  6. Позднее осваивают самостоятельную ходьбу дети, которые в этот период интенсивно учатся разговаривать. Освоение двух навыков сразу – это тяжелая задача для малыша.

Малыш, который начал перемещаться на ножках, вначале ходит несколько иначе, чем взрослый человек, и данное явление не является патологией. Это проявляется так:

  • ступни у него становятся параллельно друг другу;
  • он не умеет перекатывать стопу с пяточки на носочек;
  • неумение держать устойчивое равновесие приводит к тому, что он часто падает.

Учитывая все вышеприведенные моменты, необходимо постоянно следить за малышом, поскольку в первое время его перемещений появляется высокая вероятность травматизации.

Если малыш упал, то не стоит сразу бить тревогу, дело в том, что косточки у него отличаются прочностью и некоторой «мягкостью», поэтому переломы в этом возрасте происходят крайне редко. После того, как карапуз упадет, к нему не нужно сразу бежать и поднимать, лучше всего тихо и ласково ободрить его, а потом подождать, чтобы он встал и продолжил путь самостоятельно.

Родители должны для безопасности убрать все предметы, о которые можно сильно удариться, а углы желательно прикрыть чем-нибудь мягким.



Если ребенок начал ходить раньше или позже

Теперь, когда стало ясно, со скольки месяцев дети начинают ходить, то возникает вопрос, а хорошо ли, если малыш начинает перемещаться несколько раньше вышеуказанных сроков? Радоваться такому событию не следует. Дело в том, что мышцы пресса и спины, а также позвоночный столб не имеют необходимой крепости для осуществления прямохождения.
Особенно опасно, когда нагрузка возникает у крупных и упитанных детей. В этом случае велика вероятность развития проблем с мышцами и костной системой ног. Некоторые родители еще и пытаются форсировать данный процесс, чем наносят большой урон здоровью своего малыша. При этом страдают не только голени, но и стопы, которые подвергаются искривлению.

С опозданием малыш ходит из-за того, что во время наступления подходящего возраста, у него еще не совсем готова к этому опорно-двигательная система. Причиной может стать серьезное заболевание, в том числе и неврологического характера, а также результаты родовой травматизации.

Как помочь малышу

Не зависимо от того, со скольки лет дети начинают ходить, нужно начинать подготовку к этому процессу заранее. Природой предусмотрено, чтобы все процессы развития протекали своевременно. Но если родители при этом будут оказывать максимальную помощь, то процесс пойдет своевременно и более предсказуемо.

  1. С первых месяцев следует проводить массаж и делать специальные упражнения. Важно для начала научить карапуза переворачиваться на животик и держать головку, потом садиться, затем вставать. Следующим этапом за этим идет хождение.
  2. В возрасте около 10 месяцев рекомендуется пройти в специальный бассейн, где есть программа тренировок для самых маленьких.
  3. После 11 месяцев следует подбирать такие игры, которые будут стимулировать желание ходить. По разным местам комнаты можно расставить игрушки и предоставить ребенку пространство для развития навыка.
  4. Помогут на первых порах игрушки-каталки. Карапуз будет толкать ее перед собой, и постепенно продвигаться вперед все увереннее. Прыгунки и ходунки в этом деле оказывают негативное влияние.




При всем желании, чтобы малыш начал подниматься и передвигаться самостоятельно, во всем следует соблюдать меру, и прежде чем начинать активную помощь, посоветоваться с педиатром.

Какая нужна обувь

Многие родители интересуются, нужна ли обувь, когда ребенок начинает ходить. И если да, то как ее выбирать правильно? Ответ на такой вопрос только один – обувь в данном случае совершенно необходима, а для ее выбора необходимо соблюдать правила:

  • туфельки должны быть только из натуральных материалов (кожаные или замшевые);
  • важно, чтобы подошва была тонкой и упругой;
  • следует покупать только обувь с твердым задником и небольшим каблучком;
  • по бокам и спереди туфли должны быть мягкими;
  • обязательно должен присутствовать супинатор, только в этом случае есть гарантия правильного формирования свода стопы.

Малыш ходит на носочках

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, Комаровский советует внимательно посмотреть, как именно он это делает. Если он ступает на носочках, а пяточки держит высоко, то причины этого могут быть разные.

Иногда карапуз просто балуется и пробует новый для себя необычный и новый способ передвижения. В таком случае это происходит эпизодически, и не должно волновать родителей. В ряде случаев таким способом малютка привлекает к себе внимание.

Но если хождение на носочках продолжается постоянно, и ребенок даже не пытается опереться на всю стопу, то это уже тревожный признак, и требует он немедленного принятия мер. Не следует также и самостоятельно пытаться исправить ситуацию, лучше всего обратиться к педиатру и детскому неврологу. В ряде случаев помогает нормализовать состояние массаж, особые гимнастические упражнения и физиотерапия.

Важным симптомом наличия отклонений является факт, когда малыш не ходит. И даже не пытается это сделать после полутора лет. Особенно, если он при этом проявляет очень низкую активность, вялый и апатичный. В том случае, когда карапуз нормально кушает, спит, активно поворачивается, ползает и самостоятельно садится, то рекомендуется немного подождать, так как налицо все признаки того, что он скоро пойдет.



Загрузка...